Методика изучения публицистического стиля речи в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать способы реализации ценностного подхода при работе с публицистическим текстом.
Задачи:
рассмотреть ценностный (или аксиологический) подход;
изучить роль текста в формировании ценностного отношения;
раскрыть особенности публицистического стиля речи;
разработать урок, в котором будет прослеживаться реализация ценностного подхода при работе с публицистическим текстом.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

Уместно на данном этапе работы ввести понятие  «контекстные антонимы» и дать задание  ученикам найти их во 2-ом абзаце. В  нём таковыми являются: «двадцать  три – один», «русский – киргиз», «мигрант – студенты столичных вузов». Следует указать, с какой целью  автор использует данное художественное средство, как усиливается воздействие  на читателя и как этот приём помогает выразить авторскую позицию.

Далее ученикам предлагается заметка из газеты «Комсомольская правда».

Вчера утром жильцы дома № 5 по улице  Маяковского в Химках проснулись от воя милицейских сирен. 

Машины окружили двор, где у забора детского сада вповалку лежали пять истерзанных  трупов. Вместо лиц - кровавое месиво. Тем  не менее сразу стало ясно: погибшие - местные бомжи. 

Жертв могло быть шесть - еще одна женщина по имени Лена чудом осталась жива. В  состоянии комы ее увезли в больницу. 

Прокуратура Химок возбудила уголовное  дело по статье «убийство более двух лиц».

- Все произошло около четырех  ночи, - рассказал «КП» следователь  по особо важным делам Мособлпрокуратуры  Михаил БУРНАШЕВ.  - Били исключительно  по головам.

Важная деталь - убийцы действовали  настолько четко и слаженно, что  жильцы дома даже не проснулись. Не было слышно ни криков, ни шума. На пьяные разборки бомжей, которые нередко заканчиваются  убийствами, никак не похоже. Все наводит на мысль, что кто-то специально пришел на улицу Маяковского с единственной целью - убивать.

- Так обычно орудуют скинхеды, - неофициально шепнул нам один  из оперов. - Скорее всего, их  было много: небольшая группа  не справилась бы с такой  компанией. Сами посмотрите: убитые  - мужчины крепкие, под 100 кило  весом. 

- Мы рассматриваем несколько  версий, - рассказывает Михаил Бурнашев. - Допускаем, что убийство могло  быть вызвано антиобщественным  образом жизни погибших.

Понятно, что добропорядочные граждане, несмотря на ненависть к деклассированным элементам, на убийство не пойдут. Другое дело -  молодежные группировки. По слухам, на отверженных обществом бомжах они «набивают руку» - готовятся  к еще более громким преступлениям.

(А.Бойко)

Проводится  сопоставительный анализ двух текстов. Ученики должны увидеть сходства и различия в описанных ситуациях. В обоих текстах мы имеем дело с проявлением крайней жестокости по отношению к людям, но если в  первом случае агрессия основана на межнациональной  розни, то во втором – жертвами становится группа социально незащищённых лиц. Таким образом, ученики должны понять, что в радикально настроенных  молодёжных группировках вообще отсутствует  понятие о ценности человеческой жизни.

Для того чтобы старшеклассники смогли выразить своё мнение по поводу этого события, мы предлагаем им комментарии к этой заметке, оставленные интернет-пользователями.

  «Давно пора всех бомжей замочить, ибо это не люди, если позволяют довести себя до нечеловеческой степени. И по фигу, кто это сделал. Все равно за бомжами никто плакать не будет» (Джа Римский).

  «Давно пора бомжей выселить из столицы, а лучше мочкануть где-нибудь втихаря» (7).

  «Всеми руками за! Бешеных собак тоже отстреливают» (Nata).

Ученики должны возразить авторам данных суждений, но, несмотря на низкий культурный уровень выражений, сделать это  в этически корректной форме, выражая  тем самым своё превосходство  не только в идейном, но и в языковом плане. Для этого учитель предлагает ряд выражений, позволяющих справиться с поставленной задачей, например:

    • Автор, по-моему не совсем прав, утверждая, что…
    • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
    • Авторская точка зрения, как мне кажется довольно спорна.
    • Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что…
    • Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнения в правоте его утверждений.

Использование подобных фраз поможет старшеклассникам и при написании части С  ЕГЭ.

Далее следует  обратиться к другому аспекту  исходного текста: личной ответственности  каждого за свои поступки. Задаётся следующий вопрос: как вы понимаете выражение Адабашьяна «личная гигиена»? После ответов учащиеся читают отрывок из сочинения по данному тексту и отвечают на вопрос: правильно ли понял ученик проблему, поднятую в тексте?

Стык цивилизаций – это один из наиболее острых вопросов, волнующих  современное общество.

Активное укрепление экономических  отношений Запада и Востока и  как следствие неизбежное столкновение культур и религий, не могут не привести к конфликтам. Непрекращающиеся войны на среднем Востоке –  прекрасное тому подтверждение. И если страны не могут мирно урегулировать  отношения между собой, то вполне логично, что и люди проявляют  агрессию и нетерпимость друг к другу. Ксенофобия как общественное явление  пройдёт, как только утихнут распри между странами, и, пока это не произошло, бессмысленно пытаться как-то влиять на ситуацию.

Старшеклассники должны отметить, что автор сочинения  занимает пассивную позицию по отношению  к данной проблеме, что абсолютно  идёт в разрез с идеями И.Руденко. Ученик снимает с себя и с виновников преступления ответственность, не заметив  призыв к «личной гигиене».

В конце  занятия ученикам надо найти в  тексте слова, которые бы они вписали  в свою собственную книгу афоризмов  и которые, возможно, стали бы их жизненным принципом. Эти слова: «Нетерпимым можно и надо быть лишь к нетерпимости».

На дом  задаётся на основе проделанной работы написать сочинение-рассуждение по исходному тексту.

Заключение

 В ходе работы были выявлены основные признаки ценностного подхода в современном образовании, раскрыты особенности публицистического стиля речи, а также практически был показан способ реализации ценностного подхода на уроках русского языка при работе с публицистическим текстом.

Было  доказано, что публицистический текст  является одним из важнейших средств  формирования основных жизненных ценностей  у учащихся, а это в свою очередь является наиболее приоритетной задачей современного образовательного процесса.

Мы увидели, что в публицистических текстах, наряду с художественными, формируется  «ценностное поле» не только отдельного человека, но и всего народа. В  связи с этим, задача учителя русского языка при работе с такими текстами, погрузить ученика в это поле, приобщить его к основным ценностям  русского народа. При этом учитель  должен использовать различные приемы и методы, что было продемонстрировано во второй части данной работы.

Помимо  реализации воспитательной цели, учитель  при работе с публицистическим текстом  должен обращать внимание на тот факт, что публицистика составляет основной корпус текстов ЕГЭ в части С, и давать такие задания, которые могли бы подготовить старшеклассника к написанию сочинения-рассуждения по тексту.

Таким образом, работа с публицистическим текстом  является не только важной составляющей лингвистического образования в школе, но и способствует реализации основных целей и задач современного образования.

 

Список  использованной литературы

  1. Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку [Текст] // Русский язык в школе. - 2009. - №9.-С.3-8.
  2. Бердникова Л.И. Русский язык в системе развивающего обучения. -Оренбург, 1997.
  3. Битянова М.Р. Ценностный аспект современного образования. – www.tochkapsy.ru/index.php?inc=copilka&what=method
  4. Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. - М., 1986.
  5. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - Айрис-Пресс, 2010 г.
  6. Гущина Н.А. Аксиологические аспекты отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций педагога. – lib.ua-ru.net/diss/cont/107329.html
  7. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку//Русский язык в школе. -1993. - № 3
  8. Егорова Г.Т. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3(С). – М., 2011.
  9. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. – Оренбург, 1996.
  10. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: учебник. – Флинта, 2008.
  11. Кулаева Г.М. О формировании у учащихся ценностного отношения к русскому языку // «Русский язык в школе», №8, 2007.
  12. Моторкова И.В. Языковые особенности публицистического стиля. – rus.1september.ru/article.php?ID=200800501\
  13. Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры письменной речи. -М„ 1985.
  14. Пахнова Т.М. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – Дрофа, 2011.
  15. Пахнова Т.М. Интенсивная подготовка к ЕГЭ на основе работы с текстом // Русский язык и литература для школьников. - 2009. - №1.
  16. Скворцов Л. И. Язык, культура и нравственность. // Русский язык в школе, 1994, № 2.
  17. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.
  18. Хорошенкова А.В. Формирование ценностного эстетического отношения как личностного образования старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам. – www.childpsy.ru/upload/dissertations/c22001.html
  19. Чуприкова А.И. Совершенствование видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка (практическое пособие). - zelensk.68edu.ru/32.html
  20. Шульгина Н.П. Работа с текстом как средство осуществления личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку.// Русский язык в школе, 2003, №3.

 

 

 

 

 

 

1 Кирьякова А.В. «Теория ориентации личности в мире ценностей» - Оренбург, 1996г.  

2 Гущина Н.А. «Аксиологические аспекты отечественного образования» // lib.ua-ru.net/diss/cont/107329.html

3 Битянова М.Р. «Ценностный аспект современного образования»//  www.tochkapsy.ru/index.php&inc=copilka&what=method

 


Информация о работе Методика изучения публицистического стиля речи в старших классах