Математическое развитие ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Замечательный итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори снискала мировую известность своим уникальным и действенным методом обучения и воспитания детей-дошкольников. Главное в этом методе – предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий.
Монтессори-классы организовывались как разновозрастные и включали детей от двух с половиной до шести лет. Ребенок учился работать один или вместе с другими детьми, и этот выбор обычно он делал сам, следуя «основным правилам» класса и напоминая другим детям о необходимости соблюдать их. Когда ребенок впервые начинал учиться, ему помогали старшие, более опытные дети. Позже он сам помогал другим, имея сформированные учебные навыки. Благодаря всему этому ребенок также учился вести себя в обществе различных людей, т. е. приобретал навыки социального поведения[4, с. 60].

Содержание

1. Основные положения системы М. Монтессори 3
2. Возможности использования «золотого материала» в математическом развитии дошкольников 6
3. Использование дидактического материала в процессе развития у детей математических представлений 10
4. Практико-ориентированные задания 15
Список использованных источников 17
Приложение 18

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМА М.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

      Учитель вместе с ребенком разбирает лестницу (двумя руками с боков отодвигает брусок в сторону, а потом, обхватив всей рукой, берет и убирает в сторону).

      – Теперь ты можешь построить лестницу сам, где хочешь. Ребенок работает самостоятельно.

      Учитель. – Давай посмотрим твою лестницу. Опять надо обойти вокруг постройки. Обязательно похвалить ребенка за выполненную работу. Если лестница правильна - подтвердить это на словах. Провести рукой по ступенькам вверх и вниз. Если не правильно, не говорить ребенку об этом, просто похвалить за работу и сделать контроль.

      Контроль:

      1. Визуально.

      С помощью руки – тактильно –  мускульно, рука «проезжает» по ступенькам вверх и вниз.

      С помощью самого тонкого бруска (берем  его двумя руками за бока и ставим на ступеньку, она должна сравняться).

      Учитель.

      5. Розовая башня, построенная лежа. Расширение словаря: Лестница, коричневая, толстый-тонкий, толще-тоньше, еще

      толще, еще тоньше, самый толстый, самый  тонкий, ступенька, тяжелый, легкий, толще  чем, тоньше чем, брусок, призма.

      Возраст: от 2,5 – 3-х лет.

      Дополнительные  упражнения:

      –   лестница строится по тому же закону, как и прежде, но начиная с самой тонкой призмы; –   призмы нужно так положить друг с другом, чтобы они соприкасались квадратными сторонами; –   упорядочить призмы, ставя их вертикально и соблюдая тот же закон построения ряда; –   призмы кладут друг за другом так, чтобы следующая более тонкая призма доходила до середины грани предыдущей, располагая их попеременно то слева, то справа от середины линии грани предыдущей призмы; –   измерение заданного порядка призм 10-1 с учетом гармонии в вертикальном и горизонтальном направлениях: 10 – 5 – 9 – 4 – 8 – 3 – 7 – 2 – 6 – 1 или 10 – 1 – 9 – 2 – 8 – 3 – 7 – 4 – 6 – 5. Через такие закономерности ребенок может найти много вариаций работы с материалом. –   построение лестницы, если мера изменена. Например, пусть порядковой мерой является призма 2: 10 – 8 – 6 – 4 – 2 и 1 – 3 – 5 – 7 – 9. –   порядковая мера – призма 3, тогда возможны лестницы: 1 – 4 – 7 – 10 или 3 – 6 – 9 (другими словами, меняется «шаг» лестницы); –   ряд призм 1-10 прерывают, вынимая из него какую-либо призму, и ребенок должен указать, в каком месте гармония нарушена. Если устный урок уже прошел, то ребенок может объяснить взаимосвязь с другими призмами; –   лестницу можно построить с закрытыми глазами; –   комбинационная игра с розовой башней, с красными штангами, с розовой башней и красными штангами одновременно.

      Устный  урок.

      Он  состоит в названии различий: толстый  – тонкий, толстый – толще  – самый толстый, тонкий – тоньше – самый тонкий, толще чем, тоньше чем.

      Открытия:

      Толстые бруски – тяжелые, тонкие – легкие.

      Толстые обязательно надо носить двумя руками с боков, а тонкие можно и одной  рукой.

      Толстые бруски соответствуют большим кубам, тонкие – маленьким.

      В высоту и в длину они равны. 

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ 2. Тема: «Бусинки» 

для детей среднего дошкольного возраста 

      Цель: обучить детей счету от 1 до 10.

      Содержание  занятия: научиться правильно, упорядочивать множества из бусин и числовые символы.

      Предварительная работа: чтение художественной литературы, сказок. Отгадывание загадок.

      Материал: Золотой материал из бусин с большим комплектом карт. Поднос.

      Ход занятия 

      Воспитатель знакомит детей с материалом из бусин  с большим комплектом карт. Затем  объясняет суть работы с материалом.

      Карты с числами и бусины разложены  отдельно друг от друга в правильном порядке. При последующих групповых играх можно положить карты с числами и бусины в разные места комнаты, чтобы учесть потребность детей в движении. Учитель кладет карту с числом на пустой поднос и предлагает ребенку принести соответствующее множество бусин. Сначала берется только одна карта, позже — несколько карт с числами разных категорий, например, однозначным и двузначным, двузначным и трехзначным. Учитель и ребенок вместе проверяют, соответствует ли принесенное множество заданному числу. По окончании упражнения карты и бусины возвращают на свои места. Важно, чтобы число было названо. На числах с нулем ясно видно, что некоторый разряд пропущен, то есть в нем нет бусин. Например, в числе 403 пропущены десятки. Можно провести также обратное упражнение. Ребенок получает множество из бусин и приносит затем соответствующие карты с числами. Наконец ребенок делает все упражнение полностью самостоятельно.

      Контроль  над ошибками: осуществляется учителем.

      Дальнейшие  упражнения на занятии:

      §   комплект карт разложен в правильном порядке, а Золотой материал находится в беспорядке. Ребенок так же, как и ранее при работе с числовым материалом, образует числа и упорядочивает соответственно им множества бусин, или наоборот. При этом множество из бусин ребенок должен составить самостоятельно;

      §   ребенок раскладывает комплект карт. При этом между картами различных  категорий нужно оставить промежутки около 10 см. Рядом с каждым числом справа ребенок кладет соответствующее  множество бусин. Это упражнение дает ребенку возможность увидеть сверху расположение чисел от 1 до 1000, перспективу с высоты птичьего полета.

      Заканчивает занятие воспитатель игрой «Мы  считаем и играем». 

      КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ 3. Тема: «Считаем десятки»

      Для детей старшего дошкольного возраста 

      Цель: улучшить понимание структуры десятичной системы. Научиться с большей ловкостью делать замены.

      Содержание: переход от статической к динамической части освоения десятичной системы — игра с заменой.

      Материал: поднос, на котором лежат по 45 единиц, десятков, сотен и 9 тысяч Золотого материала из бусин. Большой комплект карт от 1 до 1000. Еще один поднос. 

      Ход занятия 
 

      Ребенок приносит на свое место Золотой материал из бусин и пустой поднос. Большой  комплект карт раскладывается на ковре. Учитель предлагает ребенку положить в беспорядке на пустой поднос большое множество бусин, сначала одного, а затем и нескольких разрядов. Поднос с остальными бусинами отодвигают в сторону. Статическая часть освоения десятичной системы состоит в запоминании чисел по порядку, в представлении множеств разными способами и соответственно каждому множеству числа. Динамическая часть включает операции с Золотым материалом из бусин: сложение и вычитание, умножение и деление. Ребенок должен запомнить, сколько бусин лежит на подносе. Если имеются множества различных разрядов, то прежде всего нужно разложить бусины по разрядам. Справа налево располагают сначала единицы, потом десятки, потом сотни и тысячи. Теперь учитель предлагает ребенку пересчитать единицы каждого отдельного разряда. При этом каждые 10 единиц одного разряда заменяют на 1 единицу более высокого разряда. Безразлично, с какого разряда ребенок начинает подсчет и замену. Чаще всего он сам догадывается, что выгоднее начать с низшего разряда. Замена заканчивается, когда ни в одном разряде нет более 9 единиц. Учитель предлагает ребенку еще раз проверить все разряды. Теперь ребенок подбирает для каждого разряда соответствующее число. Затем кладет карты, частично закрывая одну другой, так чтобы получилось число, записанное обычным образом. Ребенок читает это число и кладет его справа от множества бусин. Перед тем, как начать работу с новым множеством, бусины и карты возвращают на свои места.

      Контроль  над ошибками: в конце упражнения ни один разряд не должен содержать  более 9 единиц. Учитель следит за правильностью замен множеств и подбора чисел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 2 

Игры  на развитие пространственных, количественных, тактильных и др. чувств ребенка 

    Материалы,

    решающие

    главную цель

Из  чего состоит
Цель  деятельности; Дать понятия
1. Розовая башня 10 кубов розового  цвета большой – маленький

больше –  меньше

побольше –  поменьше

самый большой  – самый маленький

больше чем  – меньше чем

2. Коричневая лестница 10 брусков коричне-вого цвета толстый – тонкий

самый толстый  – самый тонкий

толще – тоньше

толще чем –  тоньше чем

3. Красные штанги
 10 палочек  разной длины
длинный – короткий

самый длинный  – самый короткий

длиннее – короче

длиннее чем  – короче чем

4. Блоки цилиндров А, В, С, Д брусок с  отверстиями,

в которых вставлены

цилиндры

глубины

высоты

ширины

5. Ящики с цветными цилиндрами красный соответст-

вует блоку  В

синий – блоку  А

желтый –  блоку С

зеленый – блоку  Д

красный ящик дает понятие величины синий – высоты желтый и зеленый – трехмерность предметов
6.  Цветные таблички: ящик № 1 ящик № 2

ящик № 3

три основн. цвета  12 цветов

 10 цветов  по 7 оттенков

дают понятие  цветов

желтый –  красный – синий

красный, синий, желтый, голубой, зеле-

ный, оранжевый, белый,

черный, коричневый, сиреневый, фиоле-

товый, серый

даем понятие  цветовых оттенков: красно-

го, зеленого, синего,

фиолетового, сиреневого, серого, корич-

невого, желтого, оранжевого, черного

темный –  светлый

темнее –  светлее

яркий – бледный

насыщенный

холодные –  теплые

Информация о работе Математическое развитие ребёнка