Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 06:58, курсовая работа
Лоскутное шитье - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства.
Введение.
Лоскутное шитье - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства.
На кружковых занятиях школьники приобретают и совершенствуют навыки по оформлению лоскутной пластики предметов декоративно-прикладного характера (салфеток, занавесей, панно и др.)? предметов одежды. На занятиях находит свое продолжение учебно-воспитательная работа, проводимая в школах на уроках технологии.
На основе изучения народного искусства в кружке разрабатываются композиции разнообразных изделий, которые затем находят воплощение в материале. Среди них тематические и декоративные панно, предметы быта и многое другое. Кружковцы показывают не только техническое мастерство, но и свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус, бережное отношение к народным традициям.
Занятия в кружке «Лоскутное шитье» будут проходить в форме совместной работы детей с учителем, а также их самостоятельной трудовой деятельности.
Для
успешной творческой деятельности детей
в кружке необходимо чередование разных
видов деятельности с использованием
дидактических игр, игровых моментов,
наблюдений, чтений схем и изготовления
образцов по этим схемам. Руководство
деятельностью детей со стороны педагога
не носит обучающего характера. Основная
задача – содействовать развитию инициативы,
выдумки и творчества детей в атмосфере
эстетических переживаний и увлечённости,
совместного творчества взрослого и ребёнка.
Выбор тематики и содержание работ определяется
умениями и желанием детей. Оформление
изделий лоскутным шитьем привлекают
детей результатами деятельности. Сколько
радости получает ребёнок, когда своими
руками сделает красивое изделие (салфетку,
картинку ,панно и т.д.). Изготовление изделий
приучит к аккуратности, сформирует уважение
и любовь к труду, дисциплинированность,
умение работать в коллективе и разовьёт
творческие способности детей. Увлечённые
работой, дети становятся более усидчивыми,
настойчивыми. Это помогает ребёнку доводить
дело до конца, развивает и совершенствует
эстетические вкусы детей. Кружковцы учатся
подбирать нитки, иглы, ткань и другие
материалы, обращая внимание на красоту
их цветового сочетания. Умение работать
руками, выполнять изделие красиво, качественно,
оригинально, учитывать его полезность
в жизни, всегда было актуально.
I. Лоскутное шитье как один из видов декоративно-прикладного творчества.
История развития и основные направления лоскутного шитья.
Вы, возможно, видели на выставках яркие, красочные стеганые лоскутные одеяла. В последнее время фотографии их часто встречаются в журналах по интерьеру и домашнему хозяйству. Модное направление декоративно-прикладного искусства с использованием тканей – «пэчворк» - в России называют лоскутным шитьем.
Лоскутная техника развивается по двум направлениям с различными технологиями исполнения:
В изделиях, выполненных в традиционной манере лоскутной техники, сочетаются оба технологичеких направления. При этом лоскутная мозаика преобладает.
Лоскутная мозаика и аппликация известны очень давно. Их применяли вместе с другими технологиями шитья, когда создавали одежду и предметы интерьера из ткани. Были найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад. Однако лоскутная техника как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства начала развиваться в Англии в первой половине XVIII в.
В России лоскутное творчество началось во второй половине XIX в., когда распространилось производство хлопчатобумажных тканей. Однако лоскутная техника в нашей стране не успела достаточно развиться. В 20-е годы нашего столетия этот вид декоративно – прикладного искусства не вошел в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством, и сохранялся только усилиями немногих мастериц, особенно на севере европейской части РСФСР.
Традиционные
русские узоры лоскутной
Современные
художники, работающие в области
лоскутной техники, не просто копируют
традиционные приемы и узоры. Они
используют технологии изготовления лоскутных
полотен, чтобы создавать современные
по форме и применению произведения
декоративно – прикладного искусства
[5, С.143].
Особенности изготовления изделий в технике «Лоскутное шитье»
Материалы, инструменты и приспособления необходимые для лоскутного шитья.
Основной материал – хлопчатобумажные ткани всех видов, желательно слабосадящиеся при влажной обработке и прочно окрашенные. Можно применять и другие материалы, но необходимо учесть то, что льняные ткани малопластичны и дороги, а шерстяные и шелковые ткани трудно обрабатывать. Шерсть, кроме того, в готовом изделии сильно деформируется.
В лоскутной технике традиционно используют остатки и обрезки тканей, лоскуты от старой или ненужной одежды.
Для сшивания лоскутков используются хлопчатобумажные нитки №40 – 60. При сборке мозаичных узоров цвет ниток не важен, однако желательно шить светлыми нитками по светлым, а темными – по темным лоскутам.
При изготовлении аппликаций иногда пользуются нитками для вышивания: ирисом, мулине и т.п., а также различной мелкой бижутерией: бусинками, блестками, стеклярусом, бисером.
Для сборки мозаичных лоскутных узоров основным способом является машинный способ.
Так
же понадобятся: большие и маленькие
ножницы, иголки, множество портновских
булавок, линейки, угольники, циркуль,
транспортир, карандаш или фломастер
по ткани, портновские мелки [9, С.36].
Цветоведение
Цвет – это одно из главных средств художественной выразительности произведения. Цветовое решение изделия всегда подчинено общему замыслу художника.
Лучше понять и использовать особенности цвета, применить его в живописи и в декоративном искусстве помогает наука о цвете – цветоведение.
Цвета спектра всегда следуют в определенной последовательности: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Расположив эти цвета в круге в том же порядке, мы заметим, что красный и фиолетовый цвет сомкнуться, мягко переходя друг в друга.
Все цвета делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета различаются только по светлоте – они бесцветны. Сюда относят белый, серый, черный цвета. К хроматическим относятся цвета солнечного спектра: основные – красный, желтый, синий и дополнительные – оранжевый, зеленый, фиолетовый. Дополнительные цветы получаются при смешивании двух основных: оранжевый – из красного и желтого, зеленый – из синего и желтого, фиолетовый – из красного и синего.
Цвета делятся на холодные и теплые. К цветам, кажущимся ближе своего фактического положения, как бы выступающим, относятся главным образом насыщенные теплые цвета, это красный, оранжевый, желтый, а к отступающим, т.е. кажущимся дальше своего фактического расположения на плоскости, холодные цвета. Это все оттенки синего цвета, голубые, зеленые. Самый теплый цвет – красный, а самый холодный – синий. В зависимости от насыщенности цвета могут быть светлыми и темными а их сочетания называются контрастностью.
Используя
зрительный эффект теплых и холодных
цветов, можно добиться впечатления
глубины в плоскости
Основы композиции
Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
Ритм
– это повторение каких – либо
элементов узора через
Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент – основу композиции.
Орнамент
– это узор, построенный на ритмическом
чередовании и сочетании
По своим мотивом орнамент может быть:
– геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;
– меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меадр;
– растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
– животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
– птичий;
– человекообразный с изображением человеческих фигур и полуфигур;
– шрифтовый (вязь), напоминающий стилизованные надписи.
Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:
– ленточным – в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);
– сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;
– центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
Не следует думать, что орнамент только многократное повторение сходных элементов рисунка. На головном платке или в небольшом ковре, например, может быть изображена одна ветка, свободно вписанная в квадрат или прямоугольник. В ней не повторяется ни один цветок, ни один лист, но отдельные группы, просветы фона между ними, сам характер изображения воспринимаются как орнамент, так как они образуют ритмический повтор сходных между собой форм.
При подборе цвета в декоративном произведении нужно заботиться не только о соотношении цвета различных частей орнамента, но также и фона, на котором их располагают. В декоративных узорах изделий соотношения цвета могут быть самые разные: яркие и насыщенные, где сочетаются темные и светлые цвета, малонасыщенные, незаметно переходящие из одного тона в другой; теплые и холодные цвета.
Подбирая
цветовые соотношения в декоративной
работе, необходимо учитывать назначение
вещи, размер декоративных частей и
их расположение.
Подбор тканей по цвету и узорам.
Основное условие для создания гармоничного, красивого лоскутного изделия – тщательный предварительный подбор лоскутков по цвету и рисункам.
Традиционный узор ткани для лоскутной мозаики – мелкий растительный рисунок по цветному или черному фону. Нежелательно использовать лоскуты с белым фоном: в готовом изделии они могут выглядеть как дырки в целом полотне. Прекрасно подходят ткани с фантазийными узорами (разводами, сложными пятнами и т.п.). В последнее время все чаще используются лоскуты из тканей с крупным ярким рисунком, узор которого мастерицы специально включают в полотно мозаики.
Однотонные ткани значительно упрощают мозаичный узор, поэтому их чаще применяют как фон для сложных мозаичных композиций.
Подбирая
гармоничные сочетания