Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно – методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте;
3. Подобрать диагностические методики для исследования творческого воображения детей дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
5. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы использования метода проектов как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста ……………………………………………………………….
1.1 Творческое воображение у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………
1.2 Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….
1.3 Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста……………………………………………….
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирические основы использования метода проектирования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………..
2.1 Диагностика творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….
2.2 Рекомендации педагогу в ДОУ для развития творческого воображения детей дошкольного возраста…………………………………………………
Выводы по 2 главе
Заключение………………………………………………………………………
Как отмечалось выше,
воображение у ребенка беднее,
чем у взрослого. В то же
время до сих пор существует
мнение, что у ребенка воображение
богаче, чем у взрослого человека.
Дети могут из всего сделать
все, говорил Гете. Ребенок живет
в фантастическом мире более,
нежели в реальном. Но мы знаем,
что интересы ребенка проще,
элементарнее, беднее, наконец, отношения
его со средой также не имеют
той сложности, тонкости и
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До 3х лет у детей
воображение существует внутри
других психических процессов,
в них закладывается его
В 4 - 5 лет ребенок
начинает планировать,
В 6 - 7 лет воображение
носит активный характер. Воссоздаваемые
образы выступают в различных
ситуациях, характеризуясь
Психологи считают,
что для развития воображения
необходимо наличие
Реализация технологии проектирования в практике ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов.
Условием освоения
каждого этапа является
ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
объединять усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы.
Творческие группы
специалистов способны
1.2 Развитие творческого
воображения у детей
В психологической литературе дошкольный возраст приходится на период от 3 до 7 лет. Мухина В.С. отмечает, что "это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками" (8, с.201). Психологи выделяют три периода:
- младший дошкольный возраст (3–4 года),
- средний дошкольный возраст (4–5 лет),
- старший дошкольный возраст (5–7 лет).
Ведущим видом деятельности является игра. В процессе игры дети усваивают основные приемы деятельности и норм социального поведения. Вместе с игрой в дошкольном возрасте формируются и такие формы деятельности, как конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилам или образцам.
Ефимкина Р.П. отмечает, что "игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий" (5, С.21). Изначально в период младшего дошкольного возраста игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки являются моделями предметов. Для данного периода характерна сюжетная игра. В процессе игры ребенок воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а всего лишь действия, имитирующие действия врача.
Средний дошкольный возраст
характеризуется тем, что игра становится
ролевой и она преобладает
вплоть до 6-7 лет. Самое главное для
ребенка – ролевая
В старшем дошкольном возрасте существует игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра имеет важное значение для развития детей. Ребенок получает в игре возможность сыграть определенную роль. В ходе проигрывания этой роли образуется отношение ребенка к действительности.
Ребенок в игре развивается,
а следовательно в игре складывается
и развивается и воображение
ребенка. По мнению Матюхиной М.В. "воображение
ребенка начинает развиваться в
конце второго, начале третьего года
жизни" (7, С.70). О наличии воображения
можно судить по тому, что дети с
удовольствием слушают
Т. Рибо выделяет основные стадии развития воображения ребенка:
1) ребенок может преобразовывать
воспринимаемые предметы, т.е. в
одном предмете он видит
2) воображение ребенка
проявляется в одушевлении
3) воображение находит
отражение в игровых
4) ребенок комбинирует образы, т.е. начинает формироваться собственно художественное творчество.
Так как развитию творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие, как игра, конструирование, лепка, рисование, то особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.
Мухина В.С., говоря о воображении в младшем дошкольном возрасте, отмечает, что "на первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней" (8, С.245).
По мнению Мухиной В.С. в игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. А у детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые.
Формируясь в игре, творческое
воображение переходит так же
и в другие виды деятельности дошкольника:
рисование, сочинение сказок, стишков.
Большое значение в развитии творческого
воображения имеет детское
В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка.
Дошкольники трех-четырех
лет обычно не осознают, что воспроизводят
то, что уже известно. В таких
случаях детские
По мнению К.И.Чуковского в дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к звуковой стороне языка. Он считает, что "достаточно ему услышать определенное звукосочетание, как оно тотчас же отождествляется с вещью и служит толчком к созданию образа" (17, С.36).
Существует мнение, что
воображение ребенка богаче, чем
воображение взрослого
Мы считаем, что описание последовательности развития воображения в дошкольном возрасте даст некоторую общую картину развития.
В период с трех до четырех лет ребенок еще не может удержать воспринятые прежде образы. Воссоздающиеся образы по большей части далеки от первоосновы и быстро покидают ребенка. При игре взрослого с ребенком, если взрослый берет на себя роль какого-либо фантастического персонажа и изображает действия, свойственные этому персонажу, малыш переживает одновременно чувство восторга и ужаса. Ребенок верит создаваемому образу до тех пор, пока взрослый не перестает действовать от его лица. Через взрослого ребенок научается создавать свои собственные персонажи, которые могут быть преходящими, но могут и сопутствовать ребенку в течение дней, недель и даже месяцев.
В среднем и старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:
- замысел в форме наглядной модели;
- образ воображаемого предмета, существа;
- образ действия существа
или образ действия с
Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.
Детское воображение –
это прежде всего творчество. При
активном развитии воображения в
общем психическом развитии ребенка
существует и известная опасность.
У некоторых детей воображение
начинает менять действительность, создает
особый мир, в котором ребенок
без труда достигает
1.3 Метод проектов
как средство развития
Глава 2 Эмпирические основы использования метода проектирования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1 Диагностика
творческого воображения у
Педагогическая диагностика
(в переводе с греческого «способность
распознавать») – это процесс
постановки «диагноза», т. е. установление
уровня развития субъекта диагностики.
Суть педагогической диагностики состоит
в отслеживании качественных изменений,
происходящих в субъекте диагностики.
Одной из основных проблем педагогической
диагностики является недостаток диагностического
инструментария. Диагностирование направлено
на определение уже известной
науке сущности явления, которое
характеризует внутренне
Практика психолого-
Круг проблем можно
условно рассматривать, разбив их на
три «слоя». Первый из них связан
с практикой использования