Лоскутное шитье

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

Лоскутное шитье - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства.

Работа содержит 1 файл

курсовик не мой.doc

— 139.00 Кб (Скачать)
 

Виды  организации внеклассной  работы

       Существуют  четыре вида организации внеклассной  работы по технологии. Это индивидуальная работа с учащимися, групповые занятия, массовые мероприятия и экскурсии.

       Индивидуальная  работа заключается в углубленном  изучении отдельными ребятами под руководством учителя некоторых вопросов, относящихся к технике или технологии. Индивидуальная работа создаёт благоприятные условия для организации систематических групповых внеклассных занятий по технологии под руководством учителя или другого специалиста в этой области. Среди групповых внеклассных занятий по технологии основной формой являются технические кружки. Кружок – это добровольное объединение учащихся, проявляющих общий интерес к той или иной области технологии и стремящихся заниматься практической деятельностью в этой области.

       Массовые  внеклассные мероприятия организуются на базе индивидуальной внеклассной  работы учащихся по технологии, а также  занятий в технических кружках  и других творческих объединениях по интересам. Проведение массовых внеклассных  мероприятий по технологии имеет целью развитие технического кругозора и воспитание творческого отношения к технологической деятельности у всех учащихся. Существует целый ряд массовой внеклассной работы по технологии. К ним относятся:

  • встречи с представителями промышленного и сельскохозяйственного производства, учёными, инженерно – техническими работниками;
  • тематические вечера по технике;
  • соревнования юных техников или технические спартакиады;
  • олимпиады технического творчества;
  • выставки технического творчества;
  • защита творческих проектов и др.

       Будучи  органически связанной, с учебной  деятельностью, внеклассная работа, в отличие от неё, строится по принципу добровольности, а её содержание должно отвечать личным интересам школьников. Таким образом, можно всесторонне  учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Именно во внеклассной работе можно успешно развивать у детей изобразительность, творческие наклонности, фантазию, внимательность, усидчивость, аккуратность и трудолюбие. Обязательно проводятся выставки, конкурсы. При всём многообразии поставленных перед технологией задач, главная из них состоит в том, чтобы научить ребят трудиться с помощью ручных инструментов, приспособлений, схем и инструкционных карт. Их нужно вооружить трудовыми умениями, которые формируются у учащихся, связаны с практической деятельностью, жизненным опытом, интересами, знаниями и увлечениями детей. Как известно, трудовые умения формируются в процессе проведения упражнений, в связи с этим, очень важно выполнять их правильно. И, конечно, для учащихся в выполнении этой работы первым помощником является учитель. Большое значение при выполнении этих упражнений имеет самоконтроль. Ему надо учить детей одновременно с формированием у них трудовых умений, которыми они должны овладеть осознанно. Это значит, что им необходимо не только осмыслить цель своей деятельности, но и усвоить приёмы практического применения знаний. Доказано, что активность и успешность творческой деятельности учащихся в значительной степени определяется уровнем развития у них технического мышления. У учащихся проверяют наличие умений систематизировать и обобщать, рационально организовывать творческий поиск, легко переключаться с одного действия на другое, сочетать мыслительные и практические усилия.

Типы  кружков

       В настоящее время в практике общеобразовательных  учреждений используются следующие  типы кружков технического, технологического и декоративно- прикладного характера:

  1. Предметно-технические кружки, целью которых является углубление и расширение знаний и умений по технологии, создание оборудования и наглядных пособий для пополнения учебных кабинетов и мастерских и развитие на этой основе технических способностей учащихся. Например, кружок конструирования и моделирования одежды;
  2. Творческие конструкторские кружки. Их цель – совершенствование и углубление научно – технических знаний и технологических умений, развитие технического мышления и творческих конструкторских способностей учащихся. Это авиамодельные, самодельные кружки, кружок радиотехники и др.;
  3. Кружки декоративно – прикладного творчества и народных ремёсел. Среди них – кружки по художественной обработке древесины, художественной обработке металлов, художественной вышивке, вязанию, макраме, а также народных ремёсел (лозоплетение, плетение из бересты, изготовление игрушек и др.). Эти кружки наряду с углублением и расширением технологических знаний и умений учащихся удовлетворяют эстетические интересы и потребности, развивают художественные способности детей.
  4. Учебно-технологические кружки – курсы. Цель данных кружков -  овладение учащимися каким-либо видом труда, начальная подготовка в определенной области трудовой деятельности. Примерами таких кружков могут быть кружки мотоциклистов, кружки кройки и шитья и др. Они отличаются от других  технических кружков более строгим содержанием учебной работы.

       Лоскутное шитье – увлекательная, творческая работа. Любое изделие - сделанное  ребёнком – это не безделица, это  его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения и  времени; главное – желание сделать хорошо и красиво, чтобы подарок понравился маме, бабушке, сестре. Изделия детей украшают интерьер комнаты, служат его маленьким дополнением. Сколько радости доставляет детям сознание того, что их работа не спрятана в шкаф, а аккуратно украшает комнату. Чтобы работа понравилась, её нужно выполнить оригинально и красиво.

       Подбор  изделий, орнаменты, техника выполнения могут изменяться в зависимости  от возможностей, национальных особенностей, назначения изделий, а также умений и навыков кружковцев.

       При планировании кружковых занятий  надо предусмотреть экскурсии (на выставку декоративно-прикладного искусства, на предприятие народных промыслов  и т.д.). Экскурсии рекомендуется  проводить в дни осенних каникул, когда учащиеся свободны от школьных занятий.

       В кружках лоскутного шитья большое  внимание уделяется общественно  полезному труду. Выполняя обязательные задания по темам программы, индивидуальные работы, каждый кружковец выполняет  также задания для нужд кружка, школы, сектора и т. д. Это могут  быть сувениры для подарков, изделия, сшитые для другого кружка, как например прихватки для кружка «Кулинария», элементы народных костюмов, методический наглядный материал, образцы швов и т. д.

       Школьники также участвуют в выполнении коллективных работ, таких, как панно, занавеси. Эти работы отличаются от индивидуальных широтой тематики, дают большие возможности для изучения декоративных особенностей лоскутного шитья, художественных средств ее выражения. Такие работы могут предназначаться для украшения интерьера, уголка игр в детском саду, учебного помещения (различные панно, занавеси, полотенца и т. д.).

       Подведение  итогов работы за год проводится в виде отчетной выставки (школьной, районной, городской). 

Методические  рекомендации по организации  и проведению занятий кружка «Лоскутное шитье».

          Кружки лоскутного шитья могут  быть организованы в Домах  и Дворцах творчества, в школах, лагерях, клубах.

       Набор в кружки обычно проводят после летних каникул. Предварительно рекомендуется  провести работу по привлечению детей в кружки, например, расклеить объявления, организовать передвижные выставки работ кружковцев в школах, клубах, кинотеатрах. Руководитель кружка может провести организационное собрание и рассказать, чем будут заниматься дети и для чего это нужно. Можно расклеить афиши с приглашением записаться в кружок и кратким содержанием его работы К наглядной агитации работы кружков относятся также ежегодные выставки, на которых подводятся итоги работы кружков.

       В помещении, где ведется запись, рекомендуется  оборудовать стенд с работами кружковцев, чтобы каждый мог познакомиться с работой кружков. При составлении списка желающих посещать данный кружок, указываются их основные данные: фамилия, имя, № телефона, домашний адрес. Учащимся, записавшимся в кружок, выдаётся памятка с расписанием занятий кружка, места и времени проведения первого занятия. Среди учащихся выбирается староста, который становится помощником руководителя кружка; он следит за сохранностью оборудования  и инструментов, назначает дежурных и т. д. Дежурные приходят на занятия за 5-10 минут до начала и помогают руководителю подготовить кабинет к проведению кружка: раскладывают инструменты, дидактический материал и т.д. По окончании занятий дежурные следят за тем, чтобы учащиеся привели в порядок свои рабочие места, затем собирают неоконченные работы, инструменты, убирают помещение. Неоконченные работы должны хранится в определённом месте, можно приколоть к каждой из них бирку с фамилией.

       Программа кружка разработана для среднего школьного возраста – 5-7 классы. Участники кружка должны быть примерно одного возраста (максимальная разница – 2 года). Это позволит руководителю построить своё занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, организацию коллективных работ, правильное планирование времени для теоретических занятий и практических работ.

       Программа обучения в кружках лоскутного шитья  рассчитана на полгода. На занятия отводится 34 часа [Приложение, С.2 - 10].

       В кружок рекомендуется включать не более 15 человек. Это позволит уделить необходимое время каждому ребёнку, учитывать их возможности. Познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для детей форме. 

      Методы организации внеклассных занятий

       Занятия в кружке проходят успешно лишь в  том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения занятий.

       В организации занятий можно выделить следующие этапы работы:

        1.Организационная  часть.

  1. Повторение пройденного.
  2. Изложение нового материала.
  3. Подготовка к практической работе.
  4. Практическое выполнение задания.
  5. Заключительная беседа. Подведение итогов.
  6. Уборка рабочих мест.

       Основное  место на занятиях отводится практической работе.

       Различные методы и дидактические приемы обучения используются руководителем на занятиях в разных сочетаниях в зависимости  от поставленных перед обучением  задач.

       Основные  задачи процесса обучения лоскутному шитью – эстетическое воспитание школьников и привитие им практических навыков. Большая роль должна отводиться овладению учащимися технологического мастерства, развитию у них художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Надо, чтобы дети научились вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие. Это определяет подход к методике обучения в кружке.

       Понимание обучения только как руководства  процессами последовательности выполнения задания, нанесения линий, движений рук будет неверным, так как  это приведет лишь к подражанию действий руководителя.

       На  занятиях обычно используют различные  методы обучения (словесные, наглядные, практические), сочетая их. Словесные  методы – это рассказ, беседа. Рассказом  руководитель начинает новую тему, например об истории, характерных особенностях и применении лоскутного шитья какой-либо области, республики. Надо рассказать и о назначении выполняемых изделий.

       Рассказом сопровождается демонстрация диапозитивов, слайдов, образцов орнаментов, готовых  изделий [Приложение, С.16-46].

       В беседе принимают участие все  кружковцы. Беседа оживляет занятия, активизирует внимание ребят. Короткие беседы должны проводиться на каждом занятии. Спрашивая  детей, предлагая им определить, сравнить, проанализировать, руководитель выясняет степень знаний кружковцев, их подготовленности к работе, а также степень усвоения материала.

       В процессе занятия используется, как  правило, вводная беседа, в которой  кратко повторяется пройденное, определяется цель занятия. Беседа возбуждает у учащихся интерес к занятию. В заключительной беседе закрепляются знания, полученные на занятии.

       К наглядным методам обучения относится  демонстрация на занятиях различных  схем, таблиц, образцов, видеофильмов и диапозитивов изделий декоративно-прикладного искусства. Такие демонстрации могут преследовать различные цели, например знакомят ребят с народными промыслами, с работами художников, с материалами и трудовыми процессами.

       Основное  место на занятиях кружков отводится  практической работе. Это графические  работы, различные упражнения, все виды практических работ, сам процесс практического выполнения изделия.

       Графические работы включают в себя подготовку рисунка для лоскутного шитья, подготовку эскиза и технического рисунка, изготовление выкроек. На все это следует обращать большое внимание, так как такие виды работ, упражнений развивают творческое мышление, фантазию детей, дают возможность на практике проверить свои силы в художественном творчестве.

       Такие графические работы, как зарисовка  орнамента изделия, упражнения по композиции, выполняются кружковцами в альбоме. Чертежи изделий, например сумки, передника, выполняются в масштабе.

       При ознакомлении кружковцев с технологией  лоскутного шитья многие приемы требуют  отработки, определенных упражнений. Виды упражнений зависят от характера выполняемой работы.

Информация о работе Лоскутное шитье