Лоскутное шитье

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

Лоскутное шитье - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства.

Работа содержит 1 файл

курсовик не мой.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

       Подготовка  материалов к работе.

         Старую или ненужную одежду  и все, что подойдет для лоскутной  работы, распарывают, стирают в  мыльном растворе и отутюживают.

       Купленную в магазине ткань обязательно  декатируют – замачивают в воде для усадки и дополнительного закрепления красителя (в линяющих тканях).

       Деканируют  хлопчатобумажные ткани так: в ванну  или таз наливают горячую воду (60 – 70 градусов), полностью загружают  в нее ткань, хорошо перемешивают, чтобы она полностью намокла, и оставляют до охлаждения. Операцию повторяют еще раз и, если ткань линяет, добавляют на 5 л воды 1 столовую ложку 9% уксуса для закрепления красителя. Затем ткань вынимают из воды, не выжимая. Мелкие лоскуты можно подсушить, закатав в полотенце. Большие полотнища вывешивают, чтобы вода стекла, и отутюживают влажным.

       Можно декатировать и шерстяные ткани, температура воды при этом должна быть не выше 40 градусов, а краситель  закрепляют не уксусом, а солью (1 столовая ложка на 5 л воды).

       Льняные ткани достаточно плотны и их можно  не декатировать. Не декатируют также шелковые и синтетические ткани. 

Шаблоны и выкраивание  деталей.

       Основное  условие изготовления мозаичных  узоров хорошего качества – аккуратность и абсолютная точность при выполнении всех технологий лоскутного шитья.

       Погрешность может быть допущена уже на стадии выкраивания деталей узора, поэтому следите, чтобы все однотипные детали были совершенно одинаковы по размеру. Для облегчения применяют специальные шаблоны.

       Рисуют  схему узора в натуральную  величину и разрезают ее на детали – выкройки. С каждой стороны выкройки прибавляют припуск на шов (0,6 – 0,8 см) – перпендикулярно ее границе.

       ШАБЛОН  – это выкройка детали узора плюс припуск на шов со всех ее сторон. Мастера-любители обычно делают шаблоны  из плотного, но достаточно тонкого картона. А профессионалы, выполняющие большие объемы лоскутных работ, пользуются шаблонами из специальной термостойкой пластмассы.

       Различают два вида шаблонов: сплошные и сквозные. Сплошной шаблон применяют, когда не важно, как узор ткани расположен внутри лоскутной детали. Необходимо чтобы в лоскут входил определенный рисунок, лучше пользоваться сквозным шаблоном. Это тот же сплошной шаблон, но у него вырезана и вынута внутренняя часть – как раз по границе выкройки лоскутной детали. Остается лишь рамка, равная припуску на шов 1 см.

       На  готовом шаблоне можно указать  название узора, его размер в готовом  виде и т.п. – и хранить шаблон до следующего применения.

       Все однотипные детали узора для одного комплекта лоскутных изделий  выкраивают из ткани по одному шаблону. Для этого раскладывают на столе  подготовленные к работе куски ткани изнанкой вверх. Затем накладывают шаблон на ткань, учитывая направление долевой нити (для каждой формы деталей свое направление долевой). Сквозной шаблон накладывают так, чтобы узор ткани расположился в «окне» шаблона. Обводят внешнюю границу шаблона карандашом (на светлых тканях) или портновским мелком либо обмылком (на темных). Снимают шаблон и хорошо заточенными ножницами вырезают лоскутную деталь по намеченным линиям. Все заготовки деталей изделия выкраивают до начала сборки лоскутного полотна. 

        Влажно  – тепловая обработка

        Качество  лоскутного изделия во многом зависит  от влажно – тепловой обработки  тканей.

        На  гладильной доске должна быть мягкая прокладка, обтянутая плотной хлопчатобумажной тканью. Желательно использовать утюг с регулятором температурного режима, лучше – с системой парообразования. Для глажения применяют специальный проутюжельник из плотной белой ткани.

        Глажение  при лоскутной работе делится  на две стадии.

  1. Проутюживание стачных швов. При этом припуски на шов заутюживают в зависимости от вида узора в определенном положении. Швы проутюживают с двух сторон осторожными гладящими движениями, не пользуясь проутюжильником.
  2. Отпаривание готового лоскутного узора с лицевой стороны изделия. На готовый узор накладывают влажный проутюжельник и сушат его, не скользя по ткани, а как бы прессуя ее утюгом вверх-вниз. При этом поверхность лоскутной мозаики выравнивается, и небольшие погрешности, допущенные при ее сборке, замаскировываются.
 

       Технология  изготовления панно

       Процесс изготовления панно состоит из нескольких этапов.

       1. Изготовление лекал.

       2. Окрашивание ткани.

       3. Крой деталей.

       4. Приклеивание выкроенных деталей  к фону с помощью двухсторонней  клеевой ткани.

       5. Прострачивание видимых линий-узоров для создания зрительного объема.

       6. Пришивание мелких приклеенных  деталей к фону «тамбурным»  швом.

       7. Заключение готового изделия  в рамку.  

       II. Методическое обеспечение занятий кружка «Лоскутное шитье».

Психолого-педагогическая характеристика учащихся 5-7 классов

       Средний возраст учащихся – 11-13 лет. У детей  этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое  научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане свойственны высокая самооценка (часто адекватная), стремление к самоутверждению (зачастую через негативные поступки), культ силы в дружбе, критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками. На данном возрастном этапе существует опасность возникновения смысловых барьеров и мотивационного кризиса (школьной дезадаптации). В этом возрасте у ребят складывается своя система ценностей и норм, и они находят способы предъявить их. Они уже определились в своих потребностях и мотивах.

       Одна  из существенных особенностей данного  возрастного периода – бурное физическое и половое созревание, которое осознается и переживается подростками. В этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Физическое и половое развитие порождает интерес подростков к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. В подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма.

       По  сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований. Хотя учение остается основным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью. Это обуславливается тем, что общественно полезная деятельность в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста – потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении. Подростки усваивают мораль общества и вырабатывают взгляды по тем или иным вопросам, правила поведения. Иногда наблюдается страстный порыв в начале деятельности и быстрое охлаждение в ходе её выполнения. Причиной быстрого охлаждения нередко становится отсутствие заинтересованности других в деятельности подростка или его не владение способами деятельности. Необходимо показывать их значение и вооружать подростков соответствующими способами деятельности.

       Подростков  привлекает не только содержание, но и  форма внеклассной деятельности. Их привлекает героика, романтика, путешествия, исследовательская деятельность. Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих поступках и действиях они, прежде всего, ориентируются на это мнение. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Именно в подростковом периоде начинают ярко проявляться самостоятельность, самосознание, самооценка.

       Самооценка  оказывает огромное влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности  и возможности по сравнению с  другими, подростки могут создавать  программу самовоспитания. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с другими и познает себя на основе этого сравнения.

       Существенные  изменения происходят в эмоциональной  сфере подростка. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Эмоциональные переживания подростков приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, которому нужно проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

       Нередко подросток отстраняется от школы, причина  этого – несформированность у  учащихся учебной деятельности, что  не даёт возможности удовлетворить  актуальную потребность возраста –  потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу. Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской работы. Им нравится мыслить и делать самостоятельные открытия. Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводит подростков к поиску благовидных причин, чтобы не прийти в школу.

       Занятия в кружке «Лоскутное шитье» помогают детям данного возраста развивать  мышление, память, развивать художественный вкус. Детям интересно создавать новые изделия. Они выражают свои мысли и идеи на бумаге, работают с красками, смешивая их и получая новые цвета. Школьники пробуют и экспериментируют, а затем выполняют работы в лоскутной технике.

       Детям очень нравится самим разрабатывать  сюжеты картин, искать и находить собственные неповторимые композиции, подбирать лоскуты к своим работам.

       В связи с этим и был создан кружок «Лоскутное шитье». 

      Цели  и задачи внеклассной  работы по технологии

       Основу  учебной и воспитательной работы с учащимися составляют обязательные занятия, проводимые по определённой системе под постоянным руководством учителя. Однако, обязательными занятиями не исчерпывается содержанием учебно-воспитательного процесса в школе. Органической частью его является внеклассная работа, которая как бы продолжает и дополняет учебную работу учащихся на уроках. Внеклассные занятия дают возможность широко проводить с учениками различные виды работ, упражняющие их как умственно, так и физически, помогают воспитывать у них интерес к науке и технике, любовь к творческому труду, учат их мечтать и действовать. Внеклассная работа по технологии призвана развивать самостоятельность, творчество, способности, интересы и склонности учащихся в области науки и техники.

       Главными  задачами внеклассной работы по технологии являются следующие:

  • углубление общенаучных знаний и расширение технологического кругозора учащихся;
  • выявление творческих способностей и дарований учащихся;
  • содействие разностороннему развитию учащихся.

       Внеклассные занятия по технологии строятся на основе тех же принципов обучения и воспитания, что и уроки. Однако, практика внеклассных занятий в общеобразовательных учреждениях выработала некоторые особые, характерные для данных занятий принципы организации учебной работы. Главными принципами организации внеклассной работы по технологии являются:

  • добровольность выбора формы и содержания занятий;
  • массовость внеклассных занятий по охвату учащихся;
  • опора на самостоятельность и инициативу учащихся;
  • общественно – полезная направленность и творческий характер видов работы;
  • подчинение всех внеклассных занятий по технологии общим задачам учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения.

Информация о работе Лоскутное шитье