Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 19:11, курсовая работа
Цель исследования – развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия: «мелкая моторика»;
2) рассмотреть психолого-педагогические особенности развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста;
3) проанализировать Государственный общеобязательный стандарт образования и программный материал по теории и методике физического воспитания;
4)изучить упражнения по использованию пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические подходы к определению понятий: пальчиковая гимнастика у детей младшего дошкольного возраста. 6
1.1 Сущность понятия: «мелкая моторика». 12
1.2 Использование пальчиковой гимнастики у детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. 12
2 Методические рекомендации по проведению занятий с использованием пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. 15
2.1. Проанализировать Государственный общеобязательный стандарт образования и программный материал по теории и методики физического воспитания 15
2.2 Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Можно по-разному объяснить, зачем мелкая мускулатура рук и пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение работы с рукой. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
«Ребенок может стать гением еще с колыбели, главное – учить его надо с раннего детства» – утверждают ученые. По мнению М.М. Кольцовой: «систематические упражнения по тренировке пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Здесь важно не упустить время, сделать все необходимое, чтобы учиться малышу в современной школе было легко[19].
Какой совершенный инструмент дала нам природа! Потому что, если руки не развивать, их достоинства так и не раскроются. Современному школьнику очень нужны умные руки. Происходит то, что писал А. М. Горький: «… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, и все более тонких движений пальцев [20].
Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведения человека в той или иной ситуации. Так с детства формируются привычки. В.М. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до 2-х лет – иначе может закрепиться неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности.
Следствием слабого развития
общей моторики, и в частности – руки,
является общая неготовность большинства
современных детей к письму или проблем
с речевым развитием. В дошкольном возрасте
важна именно подготовка к письму, а не
обучение ему. В младшем и среднем дошкольном
возрасте работа сводится к развитию возможности
управлять своими руками и пальцами, что
создает основу для овладения в старшем
дошкольном возрасте пишущим инструментом
и некоторыми графическими умениями [21].
Работа по развитию
мелкой моторики должна начаться задолго
до поступления в школу, таким образом,
будут решаться две задачи: во-первых –
общее интеллектуальное развитие, во-вторых
– готовность к овладению навыкам письма,
что в будущем поможет избежать многих
проблем школьного обучения.
И. М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой» [21].
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Таким образом, развитие мелкой мускулатуры рук, формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев играет огромную роль. Поэтому в образовательном процессе дошкольных учреждений возникла необходимость уделять большое внимание умению детей управлять движением рук и быть готовыми для овладения навыками письма в школе.
1.2 Использование
пальчиковой гимнастики у
Ученые пришли к мнению, что формирование
речевых областей совершается под влиянием
кинестических импульсов от рук, а точнее
от пальцев. Необходимо стимулировать
речевое развитие детей путем тренировки
движений пальцев рук. Выполняя пальчиками
различные упражнения, ребенок достигает
хорошего развития мелкой моторики рук,
которая не только оказывает благоприятное
влияние на развитие речи (так как при
этом индуктивно происходит возбуждение
в центрах речи), но и подготавливает ребенка
к рисованию, письму. Кисти рук приобретают
хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений, что в дальнейшем
облегчит приобретение навыков письма.
"Пальчиковые игры" очень эмоциональны
и увлекательны. Они как бы отображают
реальность окружающего мира - предметы,
животных, людей, их деятельность, явления
природы. В ходе "пальчиковых игр"
дети, повторяя движения взрослых, активизируют
моторику рук. Тем самым вырабатываются
ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
Рекомендуется использовать
упражнения, в которых тренируется каждый
палец отдельно (ведь в коре головного
мозга имеется отдельная область проекции
для каждого пальца), необходимы движения
и для напряжения, и для расслабления,
и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять
с оптимальной нагрузкой и амплитудой.
Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Необходимо помнить,
что пальчиковый тренинг применяется
как средство, повышающее тонус коры головного
мозга, и соблюдать осторожность при работе
с детьми с повышенной судорожной готовностью.
Пальчиковый тренинг включает упражнения:
статические (удержание приданной пальцам
определенной позы), динамические (развитие
подвижности пальцев, переключения с одной
позиции на другую), расслабляющие (нормализующие
мышечный тонус) и др.
Однако, зачастую
непродуманное искусственное использование
этих упражнений не вызывает у детей интереса
к ним и не дает достаточного корригирующего
эффекта. Эффективность занятий, интерес
детей к ним можно повысить, если упражнения
пальцевой гимнастики проводить во время
чтения детям стишков, сказок, рассказов,
работы с ними над потешками, прибаутками,
любым речевым материалом. Слушая его,
дети одновременно вместе со взрослым
“инсценируют” содержание прослушиваемого
материала с помощью пальцевых движений
и изображений персонажей, их действий
и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые
движения дети включают в дальнейшем в
самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя
двигательные навыки пальцев рук[23].
Для разностороннего,
гармоничного развития двигательных функций
кисти руки необходима тренировка трех
типов составляющих: сжатия, растяжения,
расслабления – следуя медицинской терминологии
– сочетание попеременного сокращения
и расслабления флексоров – мышц-сгибателей
и экстензоров – мышц-разгибателей.
Для получения максимального
эффекта пальчиковые упражнения должны
быть построены таким образом, чтобы сочетались
сжатие, растяжение, расслабление кисти
руки, а также использовались изолированные
движения каждого из пальцев.
Продолжительность пальчикового
тренинга зависит от возраста детей (младший
возраст (до трех-четырех лет), рекомендуемое
время – от 3 до 5 минут, в среднем и старшем
дошкольном возрасте – 10-15 минут в день).
Часть упражнений, в которых использовалась
поверхность стола, выполняются сидя за
столом. Навыки, приобретенные на предыдущей
стадии, постепенно совершенствуются.
Дети в этом возрасте постепенно учатся
класть предмет в определенное место.
Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно
захватывал и держал предмет ладонью,
то теперь он начинает активнее использовать
пальцы. В это время он учится рисовать
линии, круги, резать бумагу ножницами,
снимать и надевать свободную одежду.
Таким образом, пальчиковые упражнения,
при умелом их включении в контекст различных
занятий и домашних дел, могут способствовать
развитию у детей элементов их двигательного
поведения, обусловленного игровой, бытовой
или учебной ситуацией[24].
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Анализ программного материала по теории и методики физического воспитания, Государственного общеобязательного стандарта образования.
В настоящее время
многие современные программы
Дошкольное обучение
и воспитание как первый уровень
системы непрерывного образования
создает условия для
Рекомендованные Министерством образования Республики Казахстан программы по физическому воспитанию для дошкольного образовательного учреждения ориентируют воспитателя на учет индивидуальных особенностей дошкольников, связанных с их уровнями физического развития и двигательной подготовленности. Одним из наиболее важных направлений деятельности воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.
Программа «Алғашқы қадам»
Цель: укрепление здоровья, развитие системы и функции организма ребенка.
Задачи:
1. Содействовать накоплению
основными движениями.
2. Формировать у детей
Содержание данной программы является создание условий для самостоятельного выполнения детьми естественных движений в помещении и на воздухе, содействовать овладению двигательными умениями в игровой деятельности, обогащать двигательный опыт детей действиями с физкультурными и игровыми пособиями, способствовать движениям в паре с взрослым.
Программа направлена на развитие навыков держания ложки, чашки, самостоятельно есть, умения соблюдать чистоту рук, лица. А также формированию навыка выполнения поручения, задания взрослого в уборке вещей и предметов.
Второй год жизни выделен в особую возрастную группу – ранний возраст. В этот период ребенок приобретает навыки самостоятельного прямохождения, речи, усваивает основные сенсорные эталоны.
В годовалом возрасте ребенок с помощью взрослого может пользоваться полотенцем, просится на горшок. Появляются эмоциональные переживания: радость при достижении желаемого, умение выбирать понравившиеся предметы. Укрепляется мышечная система, ребенок держит ложку в кулачке, хорошо ходит, самостоятельно встаёт, наклоняется, переносит предметы с места на место. Замечает чистоту рук, лица. Садиться за стол, ест аккуратно. Узнаёт свою одежду, натягивает носочки, шапку, обувь, частично раздевается, пользуется носовым платком, находит место хранения личных вещей. Повторяет простейшие движения по показу взрослых: машет руками, выполняет жест воздушного поцелуя, прячет руки за спину. Выполняет пальчиковую гимнастику [26]. Наряду с программой «Алғашқы қадам» также используется такая программа как «Кайнар».
Программа «Кайнар»- это комплексная программа для дошкольных организаций образования Республики Казахстан, охватывающая все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетеическое). Программа направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 6 лет [23].
Цель программы:
- сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни;
- своевременное и полноценное
психическое развитие и
- представление каждому ребенку
возможности радостно и
Программа задумана и реализована
как:
- массовая, т.е. предназначенная для использования во всех регионах Казахстана в городских и сельских детских садах;
Авторы программы рассматривают ребенка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру.
Обеспечивать охрану жизни детей и проявлять постоянную заботу об укреплении их здоровья. Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила. Систематически проводить лечебно – оздоровительные мероприятия.
Заботиться об охране нервной системы ребенка, не перегружая его избыточной информацией и чрезмерными нагрузками. Укреплять разные группы мышц, способствуя формированию правильной осанки. Удовлетворять потребности каждого ребенка в двигательной активности и эмоциональном благополучии. Оценивать состояние здоровья и физического развития детей.
Вводить в процесс организации жизнедеятельности детей элементы, отражающие национальные традиции и особенности быта разных регионов (например, города и сельской местности; севера и юга страны). Объяснять детям в доступной форме значение режима дня и правильного выполнения его основных моментов: питания, сна, занятий и отдыха. Систематически проводить закаливающие процедуры, используя естественные факторы внешней среды: воздух, воду, солнце. Расширять диапазон гигиенических процедур и мероприятий. Закреплять у детей умения и навыки самообслуживания, личной гигиены и культуры поведения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Формировать у детей представления о правилах безопасного поведения и чувство осторожности в разных жизненных ситуациях. Объединить усилия медико-педагогического персонала и родителей для формирования у детей предпосылок здорового образа жизни [28].
Начинать работу по развитию мелкой моторики
нужно с самого раннего возраста. Уже грудному
младенцу можно массировать пальчики
(пальчиковая гимнастика), воздействуя
тем самым на активные точки, связанные
с корой головного мозга. В раннем и младшем
дошкольном возрасте нужно выполнять
простые упражнения, сопровождаемые стихотворным
текстом, не забывать о развитии элементарных
навыков самообслуживания: застегивать
и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки
и т. д. [21].
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте
работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать
важной частью подготовки к школе, в частности,
к письму. Многие родители слышали о том,
что очень важно развивать у ребенка "мелкую
моторику рук". О том, что мелкая моторика
напрямую связана с развитием речи. Одним
из самых эффективных способов развития
мелкой моторики являются игры-шнуровки,
разработанные М.Монтессори.
- развивают пространственное ориентирование,
способствуют пониманию понятий "вверху",
"внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование,
завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
В играх со шнурованием также развивается
глазомер, внимание, происходит укрепление
пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика),
а это в свою очередь влияет на формирование
головного мозга и становления речи. А
также, что не маловажно, игры-шнуровки
Монтессори косвенно готовят руку к письму
и развивают усидчивость. Следует помнить,
что развитие тонкой координации движений
и ручной умелости предполагает известную
степень зрелости структур головного
мозга, от них зависит управление движениями
руки, поэтому ни в коем случае нельзя
ребёнка заставлять. У детей при ряде речевых
нарушений отмечается выраженная в разной
степени общая моторная недостаточность,
а также отклонения в развитии движений
пальцев рук, так как движения пальцев
рук тесно связаны с речевой функцией.
Ученые, которые изучают деятельность
детского мозга, психику детей, отмечают
большое стимулирующее значение функции
руки. Так, на основе проведенных опытов
и обследования большого количества детей
была выявлена следующая закономерность:
если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится
в пределах нормы. Если же развитие движений
пальцев отстает. То задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом
может быть нормальной и даже выше нормы
(Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению,
что формирование речевых областей совершается
под влиянием кинестетических импульсов
от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт
должен использоваться в работе с детьми
и там, где развитие речи происходит своевременно,
и особенно там, где имеется отставание,
задержка развития моторной стороны речи.
Рекомендуется стимулировать речевое
развитие детей путем тренировки движений
пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже
можно начинать в возрасте 6-7 месяцев:
сюда входит массаж кисти рук и каждого
пальчика, каждой его фаланги. Проводится
разминание и поглаживание ежедневно
в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного
возраста проводят активные упражнения
для пальцев рук, вовлекая в движение больше
пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.
Упражнения подбираются с учетом возрастных
особенностей. Так, малышам можно давать
катать пальчиками деревянные шарики
различного диаметра. Нужно вовлекать
в движение все пальчики. Для этого упражнения
можно использовать шарики из пластилина,
бусы. Можно заниматься конструированием
из кубиков, собирать различные пирамидки,
перекладывать из одной кучки в другую
карандаши, пуговки, спички.
В полугодовалом
возрасте детям даются более сложные задания:
застегивание пуговиц, завязывание и развязывание
узлов, шнуровка.
Очень хорошую
тренировку движений для пальцев дают
народные игры-потешки.
Информация о работе Мелкая моторика рук у детей младшего дошкольного возраста