Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно – методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте;
3. Подобрать диагностические методики для исследования творческого воображения детей дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
5. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы использования метода проектов как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста ……………………………………………………………….
1.1 Творческое воображение у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………
1.2 Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….
1.3 Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста……………………………………………….
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирические основы использования метода проектирования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………..
2.1 Диагностика творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….
2.2 Рекомендации педагогу в ДОУ для развития творческого воображения детей дошкольного возраста…………………………………………………
Выводы по 2 главе
Заключение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 55.32 Кб (Скачать)

Основной акцент диагностики  в Дошкольных образовательных учреждениях  стоит делать на педагогической диагностике. Это позволяет педагогу отслеживать  продвижение ребенка в развитии. Важно очень точно понимать, зачем  проводится диагностика развития. По ее результатам, конечно, не ставится диагноз, но создается психолого-дефектологический  портрет ребенка. Результатом диагностики  может быть индивидуальный вариант  развития. Ни в коем случае нельзя приклеивать  к ребенку ярлык диагноза, так  как он способен повлиять на траекторию развития ребенка. Нельзя забывать, что  существует понятие нормы возрастной и нормы индивидуальной; их ни в  коем случае нельзя путать в процессе диагностики. [7]

В «замысле» ребенка обнаруживается одна из самых важных особенностей воображения – умение «видеть» целое  раньше его частей. Замысел - это  некоторая общая целостность, которую  можно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и воплощения «замысла». Это понимание «замысла»  подтверждается результатами исследования О. М. Дьяченко. Ею было установлено, что  воображение имеет два компонента: порождение общей идеи решения задачи и составление плана реализации («общая идея» - это то, что названо  замыслом, требующим реализации). При  создании общей идеи дети от 3 до 5 лет  используют в основном элементы реальности в качестве центральной части  нового образа. У детей 6-7 лет эти  элементы занимают второстепенное место  – новый образ строится ими  в процессе свободного оперирования представлениями. При воплощении нового образа дошкольники могут использовать наглядную модель, фиксирующую последовательность получения продукта. В работе О. М. Дьяченко показано, что в дошкольном возрасте вполне возможно целенаправленное воздействие на развитие воображения  ребенка с помощью специальных  заданий. Такие задания в себе содержит педагогическая диагностика  творческого воображения. [6]

Методические рекомендации по проведению цикла занятий педагогической диагностики развития творческого  воображения:

  • стараться делать так, чтобы дети действовали самостоятельно и независимо;
  • избегать прямых инструкций;
  • не сдерживать инициативы детей;
  • не спешить с вынесением оценочных суждений;
  • помогать учиться управлять процессом воображения.

 

Принимая во внимание особенности  развития воображения у детей  старшего дошкольного возраста, а  также развивающий и диагностический  аспекты педагогической диагностики, мы рассмотрели ряд методик, посвященных  становлению творческого воображения, и разработали цикл занятий с  детьми.

Данный цикл занятий был  разработан с учетом возраста и уровня развития детей, с которыми они проводились. Поэтому занятия были разделены  на две части:

  • развитие невербального воображения, где упор делается на развитие творческого воображения с помощью изобразительных средств, а так же использования приемов воображения;
  • развитие вербального воображения, содержание таких занятий направленно в первую очередь на развитие творческого воображения с использованием речемыслительных процессов.

Задания основаны на работах  М. В. Ильиной «Воображение и творческое мышление». В ее пособии приведены  разнообразные тесты, позволяющие  определить уровень развития творческого  воображения у детей разной возрастной категории. [8] В работе А. И. Савенкова «Путь к одаренности», предлагаются задания на формирование и развитие как репродуктивного, так и творческого воображения на основе приемов творческого воображения. [18] Работы О. М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольников». [6]

Организация занятий предусматривала  следующие этапы:

  • исследование актуального уровня развития творческого воображения;
  • педагогическая диагностика развития творческого воображения с помощью использования приемов творческого воображения;
  • контрольное занятие;
  • педагогическая диагностика на занятиях с вербальной активностью.

Развитие невербального  воображения.

Описание методик и  порядок исследования.

I. Тест креативности. Исследование актуального уровня развития творческого воображения.

 

Порядок исследования.

Детям было предложено задание. Инструкция: на листе изображены геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник. Нужно  дорисовать эти фигуры так, чтобы  получилось осмысленное изображение  какого-либо предмета. Причем дорисовывание  может проводиться, как внутри контура  фигуры, так и за ее пределами  при любом удобном для ребенка  повороте листа и изображении  фигуры. Качество рисунков с точки  зрения их художественности, соблюдения пропорций и т. д. при анализе  не учитываются, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел  композиции, многообразие возникающих  ассоциаций, принципы воплощения идей.

II. Занятия по педагогической диагностике творческого воображения.

1. Методика «Волшебники». (Эта методика используется для  развития чувств на базе воображения.  Развивает способность к фантазированию  и оперированию образами.)

Порядок исследования.

Вначале детям предлагается две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а  другую в «злого» волшебника. Для  девочек можно заменить «волшебников»  на «волшебниц». Вторая часть задания, самостоятельно нарисовать «доброго»  и «злого» волшебников; рассказать о них, как определить, какой из них злой, а какой добрый; что  совершил злой и что добрый. В  конце занятия целесообразно  сделать выставку рисунков и обсудить получившихся персонажей в группе.

2. Методика «Рисунок в  несколько рук». ( Это групповое  занятие, тесно связывающее воображение  и эмоции и само насыщено  высоким эмоциональным потенциалом.)

Порядок исследования.

Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент  задуманного образа. Следующий участник, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя  работу предшественника для трансформации  в свой замысел. Точно так же поступает  третий и так далее. В процессе этого задания дети находят новые  содержания и образы, это замечательное  поле для общения и выстраивания диалога, удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть  чужими формами на каждом этапе работы. В конце детям предлагается посмотреть на общий результат и обсудить, что получилась. Предложить каждому, дать название картине.

3. Методика «Несуществующее  животное». (Развитие творческого  воображения с использованием  приема «склеивание».)

Порядок исследования.

Это задание следует начинать с примеров персонажей, которые были созданы путем мысленного склеивания. Опорой может быть изображение такого персонажа. ( Кентавр, русалка, дракон, человек-паук.) Сначала детям предлагается представить части различных  животных и, мысленно соединив эти части, должно получится новое живое  существо с необычными свойствами. Затем нужно нарисовать это животное. Далее каждый ребенок должен рассказать, что у него получилось в результате, так же он может придумать название своему животному, что-нибудь рассказать про него.

4. Задание «Аналогия». (Задание  ориентированно на развитие творческого  воображения с использованием  приема «аналогия».)

Порядок исследования.

Детям предлагается обсудить разнообразные предметы похожие  между собой по форме. Найти сходство. Предлагаются исходные объекты, дети так  же могут придумывать и свои: автомобиль, самолет, корабль, поезд. Нужно изобразить какой-либо из этих вариантов так, чтобы  он напоминал какое-либо живое существо. После того, как дети нарисовали, нужно обсудить, что и по каким  признакам они сравнивали.

5. Методика «Акцентирование». (Развитие творческого воображения  с помощью приема «акцентирование». Позволяет выделять главное, подчеркнуть  характерную особенность. Развитие  вербального воображения.)

Порядок исследования.

Детям предлагается рассказать о характерных особенностях образов  сказочных героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Ивана-царевича, Золушки, Буратино, и др. по предложению  самих детей, кого бы они хотели обсудить.

6. Методика «Типизация». (Развитие творческого воображения  с помощью приема «типизация».)

Порядок исследования.

Детям предлагаются схемы, изображающие человеческие эмоции. Например, самые  элементарные:

J K L

В задании, предложенном детям, 8 различных выражений.

Надо назвать, какие чувства  выражает каждое из схематических лиц. И сказать, какие выражения типичны (часто встречаются) у людей: веселых, общительных, грустных, сердитых, добрых, злых, удивленных, серьезных?

7. Методика «Три краски».

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, творческое воображение. Детям предлагали взять  три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. В итоге нужно подумать, на что похож рисунок? Придумать  название своей картине.

III. Контрольный эксперимент.

После проведения цикла занятий  по развитию творческого воображения  и его диагностики, проводится контрольный  эксперимент. Тест креативности, описанный  выше. Детям снова преложили дорисовать геометрические фигуры.

Развитие вербального  воображения.

Описание методик и  порядок исследования.

1. Методика «Конструирование  сказок». Нужно приготовить карточки. На каждой карточке должен  быть нарисован персонаж и  написано его имя. Карточек  должно быть много. Женские  персонажи: Аленушка, Баба-Яга, Мальвина, Русалочка, Красная Шапочка, Белочка,  Золушка, Царевна Несмеяна, Снежная  Королева и др. Мужские персонажи:  Иван-Царевич, Буратино, Бармалей, Царь, Незнайка, Вини-пух, кот Матроскин,  Чиполлино, Кощей Бессмертный  и др. Главное в подборе персонажей, что они должны быть хорошо  известны и должны быть яркими  типажами.

1-й вариант игры. Группа  разбивается на подгруппы по  три-пять человек. Карточки перемешиваются, и каждая подгруппа наугад  вытягивает пять карточек. Их  задача – через 15 – 20 минут  разыграть сказку, в которой бы  действовали доставшиеся им персонажи.

2-й вариант игры. Каждый  участник вытягивает карточку  с изображением сказочного героя.  Затем кто-то из участников  предлагает зачин сказки. Он произносит  несколько фраз, и дальше этот  сюжет, от имени уже своего  персонажа, продолжает уже другой  участник, затем третий и так  далее.

2. Методика «Укрась слово». (Эта игра хорошо развивает  образное мышление, творческое воображение,  ассоциативный процесс.) Основной  задачей игры является подбор  к предлагаемому существительному  как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две  команды. Каждой команде дается  существительное и ставится задача  за определенное время набрать  как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая  набрала больше прилагательных. Это задание может использоваться  и в индивидуальном плане. Ребенок  самостоятельно может назвать  все прилагательные по данному  существительному, другие могут  дополнять.

 

Например:

Существительное

Прилагательное

Платье

красивое, нарядное, легкое, теплое, узорчатое, яркое, праздничное, любимое, дорогое, удобное  и т. д.


 

3. Методика «Составление  загадок». (Для осуществления такого  вида задания необходимо создать  таблицу, которую правильней назвать  опорой.) В первом столбце опорой  будут слова (или символические  изображения), которые заключают  в себе смысл: «Какая?», а  во втором – «Что такое же?».  Например, предположим, решается  составить загадку о моркови.  Следует составить опору:

 

Какая?

Что такое же?

Длинная

Сосулька

Оранжевая

Апельсин

Хрустящая

Сухарь


 

Получилась загадка:

Длинная – как сосулька,

Оранжевая – как апельсин,

Хрустящая – как сухарь.

Или, например, загадка о  снеге. Можно применить опоры:

 

На что похоже?

Чем отличается?

На вату

Тает

На покрывало

Утюгом не погладишь

На сухарь

Нельзя есть


 

Получилась загадка:

Как вата – но тает,

Как покрывало – но утюгом не погладишь,

Как сухарь – но есть нельзя.

Опоры можно давать устно, они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.

4. Методика «Рассказ по  картинке». Ребенку предлагаются  несколько картинок, они должны  быть разнообразными по содержанию. Например, изображение лошади, писателя, многоэтажного дома, бабочка, ваза  с цветами и др. Ребенок может  выбрать себе одну картинку. Предлагается  посмотреть на изображение и  рассказать прошлое, настоящее  и будущее того предмета и  ли живого существа, изображенного  на картинке. Далее ребенок должен  выбрать еще одну картинку, и  рассказать по ней историю  по той же схеме. При обработке  результатов данные по обеим  картинкам усредняются.

Информация о работе Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста