Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования – развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия: «мелкая моторика»;
2) рассмотреть психолого-педагогические особенности развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста;
3) проанализировать Государственный общеобязательный стандарт образования и программный материал по теории и методике физического воспитания;
4)изучить упражнения по использованию пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические подходы к определению понятий: пальчиковая гимнастика у детей младшего дошкольного возраста. 6
1.1 Сущность понятия: «мелкая моторика». 12
1.2 Использование пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. 12
2 Методические рекомендации по проведению занятий с использованием пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. 15
2.1. Проанализировать Государственный общеобязательный стандарт образования и программный материал по теории и методики физического воспитания 15
2.2 Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
При этом большой палец
не загибается.
Предлагается детям загибать и разгибать
в кулачок пальчики как левой, так и правой
руки.
Можно использовать следующие стишки:
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.
Если упражнения пальчиковой гимнастикой вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет
спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Для тренировки пальцев
могут быть использованы упражнения и
без речевого сопровождения. Ребенку объясняют
выполнение того или иного задания. Родители
на себе все демонстрируют. "Пальчики
здороваются" - кончик большого пальца
правой руки поочередно касается кончиков
указательного, среднего, безымянного
и мизинца. "Человечек" - указательный
и средний пальцы правой руки "бегают"
по столу. "Слоненок" - средний палец
выставлен вперед (хобот), а указательный
и безымянный - ноги. Слоненок "идет"
по столу. "Корни деревьев" - кисти
рук сплетены, растопыренные пальцы опущены
вниз [29].
Выполняя пальчиками
различные упражнения, ребенок достигает
хорошего развития мелкой моторики рук,
которая на только оказывает благоприятное
влияние на развитие речи (так как при
этом индуктивно происходит возбуждение
в центрах речи), но и подготавливает ребенка
к рисованию и письму.
Кисти рук приобретают
хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений, это в дальнейшем
облегчит приобретение навыков письма.
Приводим два блока
заданий: первый - это работа с пальчиками;
второй - это работа со счетными палочками,
спичками.
В первом блоке
подобраны фигурки, которые изображают
предметы, животных, птиц. Все фигурки
с небольшим стихотворным сопровождением
и рисунками. При выполнении каждого упражнения
нужно стараться вовлекать все пальчики,
упражнения выполнять как правой, так
и левой рукой.
Когда ребенок освоит свободное выполнение
фигурок, то упражнения можно усложнить:
разыгрывание небольших сценок, пересказ
коротких рассказов с сопровождением
построения фигур из кисти и пальцев рук.
Например, такой рассказ.
Кот Васька увидел на дереве гнездо. В
гнезде жили птенчики (изображаем фигурку
кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот
Васька захотел съесть птенцов и полез
на дерево. Но тут прилетела птичка-мама,
которая стала защищать своих птенцов
(изобразить птичку). Кот испугался и убежал
(изобразить кота). При хорошей фантазии
родителей можно придумывать и рассказывать
сказки, которые тоже можно сопровождать
изображением различных фигурок из пальцев.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения
выполнялись ребенком легко, без труда,
чтобы занятия приносили ему радость.
Во втором блоке со стихотворным сопровождением
представлены фигурки, которые выполняются
из счетных палочек или спичек. Вначале
знакомятся с геометрическими фигурками,
на основе которых построены все остальные.
Фигурки сопровождают стишки для того,
чтобы у ребенка возникал не только зрительный
образ предмета, но и слуховой.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому мы используем следующие приемы:
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Например, мы использовали работу со штампами. Данная работа упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Применение круп (гороху, рису, манной крупе, гречке и т.д.) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе”
При совершенствовании у детей ручной умелости, развивался интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствовала формированию всех этих качеств, но и постепенно готовилась к успешному школьному обучению (к письму).
Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детками, мы заметили положительную динамику, которую подтвердили контрольные срезы, а главное – умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки.
Кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали координированными, что и способствовало формированию навыков самообслуживания.
Все игры, упражнения эффективно развивали мелкую моторику рук, дети быстро научились пользоваться карандашом. Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие мелкой моторики
ребенка - тонких движений кистей и
пальцев рук в психологии, имеем
большое значение, и расценивается как один из
показателей психического развития ребенка.
И.М. Сеченов
писал, что движения руки человека наследственно
не предопределены, а возникают в процессе
воспитания и обучения как результат образования
ассоциативных связей между зрительными
ощущениями, осязательными и мышечными
в процессе активного взаимодействия
с окружающей средой.
Н.М. Щелованов,
Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская
показали, что овладение относительно
тонкими действиями рук приходит в процессе
развития зрения, осязания, развития кинестетического
чувства - положения и перемещения тела
в пространстве. Вид предмета - это стимул
движения рук по направлению к нему. Организованные
действия рук формируются у ребенка постепенно
на протяжении уже первого полугода его
жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются.
Начинают выполнять особые движения захватывания
предметов. Рука начинает действовать
как специфический человеческий орган.
Н.А. Бернштейн
в своей теории показывает, что анатомическое
развитие уровней построения движений
идет с первых месяцев жизни и завершается
к двум годам. Дальше начинается длительный
процесс прилаживания друг к другу всех
уровней построения движений.
Развитию движений кистей и пальцев рук
без предметов детей раннего и младшего
дошкольного возраста с давних времен
придавалось большое значение в народной
педагогике, т.к. развитие мелкой моторики
включалось в многообразные трудовые
процессы, и детей с малых лет подготавливали
к их выполнению. Для этого малышам в качестве
подготовительных упражнений предлагались
различные пальчиковые игры с потешками.
Интересная игровая форма, ритмическая
организация поэтического текста и соотнесенных
с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение
действие по показу взрослого.
Эта традиция в силу
своей эффективности продолжается в современной
практической педагогике. Разрабатываются
многочисленные упражнения: пальчиковые
игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и др.),
автодидактические игры с предметами
(Л. Павлова, Цвынтарный).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319//Казахстанская правда. - 2007. - 15 августа.
2. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение»: Утвержден приказом МОН РК 28. 10. 2008 г. № 628. - Астана, 2009.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии.
М., 1991
4. Бурлачук, Морозов С.М. Словарь-справочник
по психо диагностике. 1989
5. Гуревич М., Озирецкий Н. Психомоторика.
М.-Л., 1930, с. 72-87
6. Дневник воспитателя под редакцией О.М.
Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой М., 2003 г.
7. Дошкольное воспитание. 1983, № 3; 1988, №
9; 1998, № 9; 2000, № 5
8. Запорожец Н.А. Избранные психологические
труды. 2 т, М., 1986
9. Кольцова М.М. Двигательная активность
и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108,
165-169.
10. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков.
М., «Олма-Пресс», 2001
11. Кудрявцев В. Двигательное воображение.//
Дошкольное воспитание. № 3, 1989, с. 44-49
12. Леонтьев "Проблемы развития психики"
М., 1981 г., стр. 168-169.
13. Маланов С.В. Развитие умений и способностей
у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж,
2001
14. Павлова Л. Значение развития действий
рук.// Дошкольное воспитание. 1984, №1
15. Светлова И. Развиваем мелкую моторику
и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс»,
2001
16. Фонарев A.M. (Развитие ориентировочных
реакций у детей). М., 1977 г.
17. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем
речь. Спб, 1999.
18. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,
1960
19. Степаненкова Э.Я. Теория и методика
физического воспитания и развития ребенка:
Учеб. Пособие для студентов. высш. учеб.
Заведений.- 2-е изд., исп.- М.: Издательский
центр «Академия», 2006.-350с.
20. Москаленко В.К по вопросу о физическом воспитании детей \\ Дошкольное воспитание.-1996.-№6.-С20-28.
21. Кенеман А.В. Хухлаева
Д.В. Теория и методика
22. Моргунова О.Н. Физкультурно
– оздоровительная работа в
ДОУ.- Воронеж ЧП Лакоценен С.С.-
23. Программа воспитания,
образования и развития детей
дошкольного возраста в
26. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Алғашқы қадам».-Астана.- 2009.- 25с.
27. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз».- Астана,2009.- 80с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ
|
Дом стоит с трубой
и крышей, Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). |
|
Очки Бабушка очки надела Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам |
|
Флажок Я в руке - флажок держу Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе. |
|
Лодка Лодочка плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Пароход Пароход плывет по речке, Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. |
|
Стул Ножки, спинка и сиденье - Левая ладонь вертикально
вверх. К ее нижней части приставляется
кулачок (большим пальцем к себе). |
|
Стол У стола четыре ножки, Левая рука в кулачок.
Сверху на кулачок опускается ладошка. |
|
Грабли Листья падают в саду, Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя |
Информация о работе Мелкая моторика рук у детей младшего дошкольного возраста