Методика изучения публицистического стиля речи в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработать способы реализации ценностного подхода при работе с публицистическим текстом.
Задачи:
рассмотреть ценностный (или аксиологический) подход;
изучить роль текста в формировании ценностного отношения;
раскрыть особенности публицистического стиля речи;
разработать урок, в котором будет прослеживаться реализация ценностного подхода при работе с публицистическим текстом.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

3.      Отказ от псевдопроблем (надуманных, дидактически сконструированных для обучения), концентрация образования на действительно серьезных проблемах человека и человечества.

4.      Осознание прекрасных и удивительных сторон жизни как содержание образования и общая педагогическая установка (Мир – прекрасен и интересен). Исследования показывают, что в момент высших переживаний (страдание, радость, восхищение, переживание справедливости и т.д.) человек испытывает интеллектуальное озарение.

5.      Удовлетворение  важнейших потребностей человека как содержание образования: в признании, самоуважении, успехе, безопасности, общении, любви и понимании.

Сформированные  ценности – это та часть внутреннего  мира человека, с которой он может  говорить на «ты»: осмыслять, анализировать, творчески перерабатывать, строить  иерархию и т.д.  Для этой работы души ему должны быть переданы определенные средства – психологические умения. Следовательно, работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его  работы с детьми. Он может учить  их разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению  к ним такую, например, работу, как:

    • Осознание
    • Ранжирование
    • Изменение
    • Формулирование
    • Отстаивание
    • Поддержка
    • Сравнение

 Для  этого педагог задействует определенные  методические приемы, конструирует  определенные ситуации, обучающие  детей такой непростой работе  души.

Третье. Возможно - самое сложное. Немало копий сломано в дискуссиях о том, можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями своих учеников. Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да. Уже звучала мысль о том, что свои ценности нужно уметь транслировать. Значит, даже процесс трансляции своих ценностей нужно грамотно методически оформлять. А если педагог идет дальше? Если он готов к работе по осознанию детьми предъявленных ценностей и принятию их в собственный внутренний мир? Такая работа должна быть методически грамотно выполнена, иначе она может не достичь своих целей или даже привести к противоположным результатам. На помощь такому педагогу приходят современные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процессе формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации.

Качественный  скачок в любом обществе становится возможным не тогда, когда возникают  новые идеи, а когда вызревают  новые ценностные ориентации. Каждое общество создает свою специфическую  систему ценностей, выражающую доминирующие интересы, цели, принципы этого общества. Ценности играют важную роль в формировании личности, выполняя две основные функции: являясь основой формирования и  сохранения ценностной ориентации в  сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, обрести  точку зрения, дать оценку; ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в  обществе и стремление к достижению отдельных целей соотносится  с ценностями, включенными в структуру  личности.

 

1.2 Публицистический стиль речи.

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность  литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных  политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

В различных учебниках по стилистике публицистический стиль именовался также газетно-публицистическим, газетным стилем, общественно-политическим стилем. Название "публицистический стиль" представляется более точным, поскольку  иные варианты названия более узко определяют сферу его функционирования. Название "газетный стиль" объясняется  историей становления данного стиля: его речевые особенности оформились именно в периодических печатных изданиях и прежде всего в газетах. Однако сегодня этот стиль функционирует  не только в печатных, но и в электронных  средствах массовой информации: его  было бы также справедливо назвать "телевизионным" стилем. Другое название - общественно-политический стиль - точнее указывает на тесную связь обсуждаемого стиля с общественной и политической жизнью, но здесь стоит вспомнить, что данный стиль обслуживает  и неполитические сферы общения: культуру, спорт, деятельность общественных организаций (экологических, правозащитных  и других).

Название публицистического стиля  тесно связано с понятием публицистики, которое является уже не лингвистическим, а литературным, поскольку характеризует  содержательные особенности относимых  к ней произведений.

Публицистика - род литературы и  журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определённым классовым интересом (в классовом обществе) или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе." Такое определение дано в "Краткой литературной энциклопедии" (М., 1971 т.6 Стб. 72). Если опустить упоминание о классовом интересе, то данное определение довольно точно отражает место и роль публицистики среди произведений литературы и журналистики.

Понятия публицистики и публицистического  стиля, как видно из этого определения  совпадают не полностью. Публицистика - это род литературы, публицистический стиль - функциональная разновидность  языка. Произведения иных стилей могут  отличаться публицистической направленностью, например, научные статьи, посвященные  актуальным экономическим проблемам. С другой стороны, текст, публицистический по стилю, может оказаться не принадлежащим  к данному роду литературы вследствие сугубо информационного характера  или неактуальности обсуждаемых  проблем.

1.2.1 Функции стиля.

Важнейшие функции публицистического  стиля - информационная и воздействующая. Информационная функция текстов, относящихся  к этому стилю, состоит в том, что авторы таких текстов имеют  целью информировать как можно  более широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах и о взглядах авторов  на эти проблемы.

Информационная функция присуща  всем стилям речи. Специфика информационной функции в публицистическом стиле  заключается в характере информации, её источниках и адресатах.

Телевизионные передачи, газетные и  журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства  и партий, о происшествиях и  преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает мнения, настроения, содержит комментарии и размышления авторов. Это отличает её от научной информации. Другое отличие связано с тем, что перед публицистическими  произведениями не ставится задача полного  всестороннего описания того или  иного явления, публицист стремится  писать, прежде всего, о том, что вызывает интерес у определённых общественных групп, выделяя те стороны жизни, которые важны для его потенциальной  аудитории.

Информирование граждан о положении  дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей  функции этого стили - функции  воздействия. Цель публициста состоит  не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию  в необходимости определённого  отношения к излагаемым фактам и  в необходимости определённого  поведения. Публицистическому стилю  присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность, что  как раз и вызвано стремлением  публициста доказать правильность своей  позиции.

Функция воздействия является для  публицистического стиля системообразующей, именно она выделяет этот стиль среди  других разновидностей литературного  языка. Хотя эта функция характерна также для официально-делового и  разговорного стиля, на отбор языковых средств она активно влияет именно в текстах публицистических.

В различных публицистических жанрах одна из указанных функций может  выступать в качестве ведущей, при  этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

Кроме информационной и воздействующей, тексты публицистического стиля, конечно  же, выполняют и все остальные  присущие языку функции:

    • коммуникативную,
    • экспрессивную,
    • эстетическую.

1.2.2 Языковые особенности публицистического  стиля.

Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они  могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, например, технологии проведения водолазных работ. Это, несомненно, сказывается  на языковых особенностях данного стиля: возникает необходимость включать специальную лексику, требующую  пояснений, а иногда и развернутых  комментариев.

С другой стороны, целый ряд тем  постоянно находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает  публицистическую окраску. Таким образом, в составе словаря языка формируется  круг лексических единиц, характерных  для публицистического стиля.

Среди таких постоянно освещаемых тем в первую очередь следует  назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров. В текстах  на эту тему регулярно встречаются  такие слова и словосочетания, как фракция, коалиция, кандидат, лидер, законопроект, демократы, оппозиция, федерализм, консерватизм, радикалы, предвыборная кампания, парламентские слушания, оживленная дискуссия, второй тур, избирательный  штаб, рейтинг политика, нижняя палата, доверие избирателей, депутатский  запрос, парламентское расследование, общественное согласие. 

Названная выше лексика употребляется  и в других стилях (научном, официально-деловом). В публицистическом стиле она  приобретает особую функцию - создать  реальную картину событий и передать адресату впечатления журналиста об этих событиях и отношение к ним. Одни и те же слова звучат по-разному  в научной монографии, милицейском  протоколе и телевизионном репортаже.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной  окраской, например: позитивные перемены, энергичный старт, безответственное заявление, твердая позиция, подковерная борьба, прорыв на переговорах, грязные избирательные  технологии, злодейское убийство, гнусные  измышления, тяжелейший кризис, небывалое  наводнение, безумная авантюра, наглый налет, политический спектакль, ангажированная пресса, галопирующая инфляция, казарменный  коммунизм, идеологический бульдозер, нравственная холера.

Для публицистического стиля характерно использование многозначности слов, при этом наблюдаются явления  трех типов:

  1. употребление слова в переносном значении;
  2. развитие многозначности;
  3. метафоризация как средство экспрессии и выражения оценки.

В публицистическом стиле используется все богатство словаря, при необходимости  журналист может включить в свою речь термины, иностранные слова, историзмы.

Историзмы употребляются в статьях  на исторические темы для обозначения  реалий, в статьях на актуальные темы - для проведения исторических параллелей, а также в связи  с ак-туализацией понятий и  слов в современной речи.

 

Среди заимствований, употребляемых  в публицистике, можно выделить слова, прочно вошедшие в русский язык (сервис, комфорт, сейф, туризм, снайпер), и слова, отличающиеся новизной, проникающие  в общенародную речь благодаря активному  использованию в языке массовой информации (маркетинг, брокер, стагнация, саммит). Особое место в публицистической речи занимают экзотизмы - слова, описывающие  реалии зарубежных стран (сиеста, риксдаг, аймак). Чаще всего это названия праздников, народных обычаев, парламентов, территориальных  и денежных единиц других стран.

Заметными морфологическими чертами  публицистического стиля являются особые способы употребления грамматических форм, например форм числа.

Единственное число часто используется в значении множественного: русский  человек всегда отличался своей  понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным  для британского налогоплательщика.

Характерно употребление нечитаемых существительных в форме множественного числа: настроения, разговоры, свободы, круги, поиски, бизнесы, мафии, элиты, экономики, риски, власти, стратегии, приоритеты, бюджеты, подходы, структуры, эфиры, компроматы, прикидки, подвижки.

Информация о работе Методика изучения публицистического стиля речи в старших классах