Метод как многомерное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить? – выводит меня на категорию методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

Работа содержит 1 файл

Реферат по педагогике..docx

— 48.60 Кб (Скачать)

     Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навыками общения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.

    Производственно-трудовые упражнения составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера.  Они бывают простыми и сложными: к первым относятся упражнения на выполнение отдельных трудовых приёмов, вторые предусматривают выполнение производственно-трудовых дел в целом или  их значительных частей (настройка станка, изготовление части детали или устройства и т. п.).

     Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов и исследований учащихся; применяется прежде всего при изучении физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется гораздо большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований. Лабораторный метод даёт возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает условия для формирования практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных исследований.

     Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение  теоретических полученных знаний к решению практических задач. Данный  метод выполняет функцию углублённых знаний, умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

     Выделяют пять этапов, через которые  обычно проходит познавательная  деятельность учащихся на практических  занятиях:

  1. Объяснение учителя – этап теоретического осмысление работы.
  2. Показ – этап инструктажа.
  3. Проба -  этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
  4. Выполнение работы -  этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание.
  5. Контроль – этап, на котором работы учеников принимаются и оцениваются.

   Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнения задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т. д.  У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий её решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

     Познавательные игры (дидактические) – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

     Методы программированного обучения  (ПО) направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. В методах  ПО сочетаются   новые и традиционные идеи. Применяемые в ПО методы можно разделить на:

  • методы и предъявления информации;
  • методы выполнения программированных заданий;
  • методы контроля и коррекции.

   Предъявление информации в ПО может быть организованно безмашинными способами. При первом учебный материал излагается в программированных учебных книгах, при втором – выводится на экран дисплеев. Существуют три системы программирования учебного материала: линейная, разветвлённая и смешанная (комбинированная).

      Обучающий контроль. Главная функция этого метода – контрольно-коррекционная, но при этом важно обеспечить органическое включение его в учебный процесс, но так, чтобы он не стал обособленным элементом его, а выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждающие функции.

    Метод имеет множество модификаций, отличающихся между собой организацией контрольных срезов, основаниями для накопления информации, способа получения и обработки данных диагностических и тестовых измерений, другими особенностями.

    Устный контроль осуществляется путём индивидуального и фронтального опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.

   Письменный контроль  осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачётов и т. п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).

   Лабораторный контроль  направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач,  требующих проведения опытов.

   Машинный (программированный)  контроль, при наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ, применяется на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью.

   Тестовый контроль может быть безмашинным и машинным. В основе его лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определённых знаний, умений.

  Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

   Ситуационный метод,  скомбинированный из различных путей, форм и средств обучения, применяется педагогом тогда, когда ни один из известных методов не даёт возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в конкретных условиях. Поэтому его называют ещё творческим, нестандартным, но признаётся он не всеми педагогами. Главную роль  в выборе и применении его играет ситуация. Метод позволят принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающей из намеченной цели. Педагог должен уметь предвидеть предполагаемые последствия, вытекающие из этих решений. Как правило, в ситуационном методе переплетаются традиционные и новые пути, устоявшееся и новейшие идеи. Именно используя этот метод, как полагают, достигли выдающихся успехов такие известные новаторы обучения, как Шаталов, Ильин, Гузик, Волков и др.

   О структуре и содержании его  ничего определённого сказать  нельзя; это самостоятельное произведение  педагога, его творческий почерк, опирающийся на собственное видение  и понимание учебного процесса.

   Для себя я отметила, что в системе учебной работы должны находить своё применение все рассмотренные выше методы обучения, проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую системность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

      В заключении хочу привести определение метода, которое можно рассматривать как классическое:

  Метод – не внешняя форма, но душа и понятие содержания.

Г. В. Ф. Гегель.

Информация о работе Метод как многомерное явление