Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно – методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте;
3. Подобрать диагностические методики для исследования творческого воображения детей дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
5. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы использования метода проектов как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста ……………………………………………………………….
1.1 Творческое воображение у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………
1.2 Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….
1.3 Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста……………………………………………….
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирические основы использования метода проектирования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………..
2.1 Диагностика творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….
2.2 Рекомендации педагогу в ДОУ для развития творческого воображения детей дошкольного возраста…………………………………………………
Выводы по 2 главе
Заключение………………………………………………………………………
Основной акцент диагностики
в Дошкольных образовательных учреждениях
стоит делать на педагогической диагностике.
Это позволяет педагогу отслеживать
продвижение ребенка в
В «замысле» ребенка
Методические рекомендации по проведению цикла занятий педагогической диагностики развития творческого воображения:
Принимая во внимание особенности
развития воображения у детей
старшего дошкольного возраста, а
также развивающий и
Данный цикл занятий был разработан с учетом возраста и уровня развития детей, с которыми они проводились. Поэтому занятия были разделены на две части:
Задания основаны на работах М. В. Ильиной «Воображение и творческое мышление». В ее пособии приведены разнообразные тесты, позволяющие определить уровень развития творческого воображения у детей разной возрастной категории. [8] В работе А. И. Савенкова «Путь к одаренности», предлагаются задания на формирование и развитие как репродуктивного, так и творческого воображения на основе приемов творческого воображения. [18] Работы О. М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольников». [6]
Организация занятий предусматривала следующие этапы:
Развитие невербального воображения.
Описание методик и порядок исследования.
I. Тест креативности. Исследование актуального уровня развития творческого воображения.
Порядок исследования.
Детям было предложено задание. Инструкция: на листе изображены геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник. Нужно дорисовать эти фигуры так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т. д. при анализе не учитываются, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
II. Занятия по педагогической диагностике творческого воображения.
1. Методика «Волшебники».
(Эта методика используется
Порядок исследования.
Вначале детям предлагается две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц». Вторая часть задания, самостоятельно нарисовать «доброго» и «злого» волшебников; рассказать о них, как определить, какой из них злой, а какой добрый; что совершил злой и что добрый. В конце занятия целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить получившихся персонажей в группе.
2. Методика «Рисунок в
несколько рук». ( Это групповое
занятие, тесно связывающее
Порядок исследования.
Предлагается всем участникам
вообразить про себя какой-либо образ.
Затем на листе бумаги первый участник
группы изображает отдельный элемент
задуманного образа. Следующий участник,
отталкиваясь обязательно от имеющегося
элемента, продолжает рисунок, используя
работу предшественника для
3. Методика «Несуществующее животное». (Развитие творческого воображения с использованием приема «склеивание».)
Порядок исследования.
Это задание следует начинать с примеров персонажей, которые были созданы путем мысленного склеивания. Опорой может быть изображение такого персонажа. ( Кентавр, русалка, дракон, человек-паук.) Сначала детям предлагается представить части различных животных и, мысленно соединив эти части, должно получится новое живое существо с необычными свойствами. Затем нужно нарисовать это животное. Далее каждый ребенок должен рассказать, что у него получилось в результате, так же он может придумать название своему животному, что-нибудь рассказать про него.
4. Задание «Аналогия». (Задание
ориентированно на развитие
Порядок исследования.
Детям предлагается обсудить разнообразные предметы похожие между собой по форме. Найти сходство. Предлагаются исходные объекты, дети так же могут придумывать и свои: автомобиль, самолет, корабль, поезд. Нужно изобразить какой-либо из этих вариантов так, чтобы он напоминал какое-либо живое существо. После того, как дети нарисовали, нужно обсудить, что и по каким признакам они сравнивали.
5. Методика «Акцентирование».
(Развитие творческого
Порядок исследования.
Детям предлагается рассказать о характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Ивана-царевича, Золушки, Буратино, и др. по предложению самих детей, кого бы они хотели обсудить.
6. Методика «Типизация».
(Развитие творческого
Порядок исследования.
Детям предлагаются схемы, изображающие человеческие эмоции. Например, самые элементарные:
J K L
В задании, предложенном детям, 8 различных выражений.
Надо назвать, какие чувства выражает каждое из схематических лиц. И сказать, какие выражения типичны (часто встречаются) у людей: веселых, общительных, грустных, сердитых, добрых, злых, удивленных, серьезных?
7. Методика «Три краски».
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, творческое воображение. Детям предлагали взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. В итоге нужно подумать, на что похож рисунок? Придумать название своей картине.
III. Контрольный эксперимент.
После проведения цикла занятий
по развитию творческого воображения
и его диагностики, проводится контрольный
эксперимент. Тест креативности, описанный
выше. Детям снова преложили
Развитие вербального воображения.
Описание методик и порядок исследования.
1. Методика «Конструирование
сказок». Нужно приготовить
1-й вариант игры. Группа
разбивается на подгруппы по
три-пять человек. Карточки
2-й вариант игры. Каждый
участник вытягивает карточку
с изображением сказочного
2. Методика «Укрась слово».
(Эта игра хорошо развивает
образное мышление, творческое воображение,
ассоциативный процесс.) Основной
задачей игры является подбор
к предлагаемому
Например:
Существительное |
Прилагательное |
Платье |
красивое, нарядное, легкое, теплое, узорчатое, яркое, праздничное, любимое, дорогое, удобное и т. д. |
3. Методика «Составление
загадок». (Для осуществления такого
вида задания необходимо
Какая? |
Что такое же? |
Длинная |
Сосулька |
Оранжевая |
Апельсин |
Хрустящая |
Сухарь |
Получилась загадка:
Длинная – как сосулька,
Оранжевая – как апельсин,
Хрустящая – как сухарь.
Или, например, загадка о снеге. Можно применить опоры:
На что похоже? |
Чем отличается? |
На вату |
Тает |
На покрывало |
Утюгом не погладишь |
На сухарь |
Нельзя есть |
Получилась загадка:
Как вата – но тает,
Как покрывало – но утюгом не погладишь,
Как сухарь – но есть нельзя.
Опоры можно давать устно, они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.
4. Методика «Рассказ по
картинке». Ребенку