Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:14, реферат
Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить? – выводит меня на категорию методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навыками общения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.
Производственно-трудовые упражнения составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера. Они бывают простыми и сложными: к первым относятся упражнения на выполнение отдельных трудовых приёмов, вторые предусматривают выполнение производственно-трудовых дел в целом или их значительных частей (настройка станка, изготовление части детали или устройства и т. п.).
Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов и исследований учащихся; применяется прежде всего при изучении физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется гораздо большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований. Лабораторный метод даёт возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает условия для формирования практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных исследований.
Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение теоретических полученных знаний к решению практических задач. Данный метод выполняет функцию углублённых знаний, умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Выделяют пять этапов, через которые
обычно проходит
Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнения задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т. д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий её решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).
Познавательные игры (дидактические) – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.
Методы программированного обучения (ПО) направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. В методах ПО сочетаются новые и традиционные идеи. Применяемые в ПО методы можно разделить на:
Предъявление информации в ПО может быть организованно безмашинными способами. При первом учебный материал излагается в программированных учебных книгах, при втором – выводится на экран дисплеев. Существуют три системы программирования учебного материала: линейная, разветвлённая и смешанная (комбинированная).
Обучающий контроль. Главная функция этого метода – контрольно-коррекционная, но при этом важно обеспечить органическое включение его в учебный процесс, но так, чтобы он не стал обособленным элементом его, а выполнял обучающие, развивающие, воспитательные, побуждающие функции.
Метод имеет множество
Устный контроль осуществляется путём индивидуального и фронтального опроса. Правильность ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля выставляются оценки.
Письменный контроль осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачётов и т. п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).
Лабораторный контроль направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.
Машинный (программированный) контроль, при наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ, применяется на всех этапах изучения учебных предметов. Отличается высокой объективностью.
Тестовый контроль может быть безмашинным и машинным. В основе его лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определённых знаний, умений.
Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Ситуационный метод, скомбинированный из различных путей, форм и средств обучения, применяется педагогом тогда, когда ни один из известных методов не даёт возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в конкретных условиях. Поэтому его называют ещё творческим, нестандартным, но признаётся он не всеми педагогами. Главную роль в выборе и применении его играет ситуация. Метод позволят принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающей из намеченной цели. Педагог должен уметь предвидеть предполагаемые последствия, вытекающие из этих решений. Как правило, в ситуационном методе переплетаются традиционные и новые пути, устоявшееся и новейшие идеи. Именно используя этот метод, как полагают, достигли выдающихся успехов такие известные новаторы обучения, как Шаталов, Ильин, Гузик, Волков и др.
О структуре и содержании его
ничего определённого сказать
нельзя; это самостоятельное
Для себя я отметила, что в системе учебной работы должны находить своё применение все рассмотренные выше методы обучения, проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую системность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
В заключении хочу привести определение метода, которое можно рассматривать как классическое:
Метод – не внешняя форма, но душа и понятие содержания.
Г. В. Ф. Гегель.