Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:37, курсовая работа
Методика – это педагогическая наука, которая разрабатывает вопросы содержания принципов и методов обучения конкретному предмету. Актуальными вопросами в современной методике являются формирование интереса к русскому языку и совершенствование самой методики.
Введение с. 3
Глава I. Имя существительное и его лексико-грамматические разряды
I.1. Понятие «имя существительное» с. 4
I.2. Лексико-грамматические разряды имен существительных с. 5
I.3. Переход имен нарицательных в имена собственные с. 9
Выводы по I главе с. 10
Глава II. Методики изучения имен существительных
II.1. Методика изучения имени существительного В. В. Бабайцевой с. 11
II.2. Методика изучения имени существительного Т. А. Ладыженской с. 14
Выводы по II главе c. 17
Заключение с. 18
Список использованной литературы с. 19
Особую группу собственных имен представляют слова, являющиеся названиями сортов, марок, типов изделий: «Волга», «Жигули» (марки автомобилей); «Рубин», «Рекорд» (марки телевизоров); «Мечта», «Белочка», «Старт» (сорта конфет) и т.п. Эти слова тоже служат для выделения, но не единичных предметов (как прочие имена собственные), а группы предметов, имеющих свои отличительные признаки.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
Глава II. Методики изучения имен существительных
Целью изучения русского языка по методике Бабайцевой является обучение русскому языку и русской речи, предполагающее ее совершенствование. В связи с этим для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) изучение базиса науки о языке, дающее определенную область знаний из раздела фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развития, о месте русского языка среди языков мира, а также умения применять эти знания на практике;
2) развитие речи учащихся: овладение нормами литературного языка; обобщение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; формирование и совершенствование у них грамотного и свободного владения устной и письменной речью; формирование умения связно излагать свои мысли в устной и письменной формах.
3)
формирование орфографических
Основные
лингвометодические принципы построения
учебно-методического
Говоря об имени существительном, то данная часть речи основательно изучена учащимися в начальных классах. Не уделяя должного внимания на пробелы в знаниях учеников, Бабайцева В.В. рекомендует как можно скорее непосредственно обратиться к практической работе: задания к упражнениям помогут учащимся вспомнить значение имени существительного и его роль в предложении, закрепить грамматические умения изменять имена существительные по падежам и числам, правильно определять род, склонение, падеж и число имени существительного. Одновременно повторяется правописание окончаний существительных. По мнению Бабайцевой, свежесть в уроки повторения привносит проработка способа распознавания падежа: 1) найти слово, от которого зависит существительное, 2) поставить от этого слова к существительному вопрос, 3) по вопросу определить падеж существительного.
Систематизации знаний помогает работа над термином морфологические признаки имен существительных. Наглядное оформление записи учит находить окончание у любых имен существительных и по нему определять род, число, падеж, т. е. морфологические признаки данной части речи. Такая запись исподволь готовит учащихся к пониманию того, что каждое слово в языке имеет лексическое и грамматическое значение (об этом учащиеся узнают в дальнейшем).
Обобщая материал, дети учатся строить аргументированное рассуждение «Почему данное слово является именем существительным?». Желательно, чтобы в рассуждении использовались для связи аргументов слова во-первых, во-вторых и т. п.
В определении данной части речи отражено общее грамматическое значение существительного («обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?»). Изменение по числам и падежам, наличие рода — морфологические признаки существительных. В процессе анализа предложений и словосочетаний рассматриваются синтаксические признаки данной части речи. По этим трем основаниям (значению, морфологическим и синтаксическим признакам) дети учатся находить имена существительные в тексте.
Значительное время отводится работе с Учебником: предусматривается не только чтение параграфа, но и составление таблиц, опорных схем и т. п.
Новыми для пятиклассников являются сведения о делении имен существительных по значению на конкретные, вещественные и отвлеченные. В процессе выполнения упражнений углубляются знания учащихся по лексике, активизируется их словарный запас: ученикам надо не только распределить имена существительные на разряды по значению, но и дополнить каждый лексический ряд.
При рассмотрении одушевленных и неодушевленных имен существительных обращается внимание на разные формы их склонения, на использование свойств одушевленных имен существительных для обозначения предметов неживой природы в произведениях художественной литературы. Признак «одушевленность — неодушевленность» дополняет известный учащимся ряд признаков существительного.
Главное внимание при изучении нарицательных и собственных имен существительных уделяется отработке правил правописания собственных имен. Как пишутся имена людей, клички животных, названия городов и т. п.? Ответ на этот вопрос учащиеся знают из начальной школы. А на вопрос почему? вряд ли ответят. Так можно вызвать потребность в чтении соответствующего параграфа Учебника. При этом особо выделяется часть правила, которая является новой для учащихся: о правописании в кавычках названий книг, газет, журналов, кинофильмов и т. п. Эта часть параграфа усваивается на уроке и отрабатывается в процессе выполнения упражнений.
Морфологический признак «собственное — нарицательное» является постоянным признаком существительного. Например, слово Волга, в каких бы формах оно ни стояло (Волга, Волги, Волге и др.), всегда является собственным именем, а слово река (реки, рекой, о реках и др.) — всегда нарицательным.
Познавательно-
Для достижения цели выделяются три группы задач:
Программа обучения построена с учетом принципов системности, доступности, научности, а также преемственности между разделами курса.
Изучение имени существительного начинается в V классе. Дается понятие имени существительное как части речи, рассматривается синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Содержание изучения имени существительного в V классе включает:
1. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных; изменение существительных по падежам и числам.
2.
Существительные, имеющие
3. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в их падежных окончаниях.
При изучении имени существительного Ладыженская предлагает использовать следующие практические упражнения.
Напишите, какие книги есть у вас дома, какие книги стоят (или их можно было бы поставить) в первом ряду книжной полки, как у Ю.Нагибина.
Я начал собирать книги еще школьником. С тех пор у меня скопилось так много книг, что они едва умещаются на книжных полках. И вот мне пришлось поставить их в два ряда. В первый ряд, откуда книгу легче достать, я поставил самых любимых авторов, любимые произведения.
И вот сейчас я с некоторым удивлением и радостью обнаруживаю, что в этот первый ряд попало множество книг, приобретенных в детстве. Книги, которые я полюбил еще школьником, оказались и по сию пору в числе моих самых верных и надежных друзей. (85 ел.)
Следующие абзацы читаются, но не диктуются.
На меня смотрят разноцветными корешками свифтовский «Гулливер» и «Робинзон Крузо» Дефо, «Дон-Кихот» Сервантеса и «Тиль Уленшпигель» Шарля Де Костера, Майн Рид и Фенимор Купер, Марк Твен и Джек Лондон, Вальтер Скотт и Александр Дюма и уж, конечно, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Лев Толстой, Горький.
В
этом нет ничего удивительного.
Книги великих
писателей тем
и велики, что сопровождают
человека всю жизнь,
от ранних лет до
глубокой старости.
Каждый возраст находит
в этих книгах что-то
близкое ему. (Ю. Нагибин.)
7
Таким образом, мы делаем следующие выводы: