Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно – методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте;
3. Подобрать диагностические методики для исследования творческого воображения детей дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
5. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы использования метода проектов как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста ……………………………………………………………….
1.1 Творческое воображение у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………
1.2 Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….
1.3 Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста……………………………………………….
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирические основы использования метода проектирования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………..
2.1 Диагностика творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….
2.2 Рекомендации педагогу в ДОУ для развития творческого воображения детей дошкольного возраста…………………………………………………
Выводы по 2 главе
Заключение………………………………………………………………………
Выполнил: студент 3 курса очной формы обучения, 330 группы Кокина Ольга Владимировна
Научный руководитель:
Якубенко О.В., к.п.н., доцент Отметка: _
« » 2012г.
Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Курсовая работа бакалавра
направление «Педагогика и психология детства», профиль «Детская практическая психология»
(2012-2013 уч. год)
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)
Факультет начального дошкольного и специального образования
Кафедра психологии и педагогики детства
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Омск – 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы использования метода проектов как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста ……………………………………………………………….
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирические
основы использования метода проектирования
как средство развития творческого
воображения детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.1 Диагностика творческого
воображения у детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.2 Рекомендации педагогу
в ДОУ для развития
Выводы по 2 главе
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
На протяжении прошлых
веков обществу постоянно предъявлялись
требования в воспитании, образовании
и развитии личности. XXI век не является
исключением. Современное общество
требует присутствия творчески
активной личности. В условиях современного
мира человек должен уметь решать
различные проблемы, преодолевать различные
препятствия эффективно и нестандартно.
Поэтому перед образовательными
учреждениями ставится вопрос о воспитании
и развитии творческих способностей
детей. Основной задачей дошкольного
учреждения является развитие художественно-эстетических
способностей дошкольников. Развитие
творческого воображения
Вопрос о развитии творческого
воображения у детей
Творческое воображение – достаточно сложный психический процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.
Проблемой развития творческого
воображения у детей
Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение
детей представляет огромный
потенциал для реализации
Воображение и фантазия –
это важнейшая сторона жизни
ребенка. Усвоить какую-либо программу
без воображения невозможно. Оно
является высшей и необходимейшей способностью
человека. Вместе с тем именно эта
способность нуждается в особой
заботе в плане развития. А развивается
воображение особенно интенсивно в
возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот
период воображение специально не развивать,
то в последующем наступает
Проблема исследования: развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста
Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Объект исследования: дети подготовительной группы ДОУ.
Предмет исследования: творческое воображение детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и эмпирической, выводов, заключения, списка литературы, представленного 35 источниками, … приложений. В первой главе раскрыты теоретические аспекты исследования проблемы. Во второй главе описано эмпирическое исследование проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
База исследования: Исследовательская работа проводилась на базе МОУ «Детский сад № 303» Советского Административного округа г. Омска. Нами была выбрана группа старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 10 детей. Сроки проведения: с ноября по декабрь 2012 года.
Глава 1. Теоретические основы использования метода проектов как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста
1.1 Творческое воображение у детей дошкольного возраста
Всякая деятельность человека,
результатом которой является не
воспроизведение бывших в его
опыте впечатлений и действий,
а создание новых образов или
действий; будет принадлежать к творческой
деятельности. Мозг есть не только орган,
сохраняющий и воспроизводящий
наш прежний опыт, он есть также
орган комбинирующий, творчески
перерабатывающий и создающий из
элементов этого прежнего опыта
новые положения и новое
Эту творческую деятельность,
основанную на комбинирующей способности
нашего мозга, психология называет воображением.
Обычно под воображением имеется
в виду все то, что не реально,
что не соответствует
«Всякое изобретение,
– говорит Рибо, – крупное
или мелкое, прежде чем окрепнуть,
осуществившись фактически, было
объединено только
Воображение – не
действительность, но оно не может
без действительности, т.к. именно
элементы действительности
Воображение порождает
замысел, т.е. представление о
будущем творении. И когда человек
приступает к любой работе, он
«видит» цель своей
В литературе имеются
самые разные определения
«Воображение, – пишет
С. Л. Рубинштейн, – связано
с нашей способностью, и необходимостью
творить новое». И далее «Воображение
– это отлет от прошлого
опыта, преобразование его.
«Основной признак
процесса воображения, – пишет
Е. И. Игнатьев, – в той или
иной конкретной практической
деятельности заключается в
«Философская энциклопедия»
определяет воображение, как
Многие исследователи
отмечают, что воображение есть
процесс создания новых
Воображение – это
психический процесс, в
Воображение – это
аналитико-синтетическая
Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа "Я"; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается
и растет постепенно, он отличается
глубоким своеобразием по