Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно – методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте;
3. Подобрать диагностические методики для исследования творческого воображения детей дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
5. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы использования метода проектов как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста ……………………………………………………………….
1.1 Творческое воображение у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………
1.2 Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….
1.3 Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста……………………………………………….
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирические основы использования метода проектирования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………..
2.1 Диагностика творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….
2.2 Рекомендации педагогу в ДОУ для развития творческого воображения детей дошкольного возраста…………………………………………………
Выводы по 2 главе
Заключение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 55.32 Кб (Скачать)

5. Методика «Как можно  больше названий». Детям предлагаются  различные картинки, на которых  изображены не отдельные персонажи,  а картины, содержащие сюжеты. На них могут быть изображены  люди, животные, растения и т. д.  Возможно использование произведении  известных художников для развития  кругозора детей. Ребенок должен  внимательно рассмотреть картинку, и придумать как можно больше  названий к ней.

6. Методика «Выведение  следствий» (Эта игра используется  как в развитии творческого  воображения, так и словесно-логического  мышления.) Детям предлагается ряд  вопросов, начинающихся со слов  «Что произойдет, если…». Задача  ребенка дать как можно более  полные и оригинальные ответы  на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

  • «Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?»
  • «Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
  • «Что произойдет, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
  • «Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»
  • «Что произойдет, если люди на расстоянии смогут читать мысли друг друга?»
  • «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»
  • «Что произойдет, если все люди на Земле станут легкие, как пушинки?» и др.

 

 

2.2 Рекомендации  педагогу в ДОУ для развития  творческого воображения детей  дошкольного возраста

Детям, которые имеют высокий  уровень развития творческого воображения  нужно предложить занятия на развитие вербального воображения, которые  способствуют совершенствованию речемыслительных процессов, работать со схемами, работать без наглядного материала, проводить  занятия по дорисовыванию сложных  фигур.

Детям, у которых уровень развития творческого воображения средний, важно предлагать задания по изобразительному и конструктивному видам творчества, моделированию.

Детям с низким уровнем развития творческого воображения нужно  давать задания на развитие невербального  воображения, задания, которые способствуют развитию способов творческого воображения, артистические игры, которые способствуют развитию выразительных движений, эмоциональной  сферы, коммуникативных умений и  навыков.

Рекомендации  по поддержанию и развитию творческого  воображения у старших дошкольников.

В большей степени стимулируют  творческое самовыражение воспитанников  педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся  ориентации на поддержание в детях  естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального  самосовершенствования развивать  в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность  в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы  и поиски – это важный и достойный  уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации  к миру. К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим  творчество детей, личностным ориентациям  педагога (родителей) можно отнести  следующие рекомендации:

  1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
  2. не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
  3. уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
  4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
  5. безоценочность в отношении к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
  6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
  7. творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса;
  8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
  9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
  10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания;
  11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Воображение – это психический  процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в  новое сочетание. В современном  динамичном мире творческое воображение  является высшей ценностью, поэтому  развивать ребенка в этом направлении  очень важно. Для развития воображения  особенно значимым возрастным этапом является дошкольное детство. Старший  дошкольный возраст (6-7 лет) является сензитивным  периодом для развития воображения. Необходимым условием развития творческого  воображения детей является включение  их в активные формы деятельности (игра, различные виды художественного  творчества, восприятие сказок, общение  со взрослыми и сверстниками, развивающие  занятия и др.).

В итоге исследования нами получены следующие результаты:

  • Мы описали сущность понятия воображения и изучили психолого-педагогические, методические аспекты диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
  • Использование методов педагогической диагностики творческого воображения в педагогической практике способствует не только выявлению уровня развития творческого воображения ребенка, но и усвоению новых знаний. Педагогическая диагностика творческого воображение есть целенаправленное формирование творческого воображения, это единство исследования развития с воспитанием и обучением.
  • На основе теоретического анализа и обобщения, знакомства с методиками диагностики и методиками развития творческого воображения, мы разработали цикл занятий педагогической диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и провели практические занятия.
  • Общий вывод по развитию творческого воображения детей, принимавших участие в исследовании, был сделан на основе анализа результатов методик педагогической диагностики. Проведенное исследование показало, что высокий уровень развития творческого воображения наблюдается у двух детей в группе, средний – у семи детей, низкий – у двух детей.

Исходя из анализа результатов  проведенного исследования, можно констатировать, что наша гипотеза подтвердилась. С  помощью педагогической диагностики  мы выявили уровень развития творческого  воображения детей старшего дошкольного  возраста. Результат проведенного контрольного эксперимента доказал, что дети перешли на более высокие уровни развития творческого воображения.

По результатам исследования подготовлены рекомендации, которые  позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая уровень развития творческого воображения, и общие рекомендации воспитателю  по развитию творческого воображения  у старших дошкольников.

 

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста