Методика изучения имен собственных (сравнительная характеристика методик В. В. Бабайцевой и Т. А. Ладыженской)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Методика – это педагогическая наука, которая разрабатывает вопросы содержания принципов и методов обучения конкретному предмету. Актуальными вопросами в современной методике являются формирование интереса к русскому языку и совершенствование самой методики.

Содержание

Введение с. 3
Глава I. Имя существительное и его лексико-грамматические разряды
I.1. Понятие «имя существительное» с. 4
I.2. Лексико-грамматические разряды имен существительных с. 5
I.3. Переход имен нарицательных в имена собственные с. 9
Выводы по I главе с. 10
Глава II. Методики изучения имен существительных
II.1. Методика изучения имени существительного В. В. Бабайцевой с. 11
II.2. Методика изучения имени существительного Т. А. Ладыженской с. 14
Выводы по II главе c. 17
Заключение с. 18
Список использованной литературы с. 19

Работа содержит 1 файл

КУРСАААВАЯ!1.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Содержание

Содержание с. 2
Введение с. 3
Глава I. Имя существительное и его лексико-грамматические разряды  
I.1. Понятие «имя существительное» с. 4
I.2.  Лексико-грамматические разряды имен существительных с. 5
I.3.  Переход имен нарицательных в имена собственные с. 9
Выводы  по I главе с. 10
Глава II. Методики изучения имен существительных  
II.1. Методика изучения имени существительного В. В. Бабайцевой с. 11
II.2.  Методика изучения имени существительного    Т.      А. Ладыженской с. 14
Выводы  по II главе c. 17
Заключение с. 18
Список  использованной литературы с. 19

 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

       Методика  – это педагогическая наука, которая  разрабатывает вопросы содержания принципов и методов обучения конкретному предмету. Актуальными вопросами в современной методике являются формирование интереса к русскому языку и совершенствование самой методики.

       Приступая к изучению имени существительного, пятиклассники владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. Задача уроков в V и VI классах - углубить и систематизировать имеющиеся знания, пробудить интерес к дальнейшему изучению одной из центральных частей речи в русском языке.

       Объектом  исследования в данной курсовой работе является имя существительное как часть речи.

       Предметом исследования являются лексико-грамматические разряды имен существительных (имен собственных).

       Целью данной работы:

  1. Дать общую характеристику имени существительного.
  2. Охарактеризовать лексико-грамматические разряды имен существительных.
  3. Сравнить две существующие методики, выявить положительные и отрицательные стороны каждой.

       Теоретическую базу данного исследования составляют научные работы А.В. Суперанской, А. А. Реформатского, Бабайцевой  В.В., Ладыженской Т.А., Е. Куриловича.

       Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включая  интернет – источники. 

Глава I. Имя существительное и его лексико-грамматические разряды

§ 1. Понятие «имя существительное» 

       В зависимости от лексического значения, от характера морфологических признаков и синтаксической функции все слова русского языка делятся на определенные лексико-грамматические разряды, называемые частями речи.

       Части речи являются категориями наиболее общего характера. Именам существительным присуще общее значение предметности, прилагательным - качества, глаголу - действия и т.д. Все эти значения (предметность, качество, действие) относятся к числу общих лексико-грамматических значений.

       Слова, которые служат названием предмета в широком смысле, т.е. имеют значение предметности, называются именами существительными.1

       Имя существительное – это знаменательная часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменяемых грамматических категориях числа и падежа и несловоизменяемых категориях рода и одушевленности – неодушевленности.2

        Существительное называет предметы в широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).3 
 

§ 2. Лексико-грамматические разряды имен существительных 

       Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды: существительные 1) собственные и нарицательные; 2) собирательные; 3) вещественные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) одушевленные и неодушевленные. Эти разряды пересекаются: так, например, имена собственные включают в себя названия как одушевленных, так и неодушевленных предметов; существительные вещественные, обозначающие однородную массу вещества, могут иметь собирательное значение (клюквавиноградсахар); существительные конкретные объединяют в своем составе все те слова, – одушевленные и неодушевленные, – которые называют считаемые предметы. Вместе с тем слова каждого из выделенных лексико-грамматических разрядов обладают общими морфологическими, а в некоторых случаях и словообразовательными характеристиками.

       По  признаку называния предмета как индивидуального или как представителя целого класса все существительные делятся на нарицательные и собственные. Существительные нарицательные (или имена нарицательные) – это такие слова, которые называют предмет по его принадлежности к тому или иному классу; соответственно они обозначают предмет как носитель признаков, свойственных предметам данного класса. Нарицательные имена существительные являются обобщенными наименованиями однородных предметов, действий, состояний (ель, дерево, беготня, краснота и т.д.).

       Им  противопоставляется сравнительно небольшая группа имен существительных  собственных, которые служат для называния единичных предметов, отдельных лиц, животных с целью выделения их из ряда других, однородных с ними («Русалка»; Каир; Петров; Холстомер и т.д.). Существительные собственные (или имена собственные) – это такие слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс.

       Имена собственные и нарицательные различаются не только семантически. Каждой из выделенных групп присущи свои грамматические особенности. Например, если большая часть имен нарицательных имеет формы и единственного и множественного числа, то имена собственные, имеющие форму единственного числа, во множественном числе, как правило, не употребляются. (Ср.: город - города, озеро - озёра, но Севастополь, Байкал и т.д.). Во множественном числе имена собственные употребляются в том случае, если они 1) имеют только форму множественного числа (Татры, Великие Луки и т.д.), 2) обозначают разных лиц, разные географические местности с одинаковым названием (в Европе есть свои Светлогорски, Свердловски, несколько Калининградов; сестры Федоровы, братья Русаковы и т.д.).

       Отдельный лексико-грамматический разряд среди нарицательных существительных составляют существительные собирательные. Сюда относятся слова, называющие совокупность однородных предметов и выражающие это значение с помощью таких суффиксов, как -ств(о): студенчество, юношество; -|j|- (орфогр. слова на -ьё:): бабьё, зверьё, дурачьё; -н(я): матросня, ребятня; -и|j|- (орфогр. слова на -ия): аристократия; -от(а): беднота и др.   

       К существительным с собирательным  значением как к лексико-грамматическому (но не словообразовательному) разряду при широком понимании собирательности могут быть отнесены также слова, называющие совокупность предметов: ботва, мелюзга, хлам, мебель. Все такие слова выражают собирательность лексически, но не словообразовательно.

         Вещественными называются существительные, которые обозначают вещество, не поддающееся делению на составные части: пищевые продукты (жир, крупа, мука, сахар), материалы (гипс, цемент), виды тканей (бархат, ситец), ископаемые, металлы (железо, уголь, олово, сталь, изумруд, яшма), химические элементы, лекарства (уран, пирамидон, аспирин), сельскохозяйственные культуры (овес, картофель, пшеница) и другие однородные делимые массы. В отличие от собирательных существительных вещественные существительные, как правило, не имеют суффиксов для выражения вещественного значения. Это значение выражается только лексически.   Вещественные существительные обычно употребляются или только в ед. ч., или только во мн. ч.: мед, чай, мука, олово; дрожжи, духи, сливки.4

       Вещественные  существительные имеют одну форму числа (только единственного или только множественного), не сочетаются с количественными числительными, но могут сочетаться со словами, называющими единицы меры килограмм, литр, тонна. Например: сахар — килограмм сахара, молоко — два литра молока, пшеница — тонна пшеницы.

       Единичные  имена существительные являются разновидностью вещественных существительных. Эти существительные называют один экземпляр тех предметов, из которых состоит множество. Ср.: жемчуг — жемчужина, картофель — картофелина, песок — песчинка, горох — горошина, снег — снежинка, солома — соломина. 5

       Среди существительных выделяются разряды  существительных конкретных и отвлеченных (или абстрактных). Конкретные существительные - это слова, называющие вещи, лица, факты и все явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету: карандаш, кольцо, инженер, поединок, война. Все конкретные существительные, за исключением существительных, не имеющих форм ед. ч., имеют формы ед. и мн. ч. По своему значению и морфологическим особенностям конкретные существительные противопоставлены не только отвлеченным существительным, но и существительным собирательным и вещественным.

       Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния: слава, смех, благо, плен, доброта, близость, ловкость, бег, движение. Отвлеченные существительные обычно не имеют форм мн. ч. Формы мн. ч. образуют лишь те слова, которые могут называть не только отвлеченные свойства, качества, состояния или действия, но и единичные их проявления: боль боли, обман обманы, мука муки, печаль  печали, радость радости, движение движения.

       Все существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Одушевленные существительные – это названия людей и животных: человек, сын, учитель, студентка, кот, белка, лев, скворец, ворона, окунь, щука, насекомое. Неодушевленные существительные – это названия всех других предметов и явлений: стол, книга, окно, стена, институт, природа, лес, степь, глубина, доброта, происшествие, движение, поездка.6 
 
 

       § 3. Переход имен нарицательных в имена собственные 

       Граница между именами нарицательными и  собственными не всегда может быть проведена совершенно четко, так  как нередко происходит переход слов из одной группы в другую.

       Имя нарицательное переходит в имя  собственное, когда оно становится наименованием единичного явления, что позволяет выделить его из других, однородных с ним: «Наука» - название спортивного общества, Красавица - название озера, Пушок - кличка собаки.

       Имена собственные такого рода обычно сохраняют  часть значений нарицательного имени: не видя, собаки Пушок, уже по одной кличке мы знаем, что шерсть у нее не гладкая; заранее уверены в красоте местности вокруг озера Красавица. Отсюда особая выразительность таких имен собственных, которые не полностью потеряли связь с именами нарицательными, ставшими по отношению к ним омонимами.

       Имя собственное становится нарицательным, если им обозначается целый класс  однородных явлений (например, именами  ученых, открывших тот или иной закон, названы единицы измерения: ампер, ом, вольт, рентген). Если с именем собственным (обычно с именем литературного героя, иногда с именем исторического деятеля) связываются какие-то типические черты, свойственные целому кругу лиц, такое имя собственное употребляется как экспрессивное название носителя этих характерных черт: Хлестаков - наглый хвастун; Молчалин - подхалим, беспринципный карьерист. Некоторые из таких имен окончательно перешли в разряд нарицательных: меценат - богатый покровитель искусства, ментор - наставник и т.п.

Информация о работе Методика изучения имен собственных (сравнительная характеристика методик В. В. Бабайцевой и Т. А. Ладыженской)