Метод импровизации в танцевальной педагогике дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Импровизационный танец компенсирует интеллектуальную «левополушарную» психическую нагрузку. Телесно ориентированные и эмоционально насыщенные импровизационно-игровые методы, используемые на уроках танца, выступают балансирующим компонентом, позволяющим формировать гармонически развитую и социально адаптированную личность.

Содержание

Введение
1. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника как важнейшая педагогическая задача
1.1. Особенности формирования и развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
1.2. Основные задачи танцевального воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Современные педагогические тенденции и методики танцевального воспитания детей дошкольного возраста
2. Танец как универсальное средство развития змоциональной сферы детей дошкольного возраста
2.1.Отношение к танцевальному искусству в различные исторические эпохи
2.2. Историческое развитие метода танцевальной импрповизации
2.3. Раскрытие развивающиего потенциала танца с помощью различных видов импровизации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КурсоваяДляСайта.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     Метод импровизации включает в себя несколько видов.

     Структурная импровизация. «Свобода поведения – это одна из самых больших ценностей. Творческая личность – это человек, который творит потому, что он свободен. А ограничения, которые налагаются на эту свободу, барьеры он воспринимает как источник, от которого можно отталкиваться. Опереться можно только на то, что сопротивляется.» (43) - рассказывает о Структурной импровизации Анатолий Неелов режисер театра-студии  «Черный квадрат». В контексте организации и проведении танцевальных занятий для дошкольников структурная импровизация означает, что педагог задает рамки-органичения и ставит задачи, основанные на законах искусства сцены и хореографии и в оставшемся свободном пространстве позволяет детям свободно самовыражаться.

     Пластическая  импровизация – является важным приемом для выработки мягкости, пластичности движений у детей. Выражение в жесте протяженности и объемности является гармонизирующим, средством. Мягкие, пластичные движения рук и тела человека вызывают музыкальные ассоциации. Музыкальные звуки и интонации длятся во времени, развертываются в пространстве и заполняют его собой. Телесное воплощение этого  возможно именно с помощью пластичных, то есть мягких, гибких, выразительно округлых, перетекающих движений.

     Развитие  пластичности, музыкальности движений способствует гармонизации эмоционального состояния ребенка. Здесь также могут помочь музыкально-игровые приемы. Звуки и музыкальные фразы можно "передавать" друг другу, "отправлять" их по воздуху своим партнерам, как воображаемые воздушные шары, "гладить" звуки руками, "сдувать" их, совершать плавные, широкие, раскачивающиеся движения и т. д. С помощью широких потягивающих движений всем телом, равномерных вдохов и выдохов, плавных волнообразных движений руками развивается умение управлять своим телом, расслаблять его, снимать зажимы и напряжение, переходить от состояния напряжения и возбуждения к расслаблению и успокоению, что является необходимым для ощущения эмоционального благополучия.

     Сюжетная  импровизация. Для побуждения детей к танцевальным действиям необходимы импульсы-мотивации - интригующие, захватывающие воображение ребенка игровые сюжеты. Удачно подобранное музыкальное сопровождение, содержащее яркий эмоциональный образ, стимулирует детское воображение, помогает найти адекватные средства его выражения в движении.

     Ритмическая импровизация на основе элементов народного  танца. После того как ребенок получил достаточный опыт в импровизационном танце,  в качестве усложнения хореографических навыков, развития у детей чувства ритма и функции общения можно использовать игровые элементы народных танцев. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием и имеет импровизационные корни. Рисунок народного танца связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика и ритм, свойственные национальному характеру, а также определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках, принятых в культуре народа норм.

     Фигурами  народных танцев-игр, в основном, являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения.

     Контактная  импровизация. Многие детские фольклорные игры-танцы построены на тактильных ощущениях. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и положительного социального микроклимата в детском коллективе. Такие танцы помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими. Дети с удовольствием танцуют русские хороводные танцы-игры. В латышской народной танцевальной  традиции существует большое разнообразие игр-танцев, например: „Kumeliņi, kumeliņi”, „Kas dārzā?”  - по замечаниям сказителей это самые старинные, любимые и одни из самых популярных латышских игр. Эти игры широко используются в педагогике дошкольного образования и воспитания. В Латвии много педагогов исследующих эту тему. Например: M.Buhanana un M.Kūnija, D.Dzintare un I.Stangaine, B.Švarca и другие. Pedagoģe R.Harleja lomu rotaļu definē šadi: „Lomu rotaļas ir brivas rotaļas, ko spēle mazi bērni. Tas ir viens no veidiem, ka viņiem izzināt savu visumu, atdarinot apkārtējo darbības un rakstura īpašibas.”(Dzintere, Boša,1997, 7)

      

Заключение 

    Эмоциональное развитие дошкольника является одним  из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и  воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые  характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

     Необходимо использовать разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими, включение ребенка в разнообразные жизненные  ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, - все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального общения детей со взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция эмоционального опыта дошкольника.

      Необходимо  с раннего возраста создавать  условия для развития основ танцевальной культуры детей. Но при этом педагоги обязаны учитывать неоднородность начального уровня развития детей в системе общего образования. Одни дети способны достичь высокого уровня танцевального развития, другие, возможно, более скромного. С этой целью необходимо применять в процессе танцевального занятия все разнообразие методов обучения танцу. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к танцу не только как к средству увеселения, или к требующему значительных усилий занятию хореографией, но  как к важному явлению в духовной культуре. Обязанность педагога - вложить в сознание ребенка основы понимания искусства и культуры вообще.

    Развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (танцевально-эстетическое сознание), можно приобщить их к танцевальной культуре, заложить основы понимания профессионального искусства танца.

    Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком танцевальной, музыкальной культурой. Если в процессе танцевальной деятельности будет развито эмоционально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего гармоничного развития.

    Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы в процессе танцевального воспитания приобретение знаний, умений и танцевально-кинестетических   навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию  эмоциональоно-личностного роста ребенка и являлось базой для формирования общей духовной культуры.

    Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе танцевальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его воспринимать, ценить и приумножать.

    Решение задач танцевального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и педагогов.  Метод импровизации в формировании основ для гармоничного эмоционального развития является наиболее доступным и целесообразным средством.  

     Общеразвивающее танцевальное образование должно начинаться в дошкольном возрасте и продолжаться в начальных классах общеобразовательной школы. Основная цель общеразвивающего танцевального образования - укрепление здоровья детей, и развитие их творческого, эмоционального и социального начала. Импровизационный танец компенсирует интеллектуальную «левополушарную» психическую нагрузку. Телесно ориентированные и эмоционально насыщенные импровизационно-игровые методы, используемые  на уроках танца, выступают балансирующим компонентом, позволяющим формировать гармонически   развитую и социально адаптированную личность.

     Результататом активного применения метода импровизации в дошкольном танцевальном образовании является достижение эмоциональной стабильности и социокультурное развитие ребенка, определяещее способность будущего ученика к продуктивному выполнению общекультурных, общечеловеческих функций и видов учебной деятельности. 

Izmantotā literatūra un informācijas avoti: 

    
  1. Baldnučika J. Svešvārdu vārdnīca – Rīga, Jumava, 1999, 367.lpp.
  2. Breslava G. Psiholoģijas vārdnīca redakcijā, - Rīga, Macību grāmata, 1999,    157.lpp
  3. Gerdžs R., Berliners V., Pedagoģiska psiholoģija. – R., 1999.
  4. Gudjons H. Pedagoģijas pamatziņas. – R.: Zvaigzne ABC, 1998
  5. Dzintere Daina. Rotaļa-bērna dzīvesveids / Daina Dzintere,Inga Stangaine ; red.      R.Cimdiņa. - Rīga : Raka, 2005. - 181 lpp
  6. Pirmskolas skolotāja profesionāla risinašanu veidošanās. I Konferences     Pirmskolas pedagoģijas maģistru. 2008.gada, 15.decembris, 58.lpp.
  7. Rimma S. Seksmīgas mācīšanās noslēpumi. R., - 2000.
  8. Skuiņas V. Pedagoģijas termiņu skaidrojošā  vārdnīca – Rīga, Zvaigzne ABC,    2000, 248.lpp.
  9. Špona A. Audzināšanas process teorijā un praksē. R.: RaKa, 2001.
  10. Dodds, D.: Creativity in Movement. Models for Analysis. In: Journal of Creative   Behaviour 12 (1978)
  11. Алексеева Л.Н.. Двигаться и думать. - М., 2000.
  12. Баскаков В. Свободное тело. - М. 2001.
  13. Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры. - М, 1993.
  14. БСЭ, - М.,1978, Т.30, с.169.
  15. БСЭ, - М.,1978, Т.10, с.164.
  16. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1967, 196 с.
  17. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2.   – М., 1982.
  18. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:     Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991, 93c.
  19. Дункан А. Танец будущего. - М., 1992, 200c.
  20. Киреева, Н.Н.  Когнитивные стили личности, Спб Государственный     университет, факультет психологии, Спб, 2007
  21. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. - М., 1963-1994
  22. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.    Песталоцци,  - М., Педагогика, 1988, 416 с.
  23. Руднева С. Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М., 1972
  24. Рубан Т.Г., Тарасова К.В., Музыкальное развитие дошкольников     Издательство: Мозаика-Синтез, 2001
  25. М. Фокин, Против течения. М., Искусство, 1962, 640 с.
  26. Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. - М., 1990.
  27. Худеков С.Н. Всеобщая история танца в 3-х т. Спб, 1914.
  28. Эльконин, Психическое развитие в детских возрастах. Избранные     психологические труды, Москва-Воронеж,1997, 414 с.
  29. Эмоциональное развитие дошкольника // Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.,    1985.
  30. Янкина Е.В. Психолого-педагогические основы реализации личностно-   ориентированного обучения ( Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ    КОНФЕРЕНЦИИ, Россия, Оренбург 2-4 февраля 2005 г.
  31. http://girshon.ru/www.dancetrio/Articles/choreo.htm - Гиршон А.     Импровизация и хореография. Контактная импровизация. Альманах 1. 1999.
  32. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/225184 - Дошкольное образование в    странах Европейского Сообщества
  33. http://puzyaka.ru/articles/archives/668 - Воспитание по-американски
  34. http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm - Дошкольное    воспитание
  35. http://www.globalisering.dk/multimedia/Factsheet_education_and_training1.pdf -    Factsheet on Denmark: Education
  36. http://luis.lanet.lv/pls/pub/luj.fprnt?l=1&fn=F65623/Ieva%20Margevica -

                SKOLOTĀJU STARPKULTŪRU IZGLĪTĪBA MULTIKULTURĀLĀ SABIEDRĪBĀ     мateriāli

  1. http://www.tovievich.ru/book/19/ - Рубинштейн С.Л. Избранные философско-  психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.:    Наука, 1997. (- Каталог статей Живые Корни)
  2. http://pro-dance.ru/forum/index.php?action=dlattach;topic=19.0;attach=127 -    Моргенрот Джойс, Структурная танцевальная импровизация
  3. http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt_with-big-pictures.html#3 -    Платон, Государство.
  4. http://lib.sportedu.ru/Press/fkvot/1996N3/p43-49.htm - Доктор педагогических наук, действительный член Международной академии. Информатизации С.И. Гуськов о физическом воспитании дошкольников в разных странах
  5. Лукиан. О пляске // Библиотека университета гуманитерных знаний) http://www.biblioclub.ru/register/thanks.php
  6. http://www.girshon.ru/txt/cintia.htm - Синтия Новак, РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
  7. http://artkvadrat.com/index.php?option=com_content&task=view&id=93&Itemid=123 – Театр-студия импровизации «Черный квадрат»

Информация о работе Метод импровизации в танцевальной педагогике дошкольного возраста