Метод как многомерное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить? – выводит меня на категорию методов обучения. Без них невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

Работа содержит 1 файл

Реферат по педагогике..docx

— 48.60 Кб (Скачать)
  • составление учителем детального плана лекции;
  • сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;
  • логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;
  • краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;
  • логические связи при переходе от одной части лекции к другой;
  • проблемность и эмоциональность изложения;
  • живой язык, своевременное включение примеров, сравнение, ярких фактов;
  • контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;
  • многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;
  • оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции;
  • выделение (задиктовка) того что следует записать;
  • использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;
  • Сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.

Лекция  экономит учебное время, является одним  из наиболее эффективных методов  по показаниям восприятия содержания информации, которой в зависимости  от ряда условий может колебаться от 20 до 50%.

     Учебная дискуссия  постепенно входит в практику нашей школы. Она давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира и в целом ряде случаев обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная её функция – стимулирование познавательного интереса, вспомогательными являются обучающая, развивающая, воспитывающая, контрольно-коррекционная.

      Одно из важнейших условий  эффективности учебной дискуссии  – предварительная и основательная  подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная сторона заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, формальная – в выборе формы изложения этих знаний. Без соответствующих знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов – лишённой привлекательности, запутанной и противоречивой. Поэтому учитель должен позаботится о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, чётко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т. д.

     Ошибочным является мнение, будто дискуссия применима только при изучении гуманитарных дисциплин – истории, обществоведения, этики, литературы, искусства, психологии, педагогики. С неменьшим успехом она может быть использована при изучении физики, химии, биологии, других предметов, приобретая характер управляемого познавательного (научного) спора.

   Дискуссии обогащают содержание  уже известного учащимся материала,  помогают его упорядочить и  закрепить. Учителю они несут  надёжную информацию о глубине  и системе знаний, особенностях  мышления учащихся, подсказывают  направления дальнейшей  работы. Весьма полезны дискуссии и  в воспитательном значении.  С их  помощью легко диагностируются особенности характера, темперамента памяти, мышления, исправляются недостатки поведения и общения школьников (вспыльчивость, несдержанность, неуважение к собеседнику и т. д.).

    Элементы дискуссии практикуются  уже в школе второй ступени, в полном объёме этот метод используется в старших классах.

    Работа с книгой стала одним из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебных книг эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

      Целью самостоятельной работы  с книгой может быть ознакомление  с её структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск  ответов на определённые вопросы,  изучение материала, реферирование  отдельных отрывков текста или  всей книги, решение примеров  и задач, выполнение контрольных  тестов, наконец, заучивание материала  на память. Данный метод, в зависимости  от целей, имеет ряд модификаций. 

      Работа с книгой – сложный  и трудный для школьников метод  обучения. Значительная часть выпускников так и не овладевает им в должной мере: умея читать, они не понимают смысла прочитанного. Поэтому удельный вес данного метода в общей системе необходимо увеличивать, готовить учащегося к самостоятельной работе с книгой, вырабатывать умение свободно читать и понимать прочитанное; выделить главное в изучаемом материале; вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); подбирать литературу по изучаемому вопросу. Формировать эти навыки у учащихся надо с первого дня их пребывания в школе.

      К недостаткам метода работы  с книгой  относятся значительные  затраты времени и энергии,  поэтому денный метод относится  к малоэкономичным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей школьников. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения. Поэтому учителю нужно подбирать хорошие книги, сочетая данный метод с другими  методами обучения.

     Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или месторасположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчёркиваются (дыхание лягушки, действие прибора и т. д.). Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т. п. также начинаются с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассматриваемых объектов, которая облегчает понимание принципов, лежащих в основе опыта.

       По-настоящему эффективен данный  метод лишь тогда, когда учащиеся  сами изучают предметы, процессы  и явления, выполняют нужные  измерения, устанавливают зависимость,  благодаря чему осуществляется  активный познавательный процесс  – осмысливаются вещи, явления,  а не чужие представления о  них. 

       Нужно отличать демонстрацию  как активный метод познания  от простого показа. В процессе  «активной демонстрации», приобретающей  проблемный или исследовательский  характер, внимание учащихся концентрируется на существенных, а не на случайно обнаруженных свойств предметов, явлений, процесса. В итоге они быстрее, легче и полнее осознаются обучаемыми. Хотя при демонстрации слово не играет главной роли, оно постоянно сопутствует наблюдению,  служит для анализа его хода и результатов. Чтобы повысить самостоятельность, важно привлекать школьников к объяснению увиденного.

      Наибольшей дидактической ценностью  обладает демонстрация реальных  предметов, явлений или процессов,  протекающих в естественных условиях. Но часто она невозможна или  затруднительна.  Тогда прибегают  к демонстрации либо натуральных  предметов в искусственной среде  (например, животных в зоопарке), либо искусственно созданных  в естественной среде (например, уменьшенных копий механизмов).  Искусственные заменители натуральных объектов – объёмные модели играют важную роль при изучении всех предметов. Они позволяют познакомится с конструкцией, принципами действия (например, строением кисти руки или глаза, двигателя внутреннего сгорания, разрезами геометрических фигур, рельефом местности т. д.).  многие современные модели обеспечивают возможность непосредственных измерений, определение технических или технологических характеристик.

     Иллюстрация тесно примыкает к методу иллюстрации, который по традиции в отечественной дидактике рассматривается как самостоятельный. Иллюстрация предлагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов. Карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств. Созданы многокрасочные  карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы и т. п.

     Методы демонстрации иллюстрации  используются в тесной связи,  дополняя и усиливая совместное  действие. Когда процесс или явление  учащиеся должны воспринять в целом,  используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

      Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации, средств мультимедиа с мощным гипертекстовыми средствами) позволяет рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности учащихся, допускает различные способы управления познавательным процессом. По сути речь идёт о комплексной дидактической технологии.

       Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, наиболее доступна для восприятия, усваивается легче и быстрее. Правда, развивающее воздействие наглядной информации в том случае, когда учащимся не предлагаются контрольные упражнения и тексты по её восприятию и запоминанию, невелико. Киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. Необходима специальная организация обучения, чтобы кино- и телеэкран выступали в качестве источника проблемности и стимулом для самостоятельных исследований. 

      Современные средства видеоинформации  позволяют выделять наиболее  важные места, создавая тем  самым благоприятные условия для усвоения не только видеоряда, но и его структуры; особенно богатыми возможностями располагает мультипликация, используемая в обучении для наглядно-образного раскрытия сущности трудных тем.

    Эффективность данного метода  мало зависит от личного мастерства  учителя, а находится в прямой  связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств. Он предъявляет большее требования к организации учебного процесса, которая должна отличатся чёткостью, продуманностью, целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

    Упражнения среди практических методов отличаются наибольшей эффективностью. Упражнения – это метод обучения,  представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебным процессом и практическими умениями и навыками. Систематические упражнения и, как их следствие, закрепляемые навыки – надёжнейшее средство успешного и продуманного труда. Достоинство данного метода в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений, а недостаток – в слабости функции.

     Различают специальные, производные  и комментированные упражнения. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, они называются производными. Производные способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается. Комментированные служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность в том, что учитель и учащийся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала.

    Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи, логического мышления, познавательных возможностей учащихся. Назначение их многопланово: овладение техникой и культурой чтения, устного счёта, рассказа , логического изложения знаний и т. д.  большую роль играют устные упражнения при изучении языков, особенно иностранных. Постепенно они усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся.

    Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описание опытов и т. д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение – формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков. К письменным упражнениям тесно примыкают графические, используемые  при изучении математики, физики, черчения, географии, рисования и в процессе производственного обучения.

Информация о работе Метод как многомерное явление