Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно – методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте;
3. Подобрать диагностические методики для исследования творческого воображения детей дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
5. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы использования метода проектов как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста ……………………………………………………………….
1.1 Творческое воображение у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………
1.2 Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….
1.3 Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста……………………………………………….
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирические основы использования метода проектирования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста………………………………………………………………..
2.1 Диагностика творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….
2.2 Рекомендации педагогу в ДОУ для развития творческого воображения детей дошкольного возраста…………………………………………………
Выводы по 2 главе
Заключение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 55.32 Кб (Скачать)

Выполнил: студент 3 курса очной  формы обучения, 330 группы Кокина Ольга Владимировна

Научный руководитель:

Якубенко О.В., к.п.н., доцент Отметка: _ 

« » 2012г.


Метод проектов как  средство развития творческого воображения  детей дошкольного возраста

Курсовая работа бакалавра

направление «Педагогика и психология детства», профиль «Детская практическая психология»

(2012-2013 уч. год)


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

 

Факультет начального дошкольного и специального образования

Кафедра психологии и педагогики детства


МИНОБРНАУКИ РОССИИ



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Теоретические  основы использования метода проектов как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста ……………………………………………………………….

    1. Творческое воображение у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………
    2. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….
    3. Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста……………………………………………….

Выводы по 1 главе

Глава 2. Эмпирические основы использования метода проектирования как средство развития творческого  воображения детей дошкольного  возраста………………………………………………………………..

2.1 Диагностика творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….

2.2 Рекомендации педагогу  в ДОУ для развития творческого  воображения детей дошкольного  возраста…………………………………………………

Выводы по 2 главе

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении прошлых  веков обществу постоянно предъявлялись  требования в воспитании, образовании  и развитии личности. XXI век не является исключением. Современное общество требует присутствия творчески  активной личности. В условиях современного мира человек должен уметь решать различные проблемы, преодолевать различные  препятствия эффективно и нестандартно. Поэтому перед образовательными учреждениями ставится вопрос о воспитании и развитии творческих способностей детей. Основной задачей дошкольного  учреждения является развитие художественно-эстетических способностей дошкольников. Развитие творческого воображения дошкольников охватывает практически все моменты  в детском саду. Однако, для правильной, эффективной организации работы над развитием воображения необходимо использовать традиционные приемы и  методы работы.

Вопрос о развитии творческого  воображения у детей дошкольного  возраста актуален, так как к первому  классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться  в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к  предвосхищению возможных изменений.

Творческое воображение  – достаточно сложный психический процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.

Проблемой развития творческого  воображения у детей дошкольного  возраста занимались такие педагоги и психологи, как Выготский Л.С., Давыдов, Е. И., Д. Б. Эльконин и другие.

Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение  выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и  является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность  учебно-воспитательной деятельности в  ДОУ.

 Творческое воображение  детей представляет огромный  потенциал для реализации резервов  комплексного подхода в обучении  и воспитании. Большие возможности  для развития творческого воображения  представляет изобразительная деятельность  детей.

Воображение и фантазия –  это важнейшая сторона жизни  ребенка. Усвоить какую-либо программу  без воображения невозможно. Оно  является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта  способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается  воображение особенно интенсивно в  возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое  снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать  у детей обедняется личность, снижаются  возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к  творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение  у детей, необходима особая организация  изобразительной деятельности.

Проблема исследования: развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Цель исследования: изучить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в дошкольном учреждении.

Объект исследования: дети подготовительной группы ДОУ.

Предмет исследования: творческое воображение детей дошкольного возраста.

Задачи  исследования:

  1. Проанализировать научно – методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме;
  2. Рассмотреть особенности развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте;
  3. Подобрать диагностические методики для исследования творческого воображения детей дошкольного возраста;
  4. Провести диагностическое исследование для определения уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
  5. Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.

Методы исследования:

  1. теоретические – изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ, синтез, обобщение;
  2. эмпирические –

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической и эмпирической, выводов, заключения, списка литературы, представленного 35 источниками, … приложений. В первой главе раскрыты теоретические аспекты исследования проблемы. Во второй главе описано эмпирическое исследование проблемы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

База исследования: Исследовательская работа проводилась на базе МОУ «Детский сад № 303» Советского Административного округа г. Омска. Нами была выбрана группа старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 10 детей. Сроки проведения: с ноября по декабрь 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования метода проектов как средства развития творческого воображения детей дошкольного возраста

1.1 Творческое воображение у детей дошкольного возраста

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его  опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или  действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий  наш прежний опыт, он есть также  орган комбинирующий, творчески  перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта  новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться  к будущему только постольку, поскольку  он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.

Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности  нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется  в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково  проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным  художественное, научное и техническое  творчество.

 «Всякое изобретение,  – говорит Рибо, – крупное  или мелкое, прежде чем окрепнуть,  осуществившись фактически, было  объединено только воображением  – постройкой, возведенной в уме  при посредстве новых сочетаний  или соотношений».

 Воображение – не  действительность, но оно не может  без действительности, т.к. именно  элементы действительности являются  для него питающей средой. С  другой стороны, именно воображение  подчас определяет программу  действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей  действительности, к собственной  работе, к разнообразным формам  своей деятельности.

 

 Воображение порождает  замысел, т.е. представление о  будущем творении. И когда человек  приступает к любой работе, он  «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой  архитектор от наилучшей пчелы  с самого начала отличается  тем, что прежде чем строить  ячейку из воска, он уже построил  ее в своей голове. В конце  процесса труда получается результат,  который уже в начале этого  процесса имелся в представлении  человека, т. е. идеально. Если  же человек занимается творческой  работой, то он должен вообразить  то, что никто, и в том числе  он сам, еще не делал и,  следовательно, не видел и не  слышал. Воображение порождает «образ»  того, что лишь будет создано  в процессе творческой работы.

 В литературе имеются  самые разные определения воображения.  Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет  в тех же сочетаниях и в  тех же формах отдельных впечатлений,  которые накоплены прежде, а строит  какие-то новые ряды из прежде  накопленных впечатлений. Иначе  говоря, принесение нового в самое  течение наших впечатлений и  изменение этих впечатлений так,  что в результате этой деятельности  возникает некоторый новый, ранее  не существовавший образ, составляет, как известно самую основу  той деятельности, которую мы  называем воображением».

 «Воображение, – пишет  С. Л. Рубинштейн, – связано  с нашей способностью, и необходимостью  творить новое». И далее «Воображение  – это отлет от прошлого  опыта, преобразование его. Воображение  – это преобразование данного,  осуществляемое в образной форме».

 «Основной признак  процесса воображения, – пишет  Е. И. Игнатьев, – в той или  иной конкретной практической  деятельности заключается в преобразовании  и переработке данных восприятия  и другого материала прошлого  опыта, в результате чего получаются  новые впечатления».

 «Философская энциклопедия»  определяет воображение, как психическую  деятельность, заключающуюся в создании  представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно  не воспринимавшихся человеком  в действительности.

 Многие исследователи  отмечают, что воображение есть  процесс создания новых образов  в наглядном плане. Эта тенденция  относит воображение к формам  чувственного материала. Природу  воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.

 

 Воображение – это  психический процесс, в котором  отражение действительности происходит  в специфической форме – объективно  или субъективно нового (в виде  образов, представлений, идей), созданного  на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных  в процессе речевого общения.  Когда речь идет об объективно  новом, то имеется в виду, что  данный продукт воображения вообще  впервые создается в обществе. Когда же речь идет о субъективно  новом, то это значит, что созданный  продукт обладает новизной только  лишь для самого создателя,  в то время как в обществе  он уже известен.

 Воображение – это  аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим  влиянием сознательно поставленной  цели либо чувств, переживаний,  которые владеют человеком в  данный момент. Чаще всего воображение  возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда  необходимо отыскать новое решение,  т.е. требуется опережающее практическое  действие отражения, которое происходит  в конкретно-образной форме, как  результат оперирования образами.

Творческое воображение  зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа "Я"; особенностей коммуникации; степени  самореализации и оценки собственной  деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности  процесса обучения и воспитания.

 Опыт ребенка складывается  и растет постепенно, он отличается  глубоким своеобразием по сравнению  с опытом взрослого. Отношение  к среде, которая своей сложностью  или простотой, своими традициями  и влияниями стимулирует и  направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого  различны и поэтому понятно,  что воображение у ребенка  работает иначе, чем у взрослого.

Информация о работе Метод проектов как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста