Методика изучения публицистического стиля речи в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать способы реализации ценностного подхода при работе с публицистическим текстом.
Задачи:
рассмотреть ценностный (или аксиологический) подход;
изучить роль текста в формировании ценностного отношения;
раскрыть особенности публицистического стиля речи;
разработать урок, в котором будет прослеживаться реализация ценностного подхода при работе с публицистическим текстом.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

Введение

 

В современном российском обществе происходят значительные преобразования. Они ориентированы на серьезное  и глубокое переосмысление роли и  значения человека, осознание человеческой личности в качестве важнейшей общественной ценности. В этой связи общая основа современной стратегии образования  – гуманизм, суть которого заключается  в признании человека как высшей ценности, приоритета его прав на свободное  развитие и полноценную реализацию способностей и интересов.

Именно поэтому в современной  ситуации цели воспитания становятся и целями образования: доминирует гуманитарная направленность содержания и педагогических технологий. Гуманитаризация образования  ориентирована на выявление личностного  смысла жизнедеятельности учащихся с помощью гуманитарных знаний.

Глобальной  целью современного отечественного образования является воспитание гуманистической  личности. Это свободная личность, способная к самоопределению  и самореализации в современном  социокультурном пространстве. Важнейшими качествами гуманистической личности являются творческая активность, вариативное  мышление, развитое стремление к созиданию. Цель школы заключается в создании оптимальных условий для становления  такой личности. Эта задача особенно актуальна, т. к. современная реальность такова, что учитель и ученик зачастую оказываются как бы на одном уровне в смысле ценностных поисков и  находок перед лицом общего вызова эпохи, когда условия жизни резко  меняются.

Важную  роль в решении данной глобальной задачи играют уроки русского языка. Русский язык является национальным достоянием русского народа. В текстах, созданных на русском языке, отражается вся система ценностей, сформировавшаяся за многовековую историю народа. Особенно это касается текстов публицистического  стиля и текстов художественной литературы.

Этим  объясняется актуальность данной работы.

Предметом курсовой работы является ценностный подход и его реализация в работе с публицистическим текстом.

Цель  курсовой работы: разработать способы  реализации ценностного подхода  при работе с публицистическим текстом.

Задачи:

    • рассмотреть ценностный (или аксиологический) подход;
    • изучить роль текста в формировании ценностного отношения;
    • раскрыть особенности публицистического стиля речи;
    • разработать урок, в котором будет прослеживаться реализация ценностного подхода при работе с публицистическим текстом.

 

 

1.1 Ценностный подход в образовании

 

На сегодняшний  день в образовательном учреждении воспитательная работа, т.е. работа с ценностями уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности. Оно является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами .

Естественным  образом оно входит в само содержание современного образования. Итак, образование – ценностно по своей природе. Взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования рядом и вместе с ними транслируют им определенные ценности. Более того, конкретное содержание общения педагога и ученика (например, предметное, ситуативное) зачастую уходит, а ценности остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров.

Ценности –  это1:

    • Система устремлений личности;

    • Высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми;
    • Внутренний источник поведения человека, основание его выборов.

В этих определениях важно следующее: ценности – это  осознаваемые (то есть, они могут  быть осознаны) представления, которые  выступают для личности идеальной  моделью, основанием выборов и непосредственно  задействованы в процесс выбора человеком той или иной стратегии  поведения в жизненной ситуации.

«Ценностное поле»2 - это совокупность ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы жизнедеятельности школы, всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного процесса. Ценностное поле (можно сказать и «ценностный контекст образовательной среды школы») формируется за счет нескольких источников:

1. Проектируемый ценностный контекст образовательной деятельности взрослых (ценности, вносимые сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений).

2. Личные ценности участников образовательного процесса.

3. Ценности, рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного процесса.

Важно, что  ценностное поле школы могут составлять ценности декларируемые и ценности, реально воплощаемые в деятельности и общении взрослыми и детьми. Те и другие могут совпадать, могут  быть близки, а могут и находится  в значительном разрыве и даже конфликте. Это задает ценностному  полю школы определенные черты (гармоничные, хаотичные, противоречивые и т.д.), которые  необходимо анализировать и сознательно  корректировать (развивать).

Разрыв, который может существовать между  декларируемыми и реально воплощаемыми ценностями, возможен потому, что ценности имеют две формы существования:

1)   как идеал, культурно одобряемый образец;

2)   как часть субъективного мира человека, его личное достояние.

В качестве идеала ценности могут быть освоены человеком, он может их знать и принимать факт их значимости, но, в определенные моменты жизнедеятельности (даже серьезные, ценностно окрашенные моменты), сиюминутные желания и устремления могут оказаться важнее ценностей, существующих для человека только на уровне социально значимых деклараций. В качестве личного достояния ценность (как правило, прожитая человеком, присвоенная в результате личного опыта, драматических переживаний, значимых отношений) с большей вероятностью будет выступать для человека пусковым механизмом поведения. В психологии такие внутренне присвоенные ценности принято обозначать термином «ценностные ориентации». Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути.  Как минимум он включает в себя следующие этапы:

  • Предъявление ценностей человеку;
  • Осознание личностью ценности
  • Принятие ценности
  • Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении;
  • Закрепление в статусе качества личности
  • Актуализация в ценностных ситуациях.

Далеко  не на всех этапах процесс формирования ценностей проявляется в поведении  человека и, естественно, доступен воздействию  извне. Это – внутренний, интимно-личностный процесс ценностного становления  человека, путь его личностного самоопределения

Для педагога-практика чрезвычайно важным является ответ  на вопрос: «Как, каким образом может  быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца  во внутренний мир человека, превращение  его из «знаемой» нормы в руководство  к действию?»

Отвечая на этот вопрос Битянова М.Р.3, формулирует три основных положения.

Первое. Процесс перехода (и его результат) значимых с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается как процесс формирования ценностей. Формирование ценностей – внутренняя работа души воспитанников, которую педагог может подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать и – иногда - даже провоцировать. В целом – создавать условия для формирования ценностей. Выделяются следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:

    • Личностное влияние педагога и других значимых взрослых
    • Ценностный диалог
    • Погружение в ценностную среду
    • Специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания
    • Создание ситуаций ценностного выбора

Личностное влияние  педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.

Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Например, одной из решающих ценностей становится чувство экзистенциальной безопасности. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством. Если воспитание – это процесс формирования ценностного сознания, то осуществляться он может именно в форме ценностного диалога двух субъектов: воспитанника и воспитателя.

Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды школы: быта, мероприятийного (событийного) ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия учителей и воспитанников в школе.

Осознание и проживание ценностных ситуаций. Развитие рефлексии, способности детей и подростков осознавать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.

Конструирование ситуаций ценностного выбора. Целенаправленное конструирование таких ситуаций

Второе: ценностный контекст содержания образования.

Внесение ценностного  контекста в содержание образования  – чрезвычайно важная и широко обсуждаемая сегодня в педагогике тема. Хотя правильнее говорить не о  «внесении» ценностей в содержание образования (они всегда в нем  присутствуют), а об их осознании, актуализации, сознательном проектировании и целенаправленной реализации в процессе педагогической деятельности; о рассмотрении ценностей  в качестве фундамента образования, цели, условий его развития.

Фундаментально  проблема воспитательных ценностей  разрабатывалась Б.Т.Лихачевым, который  проанализировал сущность и основное содержание категории "ценность" и выявил источники ценностей  воспитательной системы.

Для Лихачева ценности составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяющий сущность ее внутреннего  мира. Он выделил 4 основных источника  воспитательных ценностей: индивидуально-личностный, природный, социумный и социально-космический. Первый источник способен продуцировать  такие ценности как воля к жизни, любви, рачительность, коллективизм, достоинство, уравновешенность, свободолюбие, уверенность  в себе. Второй источник – человечность, открытость, красота мира, восхищение, ответственность. Третий (социумный) –  научные, этические, эстетические, религиозные, материальные ценности. Главная ценность социума – Человек. Космос как  источник ценностей: романтизм, мечта, целеустремленность, духовное величие, тайна и смысл человеческой жизни.

В целом, многие современные педагоги и философы образования рассматривают и  утверждают ценности в качестве центра педагогической теории и практики. Рассматриваются следующие аспекты  ценностного расширения содержания образования.

1.      Познание самого себя как важнейшая составляющая образования. Познавший себя человек – гуманен (Маслоу). Ему принадлежит мысль: «Школа должна помочь ребенку заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью» Познавший себя человек способен жить по-человечески в изменяющемся мире. Прикладной вопрос: как можно организовать познание человеком себя в процессе обучения? Предлагаемые варианты:

а) соотнесение  себя, процесса собственного развития с тем, что происходило в истории  человечества, в судьбах конкретных людей, литературных героев и т.д.

б) очеловечивание информации. Любая новая информация, будучи усвоенной, ставит человека перед  нравственной проблемой: жить и поступать  в соответствии с полученным знанием  или вопреки нему. Необходимо вслед  за усвоением информации простраивать учебные ситуации, позволяющие сформироваться, проявиться осознанной нравственной позиции  учащегося.

в) помощь ребенку  в поиске ответа на следующие вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего я хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?

2.      Обучение верному выбору как важный аспект содержания образования. Ценностный аспект образования ориентирован на выработку у человека умения делать осознанный выбор в решении жизненных проблем нравственным путем. Цель воспитания – формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

Информация о работе Методика изучения публицистического стиля речи в старших классах