Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа
Импровизационный танец компенсирует интеллектуальную «левополушарную» психическую нагрузку. Телесно ориентированные и эмоционально насыщенные импровизационно-игровые методы, используемые на уроках танца, выступают балансирующим компонентом, позволяющим формировать гармонически развитую и социально адаптированную личность.
Введение
1. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника как важнейшая педагогическая задача
1.1. Особенности формирования и развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
1.2. Основные задачи танцевального воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Современные педагогические тенденции и методики танцевального воспитания детей дошкольного возраста
2. Танец как универсальное средство развития змоциональной сферы детей дошкольного возраста
2.1.Отношение к танцевальному искусству в различные исторические эпохи
2.2. Историческое развитие метода танцевальной импрповизации
2.3. Раскрытие развивающиего потенциала танца с помощью различных видов импровизации
Заключение
Список использованной литературы
Метод
импровизации в танцевальной
педагогике дошкольного
возраста.
Содержание:
Введение
1. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника как важнейшая педагогическая задача
1.1. Особенности формирования и развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
1.2. Основные задачи танцевального воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Современные педагогические тенденции и методики танцевального воспитания детей дошкольного возраста
2. Танец как универсальное средство развития змоциональной сферы детей дошкольного возраста
2.1.Отношение к танцевальному искусству в различные исторические эпохи
2.2. Историческое развитие метода танцевальной импрповизации
2.3. Раскрытие развивающиего потенциала танца с помощью различных видов импровизации
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Современный мир стремительно меняется и значительность этих социальных, экономических, научно-технических и культурных изменений убеждают нас в том, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором жили мы - их родители и воспитатели. В технологическом, информационном обществе процесс стереотипного воспроизводства знаний уступает место необходимости формировать личность, способную к инициативе и творчеству. Задачей педагогического воспитания становится создание благоприятных условий не только для овладения человеком определенными умениями и навыками, но и для роста его самосознания, самоопределения, самоутверждения, самореализации. Возникает необходимость индивидуализации воспитания, "ломки" привычных стереотипов и стандартов, ориентированных на усредненных, среднестатистических индивидов.
Сегодня особую актуальность приобретают педагогические системы и методы, ориентированные на формирование осознанной, творческой, способной к самореализации эмоционально зрелой личности.
Почти 10 лет я веду занятия с детьми дошкольного возраста по программе «Развивающий танец». Весь этот период я анализировала свой собственный опыт и, опираясь на различные литературно-педагогические источники, сделала вывод, что для работы с дошкольниками наиболее продуктивны танцевальные занятия с применением различных творческих методов в основе которых игра. Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. (Выготский, 1991, 5) Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов. в этой связи, импровизация - лучший метод для реализации задач танцевально-пластического воспитания дошкольников.
Поэтому для своей курсовой работы я выбрала тему: Метод импровизации в занятиях танцем детей дошкольного возраста и его влияние на формирование и развитие эмоциональной сферы.
В своей курсовой работе я
рассмотрю исторические этапы развития
танцевального воспитания, проведу обзор
методов, существующих в танцевальной
педагогике, раскрою особенности метода
импровизации в танцевальном воспитаниии
детей дошкольного возраста и влияние
этого метода на формирование и развитие
эмоций.
Объект
исследования: Процесс проведения танцевальных
занятий для детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Метод танцевальной импровизации и его влияние на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста.
Цель
данной курсовой работы: показать
значимую роль и актуальность метода танцевальной
импровизации, на занятиях танцем,
в формировании эмоционального развития
современного дошкольника.
Основные задачи:
1. Изучить педагогическую и философскую литературу по теме: танец в древности и современные теории и методы танцевального воспитания.
2. Изучение психолого-педагогической литературы по теме: развитие эмоций и чувств у дошкольника.
3. Анализ
педагогических и психологических
теорий, различных методов преподавания
танца и выявление значения метода
танцевальной импровизации для гармоничного
развития эмоциональной сферы дошкольника.
В дошкольном возрасте чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка. В это время развитие получают как эмоции (франц. Emotion от лат. emoveo — потрясаю, волную) — кратковременные переживания отношений, возникающих в данный момент, так и чувства — устойчивые, длительные, сложные переживания, выражающие обобщённое отношение ребёнка к окружающему миру и к самому себе. (БСЭ, 1978, 169)
Развитие эмоций происходит вместе с развитием психики ребёнка вцелом. И танец, движение, музыка, игра наиболее эффективные средства воспитания именно в дошкольный период развития ребенка. Музыкально-пластическому и игровому воспитанию дошкольников посвящены работы педагогов: Л.Н. Алексеевой, А.И. Буренина, D.Dzinteres, R.Bošas, A.Peteres.
Воспитание эмоций у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей. То, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от степени его эмоциональной зрелости, от характера отношения к людям и окружающему миру.
Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте требуют от психологов и педагогогов пристального внимания. По мнению А.Валлона, эмоции в генезисе психической жизни проявляются раньше всего. «Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы «переливание» одного в другое» (Валлон, 1967, 53). Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Ж.Пиаже, Д.Б.Эльконин подчеркивали важность положительного эмоционального фона вокруг ребенка как фактора благополучного психического и физического развития.
Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.
Эмоциональные реакции и состояния детей могут быть чрезвычайно разнообразны по силе, длительности и устойчивости переживаний. Они вызываются различными воздействиями: отдельными физическими раздражителями (звуком, светом, болевым воздействием), сложными условиями того или иного вида деятельности (пониманием задачи, характером материала, особенностями продукта и т.д.), отношением других людей – сверстников и взрослых.
Психологи считают, что мотивы и эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатанных обществом нравственных норм, идеалов.
Именно эмоции выражают особую значимость для ребенка объектов и ситуаций сточки зрения его потребностей и мотивов. Эмоции – то звено, с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и осознаются дошкольником. Формирование у ребенка новых мотивов или же изменение имеющихся также связано с появлением у него переживаний.
В развитии и воспитании у детей высших человеческих эмоций заключается одна из важных воспитательных задач, стоящих перед родителями и педагогами. Для более глубокого развития эмоциональной сферы, ребенку необходимо как можно больше заниматься эмоционально насыщенной деятельностью, под влиянием которой он начинает по-новому понимать, и переживать мир.
Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Большое значение для физического и психологического развития детей имеет активизация их творческого потенциала.
Пути наиболее эффективного воспитания и обучения ребенка искали многие ученые, психологи, педагоги: Л.С. Выготский, Б.М. А.В, Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Gadamers H.G, J.A.Students, O.Senne, M.Štāls
Теорию
развивающего обучения разрабатывали
в своих трудах Л.С.
Выготский, Ф. Фребель,
К. Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин.
Развивающее обучение ориентируется на
развитие физических, познавательных
и нравственных способностей детей путем
использования их потенциальных
возможностей через вовлечение в творческую
деятельность. Л.С. Выготский дает определение
«творческой деятельности»: «Творческой
деятельностью мы называем
такую деятельность
человека, которая создаёт
нечто новое…» (Л.С. Выготский, 1991,
3).
Самой древней творческой формой, широко используемой в качестве одного из важнейших средств воспитания детей, является игра. «Такое особое место игры в различных системах воспитания, видимо определилось тем, что игра в чем-то созвучна природе ребенка.»(Эльконин,1978, 218)
Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души, и тела. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. На теорию игры опирались в своей педагогической деятельности: A.Petere, I.Freiberga, V.Jonīte, D. Dzintere.
Игра, музыкальные, танцевальные занятия, слушание сказок, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и закладывают основы понимания искусства.
Ребенок получает от игры громадное удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, бурную радость, требование повторения игры. Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнеров.
Отражая жизнь в игровой ситуации, ребенок опирается на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей. Игра всегда пользуется особой любовью детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она - ведущая деятельность. Это означает, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его эмоций в поведении и т.п. происходят в игре.
«Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений» - пишет психолог А.В.Запорожец - один из учеников Выготского - который разрабатывал вопросы психологии сенсорных процессов и движения. (Элконин, 1997, 236)
Однако
к старшему дошкольному возрасту,
когда «возникают элементы самоосознания,
первые элементы самооценки и оценки...
У ребенка уже наблюдается тенденция к
осуществлению реальной, общественно
значимой и оцениваемой
деятельности, отличной от игры.» (Элконин,
1997, 60)
Информация о работе Метод импровизации в танцевальной педагогике дошкольного возраста