Метод импровизации в танцевальной педагогике дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Импровизационный танец компенсирует интеллектуальную «левополушарную» психическую нагрузку. Телесно ориентированные и эмоционально насыщенные импровизационно-игровые методы, используемые на уроках танца, выступают балансирующим компонентом, позволяющим формировать гармонически развитую и социально адаптированную личность.

Содержание

Введение
1. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольника как важнейшая педагогическая задача
1.1. Особенности формирования и развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
1.2. Основные задачи танцевального воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Современные педагогические тенденции и методики танцевального воспитания детей дошкольного возраста
2. Танец как универсальное средство развития змоциональной сферы детей дошкольного возраста
2.1.Отношение к танцевальному искусству в различные исторические эпохи
2.2. Историческое развитие метода танцевальной импрповизации
2.3. Раскрытие развивающиего потенциала танца с помощью различных видов импровизации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КурсоваяДляСайта.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

      Развитие ребенка в этом возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, углублением знаний об окружающей действительности. Этот возраст характеризуется наличием наилучших предпосылок для развития не только физической, но и социальной, и эмоциональной сфер  ребенка. Именно в этот период целесообразно ввести ребенка в мир танца, как одного из видов искусства.

     Задача танцевальной педагогики: привить интерес и любовь к танцу, желание танцевать, умение видеть и анализировать танец. Педагог должен уметь дать первые, элементарные представление о связи танца с жизнью, о том, что танец своими, только ему присущими средствами, передает мысли и чувства человека, то что его радует и   печалит, что его окружает. Именно поэтому танцевальные произведения такие разные: веселые и грустные, спокойные и задорные – различные не только  по содержанию, но  и по характеру движений.

     На  основе получаемых детьми музыкально-кинестетических  впечатлений в процессе       накопления танцевального опыта необходимо систематически развивать не только их физические способности, чувство ритма, память, но также эмоциональную отзывчивость и творческое  отношение к музыке. Эти задачи полнее и эффективнее реализуются при введении на танцевальных занятиях всего многообразия методов, разработанных педагогами разных стран.  

    1. Современные педагогические тенденции  и методики танцевального  воспитания  детей  дошкольного возраста
 

     В современном мире присутствуют отголоски всех исторических  этапов развития танца. Психофизиологическая разрядка, компенсаторная функция, заимствованная из танцевального опыта первобытных народов, свойственны танцетерапии, несценическому танцу, молодежной клубной культуре. Народный танец несет в себе историческую преемственность нравственно-этических, социальных отношений и воспитывает эстетическое восприятие. Профессиональное искусство классического танца, гармонично развивает физическую и духовную стороны личности. Танец модерн подарил миру радость свободного импровизационного творчества.  И все эти качества необходимы любому  человеку для гармоничного развития.  

     В этом огромном опыте и разнообразии методик преподавания танца,  для каждого возрастного периода существуют предпочтения в применении тех или других методов. Существуют также стандартные методы работы с детьми дошкольного возраста.

Репродуктивные:

     Метод показа и объяснения является распостраненным в хореографическом обучении для разных возрастных групп. Для эффективного обучения педагог должен не только опираться на способности детей к подражанию, но и научить их сознательному выполнению движений.

     Метод повторения и систематичности применяется как для разучивания, совершенствования танцевальных навыков, так и для того, чтобы их сохранить, закрепить в памяти ранее пройденный материал.

     Творческие  методы – это различные виды  импровизации, игровой и творческий танец. Импровизация давно и широко используется в искусстве движения и танца во многих  зарубежных странах и приобретает все большую популярность в Латвии. Этот метод необходимо включать в педагогическую практику с целью воспитания   творческих навыков, развития воображения и эмоционально-личностной сферы ребенка.

     В странах Европы, в России, США , Китае, Японии и других странах очень высок интерес к значению танцевально-двигательного воспитания в дошкольный период. В отношении целей и задач воспитания в дошкольном возрасте мнения специалистов разных стран также во многом совпадают. Так, и американские и канадские специалисты полагают, что главной целью воспитания в дошкольный период является содействие гармоничному развитию ребенка. Танцевальное воспитание должно способствовать психомоторному, умственному и эмоциональному развитию детей-дошкольников. (31)

     В Дании большинство воспитателей придерживаются взглядов психолога Астрид Госсел, согласно которым все виды двигательной активности в дошкольный период должны носить естественный, спонтанный характер, а задачей воспитателя является создать оптимальные условия и направить их в нужное русло.

     Задачами  дошкольного воспитания в Японии считаются двигательное и умственное развитие, формирование дисциплинированности и доброжелательности по отношению к окружающим.  

     Однако, среди педагогов существует различие в определении степени контроля со стороны воспитателя. Например, в дошкольных учреждениях Франции учитель осуществляет постоянный контроль за тем, как двигаются дети, в Великобритании - напротив, дети танцуют самостоятельно. Американские специалисты предлагают исходить из особенностей поставленных творческих и танцевальных задач.

     Американская исследователь К. Беннет выделяет четыре основные ситуации, которые должен моделировать учитель:

  • ситуации свободного выбора;
  • проблемно-контролируемые ситуации;
  • имитации;
  • творческие ситуации.

     В каждой ситуации от учителя требуется различная степень активности. (Carey Bennet, 1997)

     В ситуации свободного выбора учитель предоставляет детям возможность самим исследовать танцевальные движения. Детям при этом предоставлена свобода выбора: они по желанию могут танцевать одни, в парах, или в группах.

     Через создание педагогом проблемно-контролируемых ситуаций ребенок познает движение в пространстве. Задача учителя - смоделировать проблему (задать пространственную композицию, сюжет, описать художественные образы) и всячески поощрять в каждом ребенке желание найти оригинальное танцевальное решение.

     Ситуация имитации заключается в том, что учитель выполняет те или иные танцевальные движения, а затем дети имитируют их как можно точнее. Педагог при этом должен соблюдать принципы индивидуального подхода, разделив детей в соответствии с их возможностями на небольшие группы и давая каждой из них адекватные задачи.

     Творческая ситуация в обучении дошкольника танцевальным движениям создается когда учитель дает детям задачу выразить посредством движения то или иное понятие, эмоцию, чувство. Например, изобразить лес, океан, космос, какое либо животное, чувство любви, гнева, радости, и т.д.

     Помимо  поддержания оптимального уровня контроля за действиями дошкольников, по мнению американского педагога Дж. Клейна, большое методическое значение имеют следующие факторы:

  • рациональная программа, построенная на знании психологических и физиологических особенностей детей каждой возрастной группы;
  • оптимальный количественный состав групп, создающий основу для применения принципа индивидуализации;
  • уровень профессиональной подготовки педагогов. (33)

     Достойной внимания представляется методика преподавания танца дошкольникам, разработанная  в России коллективом педагогов  под руководством доктора психологических наук К. В. Тарасовой. (23) Суть этой методики в том, чтобы планомерно и систематично учить детей танцу, осмысливая образное содержание своего творчества. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений, который используется в танце для воплощения танцевально-сценических образов.

     Обучение  начинается с простейших упражнений и этюдов. На их примере дети знакомятся с обобщенно-образными «значениями» отдельных жестов и танцевальных движений, с помощью которых учатся выразительно передавать различные  чувства, настроения, эмоции, отношения и др. Постепенно дошкольники переходят к осмысленному, артистичному исполнению развернутых сюжетных танцев и музыкально-пластических спектаклей, а также к импровизированию собственных танцевальных композиций.

     Особенность методики — объединение  обучающих и творческих моментов в едином процессе, который  строится по принципу: от обучения языку  выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него — к композиционному творчеству в танце.

     Упражнения, этюды, танцы группируются   по блокам, каждый из которых представляет последовательность усложняющихся заданий по освоению того или иного движения. Это помогает педагогу увидеть перспективу обучения, его путь от простого к сложному.

     На  втором этапе обучения  использоуются этюды и ставятся танцевальные спектакли для обучения детей приемам образного перевоплощения, составления детьми композиций, танцевальных сказок. Здесь задача педагога таким образом направить творчество детей, чтобы их пластические, танцевальные находки соответствовали музыкально-образным характеристикам персонажей и сюжетному развитию.

     В результате такого обучения дошкольники не только осваивают заданные педагогом образцы танцевальных движений, но и сами придумывают на их основе новые варианты. Умение комбинировать движения развивается у детей во время танцевальной импровизации.

     В методике используются методы,  которые активизируют двигательный опыт детей, способствуют появлению у них элементов импровизации в танце: выступление педагога перед детьми; сотворчество педагога с детьми.

     Условия для развития танцевального творчества создаются в этюдах. Этюды –  естественное продолжение обучения детей языку танцевальных и пантомимических движений. Учебные этюды используются для знакомства детей с основами построения танцевальной композиции. Творческие этюды предлагаются детям для самостоятельного создания танцевальной композиции. Освоение детьми этюдов позволяет перейти к более развернутым и сложным  сюжетным танцевальным композициям, используя которые, можно продолжать развитие детского творчества в танце.

     Под сюжетом понимается последовательность событий, происходящих в определенной ситуации. Это не только изображение внешних движений, поступков персонажей, но и внутренние действия: развитие характеров, переживаний, взаимоотношений действующих лиц. В основе сюжета лежит конфликт, который подталкивает к развертыванию драматического действия и порождается столкновением разнохарактерных персонажей - различных животных, растений, фантастических существ, людей. Характер того или иного героя танца проявляется во взаимодействии с другими персонажами, в его отношении к ним, во внешнем облике, а также в особенностях пластики и движений.

     Знакомство  с танцем начинается с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, дети пытаются определить, о ком или о чем она «рассказывает», каков характер этого персонажа, что он делает и т.п. После этого составляется образный рассказ, в котором действует названный персонаж.

     Первая  попытка исполнения этюда предоставляется  детям для самостоятельного поиска выразительных средств воплощения заданного образа. Затем, используя  различные методы, педагог направляет этот поиск (наводящие вопросы о  характере и обстоятельствах действия персонажа; объяснение особенностей пластики и прямой показ движения или отдельных его элементов). Приводятся примеры различных этюдов а также способы работы с каждым из них.

     Затем предлагается переходить от этюдов к  небольшим сюжетным танцам, где взаимодействуют разнохарактерные персонажи, а затем – к развернутым танцевальным спектаклям, например, по мотивам сказок В них предполагается совершенствование выразительности игрового взаимодействия детей в танце и развитие умения перевоплощаться в образы различных персонажей, при этом доля детского творчества должна увеличиваться, а доля прямого объяснения – уменьшаться.

     При обучении образному перевоплощению целесообразно предлагать всем детям  воплощение того или иного образа, для того, чтобы каждый ребенок мог попробовать выразить разные характеры. Много внимание уделяется знакомству детей с правилами поведения на сцене.

     В заключении автор методики говорит  о позиции педагога в развитии детского творчества. Педагог должен направлять ребенка, который поначалу недостаточно инициативен в решении творческих заданий. Педагог разъясняет, спрашивает, показывает конкретные движения для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельному выбору варианта решения творческого задания. Главное – умение увидеть, распознать проявления детской фантазии в танце, дать ей воплотиться в жизнь, без навязывания ожидаемых решений. Эти качества очень важны для педагога. Чтобы развивать у детей способность творить, педагогу необходимо самому быть  «открытым» для творчества.   

Информация о работе Метод импровизации в танцевальной педагогике дошкольного возраста