Лоскутное шитье

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

Лоскутное шитье - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства.

Работа содержит 1 файл

курсовик не мой.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

       Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Инструктаж применяется при обучении детей практическим действиям. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами работы с иглой, ножницами, пяльцами к т. д.

       Инструктаж  может быть вводным, текущим и  заключительным. Вводный инструктаж проводится перед выполнением практического задания для ознакомления с последовательностью выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы.

       При обучении детей различным приемам  лоскутного шитья инструктаж требует  от руководителя тщательной подготовки, особенно при ознакомлении с новыми швами. Дети наблюдают за движением рук педагога и одновременно слушают объяснения.

       При фронтальном инструктаже, показывая  всей группе последовательность выполнения технических приемов, целесообразно  демонстрировать приемы в замедленном  темпе. В процессе выполнения задания группой руководитель дает дополнительный инструктаж отдельным группам кружковцев, не усвоившим задание.

       Заключительный  инструктаж проводится в конце каждого  занятия. При этом демонстрируются  лучшие образцы выполнения швов, цветовые сочетания, лучшие рисунки, отмечаются характерные недостатки, типичные ошибки. После окончания темы рекомендуется провести просмотр готовых изделий, остановиться на достоинствах выполненных работ, а также на недостатках, проанализировать ошибки, отметить навыки, полученные в результате прохождения темы.

       Для таких просмотров можно оформить небольшие выставки, отдельные стенды или витрины, чтобы другие группы кружковцев могли ознакомиться с  работами, сравнить их со своими.

       Чтобы лучше узнать интересы и знания детей, целесообразно проводить анкетирование и интервьюирование. Наметить цель, поставить вопросы, исключить из вопросов их двойственное понимание и подсказки, создать благоприятную психологическую атмосферу.

       Большое значение для углубления знаний, общего развития кружковцев, для расширения их кругозора имеют экскурсии. Экскурсии на выставки знакомят школьников с декоративно-прикладным народным искусством.

       Экскурсии сопровождаются рассказом, объяснениями и завершаются обработкой собранного материала (зарисовки оформляются в альбом, подготавливаются сообщения и т.д.).

       В учебно-воспитательном процессе могут  использоваться различные формы  промежуточного и итогового контроля знаний: дидактические карточки, блиц опросы, кроссворды, игровые формы  контроля, выставки работ учащихся.

       Выполнение  заданий должно способствовать познавательной активности детей, усиливать их творческую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие возможности.

       Таким образом методы обучения в кружках  могут быть различными, использоваться в комплексе. Большое значение для правильного выбора их имеет хорошее знание программы и тех требований, которые можно определить кружковцам. Методы и приемы, помогающее кружковцам в усвоении материала, зависят от особенности и специфики каждой группы, поэтому руководитель кружка должен постоянно совершенствоваться в методических приемах обучения. 

       Использование компьютерных программ для выполнения схем лоскутного шитья

       При объяснении нового материала и проведении практических работ по разным разделам программы «Технология» можно использовать компьютерные программы Excel, Paint, Adobe Photoshop, Word, Power Point. Работа с ними по силам даже начинающим осваивать компьютер.

       Графический редактор Paint можно использовать при создании схем для лоскутной мозаики. Чтобы облегчить работу по составлению схемы изделия правильной геометрической формы, выделяют в меню Вид: строка состояния, тогда в правом нижнем углу цифры покажут координаты линии на листе, т.е. нужные пропорции чертежа. Выполняют схему, копируют ее и вставляют несколько раз, сколько необходимо. Затем подбирают разные цветовые сочетания.

       Работая над изделием из лоскутов можно сначала  выбрать рисунок (схему), определить цветовые сочетания и затем подобрать  ткани. Если предстоит найти гармоничное сочетание уже имеющихся тканей, то лучше всего сканировать лоскуты, скопировать их и вставлять в схему в поисках лучшего варианта. Создавать орнаменты в цвете на компьютере следует после изучения основ цветовой грамоты.

       Чтобы использовать компьютерные программы на уроках технологии, учащиеся должны получить общее представление о работе с ними при изучении информатики [Приложение, С.3-15]. 

      Учебно-материальная база

       Помещение и оборудование.

       Помещение, отводимое для занятий кружка, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: должно быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проведения занятий с группой 15 человек.

       Занятия кружка в школе можно проводить  в кабинете обслуживающего труда. При организации специального кабинета для занятий лоскутным шитьем в условиях Дворца творчества можно рекомендовать следующее. Для обеспечения нормальных условий работы площадь помещения для кружков  должна быть не менее 2,5м2 на человека. Для проветривания помещения предусматривают форточки и фрамуги. Проветривать помещение лучше всего в перерыве между занятиями групп. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +20°С при влажности 40-60%.

       Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами, они создают освещение, близкое к естественному свету, что важно при подборе материалов для работы. Для обеспечения достаточного по мощности, не слепящего, равномерного и бестеневого освещения светильника нужно подвешивать в 2-3 ряда на равных расстояниях друг от друга, на высоте не более 2,2 м. от поверхности столов. На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

       В оформлении кабинета большое значение имеет окраска стен. Стены кабинета рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения.

       Столы надо располагать таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего. Для работы удобны одноместные столы.

       В кабинете нужны доска для демонстрации схем, эскизов, рисунков и т. д., экраны для показа диафильмов, диапозитивов. Удобна в работе двухстворчатая доска-экран. Внутренняя сторона ее (при открытых створках) окрашена в белый цвет. Она используется как экран, а наружная – цветная (зеленая или коричневая) – для выполнения графических работ.

       Вдоль одной из стен (противоположной окна) рекомендуется разместить шкафы-витрины. Нижнюю часть их (закрытую) можно использовать для хранения незаконченных работ, различных материалов, наглядных пособий, и т. д., а в верхнюю, застекленную, для постоянно действующей выставки работ учащихся.

       Оформлять кабинет надо продуманно, учитывать цветовые сочетания отдельных элементов, масштабность. Размещать мебель, декоративные украшения, цветы, оформлять витрины нужно таким образом, чтобы в целом в помещении было удобно и приятно работать. Оформление должно способствовать воспитанию хорошего вкуса у кружковцев.

       Если  занятия кружка проводятся в небольшом  помещении, то при оборудовании его  можно использовать общие рекомендации, приведенные выше. 

       Учебно-наглядные  пособия

       Учебно-наглядные  пособия должны быть подготовлены по каждой теме занятия. Постоянно действующая выставка в кабинете является отчасти и наглядным пособием. К каждой теме надо иметь готовые изделия для показа их детям. Эти изделия выполняются кружковцами в плане общественного полезного труда.

       Для ведения занятий по лоскутному шитью руководитель должен иметь альбом и крупные таблицы образцов изделий, технические рисунки и рисунки по каждому заданию, таблицы с зарисовками народных орнаментов. Хорошо иметь несколько альбомов с образцами и таблицами рисунков орнаментов.

       Рекомендуется руководителю подбирать цветные  слайды различных изделий лоскутного шитья для демонстрации их на занятиях. Очень обогащает и разнообразит занятия показ диафильмов, видеофильмов по декоративно-прикладному искусству. 

    Правила безопасности труда

    Техника безопасности при  работе с колющими и режущими инструментами:

  1. Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтоб при движении не уколоться об их острые концы.
    1. Передавать ножницы, кольцами вперед и сомкнув их лезвия.
    1. Не класть ножницы возле движущихся частей машины.
    2. Шить с наперстком, чтоб не уколоть палец.
  1. Не шить ржавой иглой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней ржавчину и, кроме того, может сломаться.
  1. Во время работы не вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или другие предметы. Их нужно вкалывать в специальную подушечку.
  2. Не перекусывать нитку зубами – можно испортить эмаль и поранить губы.
  3. Иголки хранить в игольнице или подушечке. Булавки – в коробочке с крышкой.
  4. Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и сдать руководителю.

    Техника безопасности при  работе с электрическим  утюгом:

  1. Утюг ставить на специальную керамическую, асбестовую или металлическую подставку с асбестовой прокладкой.
  2. Не ставить утюг  на подставку без ограничителя. Он может упасть на ноги.
  3. Не отвлекаться во время утюжки, не оставлять утюг включенным в сеть без присмотра.
  4. Не работать с утюгом, у которого оголены провода.
  5. Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур; чтобы шнур во время работы не перекручивался: это приводит к излому шнура и короткому замыканию.
  6. После пользования утюгом выключить его из электросети. При этом надо браться за вилку, а не за шнур.
  7. Следить за исправностью утюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его от электросети и сообщить руководителю.

После окончания  работы дать утюгу полностью охладиться, затем шнур намотать на ручку. Хранить  утюг в вертикальном положении.

    Техника безопасности при  работе на швейной  машине:

    1. Волосы спрятать под косынку.

    2. На машину не класть посторонние предметы.

    3. Перед работой проверить исправность  шнура.

    4. Не наклоняться  близко к вращающимся и движущимся  частям машины.

    5. Перед работой  проверять, не осталось ли в  изделии булавок и игл. 
     
     
     
     

Информация о работе Лоскутное шитье