Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать способы реализации ценностного подхода при работе с публицистическим текстом.
Задачи:
рассмотреть ценностный (или аксиологический) подход;
изучить роль текста в формировании ценностного отношения;
раскрыть особенности публицистического стиля речи;
разработать урок, в котором будет прослеживаться реализация ценностного подхода при работе с публицистическим текстом.
Введение
В современном российском
обществе происходят значительные преобразования.
Они ориентированы на серьезное
и глубокое переосмысление роли и
значения человека, осознание человеческой
личности в качестве важнейшей общественной
ценности. В этой связи общая основа
современной стратегии
Именно поэтому в современной ситуации цели воспитания становятся и целями образования: доминирует гуманитарная направленность содержания и педагогических технологий. Гуманитаризация образования ориентирована на выявление личностного смысла жизнедеятельности учащихся с помощью гуманитарных знаний.
Глобальной
целью современного отечественного
образования является воспитание гуманистической
личности. Это свободная личность,
способная к самоопределению
и самореализации в современном
социокультурном пространстве. Важнейшими
качествами гуманистической личности
являются творческая активность, вариативное
мышление, развитое стремление к созиданию.
Цель школы заключается в создании
оптимальных условий для
Важную роль в решении данной глобальной задачи играют уроки русского языка. Русский язык является национальным достоянием русского народа. В текстах, созданных на русском языке, отражается вся система ценностей, сформировавшаяся за многовековую историю народа. Особенно это касается текстов публицистического стиля и текстов художественной литературы.
Этим объясняется актуальность данной работы.
Предметом курсовой работы является ценностный подход и его реализация в работе с публицистическим текстом.
Цель курсовой работы: разработать способы реализации ценностного подхода при работе с публицистическим текстом.
Задачи:
1.1 Ценностный подход в
На сегодняшний день в образовательном учреждении воспитательная работа, т.е. работа с ценностями уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности. Оно является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами .
Естественным образом оно входит в само содержание современного образования. Итак, образование – ценностно по своей природе. Взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования рядом и вместе с ними транслируют им определенные ценности. Более того, конкретное содержание общения педагога и ученика (например, предметное, ситуативное) зачастую уходит, а ценности остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров.
В этих определениях
важно следующее: ценности – это
осознаваемые (то есть, они могут
быть осознаны) представления, которые
выступают для личности идеальной
моделью, основанием выборов и непосредственно
задействованы в процесс выбора
человеком той или иной стратегии
поведения в жизненной
«Ценностное поле»2 - это совокупность ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы жизнедеятельности школы, всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного процесса. Ценностное поле (можно сказать и «ценностный контекст образовательной среды школы») формируется за счет нескольких источников:
1. Проектируемый ценностный контекст образовательной деятельности взрослых (ценности, вносимые сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений).
2. Личные ценности участников образовательного процесса.
3. Ценности, рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного процесса.
Важно, что
ценностное поле школы могут составлять
ценности декларируемые и ценности,
реально воплощаемые в
Разрыв, который может существовать между декларируемыми и реально воплощаемыми ценностями, возможен потому, что ценности имеют две формы существования:
1) как идеал, культурно одобряемый образец;
2) как часть субъективного мира человека, его личное достояние.
В качестве идеала ценности могут быть освоены человеком, он может их знать и принимать факт их значимости, но, в определенные моменты жизнедеятельности (даже серьезные, ценностно окрашенные моменты), сиюминутные желания и устремления могут оказаться важнее ценностей, существующих для человека только на уровне социально значимых деклараций. В качестве личного достояния ценность (как правило, прожитая человеком, присвоенная в результате личного опыта, драматических переживаний, значимых отношений) с большей вероятностью будет выступать для человека пусковым механизмом поведения. В психологии такие внутренне присвоенные ценности принято обозначать термином «ценностные ориентации». Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:
Далеко
не на всех этапах процесс формирования
ценностей проявляется в
Для педагога-практика чрезвычайно важным является ответ на вопрос: «Как, каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека, превращение его из «знаемой» нормы в руководство к действию?»
Отвечая на этот вопрос Битянова М.Р.3, формулирует три основных положения.
Первое. Процесс перехода (и его результат) значимых с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается как процесс формирования ценностей. Формирование ценностей – внутренняя работа души воспитанников, которую педагог может подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать и – иногда - даже провоцировать. В целом – создавать условия для формирования ценностей. Выделяются следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:
Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.
Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Например, одной из решающих ценностей становится чувство экзистенциальной безопасности. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством. Если воспитание – это процесс формирования ценностного сознания, то осуществляться он может именно в форме ценностного диалога двух субъектов: воспитанника и воспитателя.
Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды школы: быта, мероприятийного (событийного) ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия учителей и воспитанников в школе.
Осознание и проживание ценностных ситуаций. Развитие рефлексии, способности детей и подростков осознавать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.
Конструирование ситуаций ценностного выбора. Целенаправленное конструирование таких ситуаций
Второе: ценностный контекст содержания образования.
Внесение ценностного
контекста в содержание образования
– чрезвычайно важная и широко
обсуждаемая сегодня в
Фундаментально проблема воспитательных ценностей разрабатывалась Б.Т.Лихачевым, который проанализировал сущность и основное содержание категории "ценность" и выявил источники ценностей воспитательной системы.
Для Лихачева
ценности составляют духовную основу,
базисный духовный компонент личности,
определяющий сущность ее внутреннего
мира. Он выделил 4 основных источника
воспитательных ценностей: индивидуально-личностный,
природный, социумный и социально-
В целом,
многие современные педагоги и философы
образования рассматривают и
утверждают ценности в качестве центра
педагогической теории и практики.
Рассматриваются следующие
1. Познание самого себя как важнейшая составляющая образования. Познавший себя человек – гуманен (Маслоу). Ему принадлежит мысль: «Школа должна помочь ребенку заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью» Познавший себя человек способен жить по-человечески в изменяющемся мире. Прикладной вопрос: как можно организовать познание человеком себя в процессе обучения? Предлагаемые варианты:
а) соотнесение себя, процесса собственного развития с тем, что происходило в истории человечества, в судьбах конкретных людей, литературных героев и т.д.
б) очеловечивание информации. Любая новая информация, будучи усвоенной, ставит человека перед нравственной проблемой: жить и поступать в соответствии с полученным знанием или вопреки нему. Необходимо вслед за усвоением информации простраивать учебные ситуации, позволяющие сформироваться, проявиться осознанной нравственной позиции учащегося.
в) помощь ребенку в поиске ответа на следующие вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего я хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?
2. Обучение верному выбору как важный аспект содержания образования. Ценностный аспект образования ориентирован на выработку у человека умения делать осознанный выбор в решении жизненных проблем нравственным путем. Цель воспитания – формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
Информация о работе Методика изучения публицистического стиля речи в старших классах