Личностно-ориентированные технологии в преподавании химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление особенностей личностно-ориентированного обучения в процессе преподавания химии.
Объектом данной работы является личностно-ориентированное обучение.
Предмет – использование личностно-ориентированного обучения в преподавании химии.
Были выделены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить методологические основы организации личностно-ориентированного урока;
выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
раскрыть возможности модульно-рейтинговой технологии в преподавании химии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы
личностно-ориентированного обучения ………………………………… 6
1. 1 Понятие личностно-ориентированного обучения
в психолого-педагогической литературе ………………………………… 6
1.2. Методологические основы организации
личностно-ориентированного урока ……………………………………… 9
Глава 2. Личностно-ориентированные технологии
в преподавании химии ……………………………………………………. 14
2. 1. Особенности личностно-ориентированных технологий …………… 14
2. 2. Использование модульно-рейтинговой технологии
в преподавании химии ……………………………………………………… 17
Заключение ...……………………………………………………………… 22
Список литературы ………………

Работа содержит 1 файл

Диплом Личностно.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

      Следовательно, применение модульно-рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса, всей школы - значит, и всего общества.

     Основные  принципы работы по рейтинговой системе:

  • оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
  • незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
  • ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предполагаемых видов деятельности определены заранее;
  • целостная рейтинговая система непрерывно фиксирует ход естественного образовательного процесса и имеет составляющие контроли;
  • текущий – ежеурочный контроль;
  • промежуточный – в конце четверти, изучения темы, раздела;
  • итоговая аттестация – в конце года.

      Основа  контроля – тщательно переработанный учебный материал. Учителем контролируется лишь тот материал, который изучали в классе или дома. Если материал едва упоминался в классе и не давался для самостоятельного закрепления, он не может проверяться. [14, 18]

      Модульно-рейтинговая  технология позволяет каждому ребенку  работать в индивидуальном режиме, самостоятельно или с помощью  учителя и товарищей, предоставляя выбор - как освоить материал, на достаточном или более высоком уровне. Именно эта технология позволяет ученику приобрести такие необходимые ему умения и навыки самостоятельной работы при изучении нового материала, навыки работы в группе, позволяет даже самому нерадивому ученику почувствовать свою успешность (на том уровне, который ему доступен).

      Однако, мы считаем, что не целесообразно  применять данную технологию в изучении всех тем подряд. Применение модульно-рейтинговой технологии подразумевает большую напряженную работу ученика над материалом. В своей работе использую модульно-рейтинговую технологию при изучении отдельных тем, что позволяет, с одной стороны, постепенно формировать и развивать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы и пр.,  а с другой - не перегружать детей, помня о том, что кроме предмета «Химия» существуют и другие, требующие от ребенка такого же большого внимания.

      При овладении учащимися принципа обучения по модульной технологии у них  создается стройная система приобретения знаний, умений не только применительно к предмету химия, но и к другим предметам, тем самым постепенно учащийся идет к формированию ключевых компетенций развития личности.

        Наибольший эффект дают модульные занятия типа обобщающего повторения. Исходя из готовности класса к самостоятельному изучению нового содержания, учитель может судить о целесообразности проведения модульных занятий по изучению нового материала или по комплексному применению знаний.

        Применение данной технологии дает положительные результаты. На основе мониторинга контрольных работ в 8-х классах средний % выполнения работ увеличился с 61,8 % до 71,4 % в 8 А классе (где применялись элементы МР технологии), в 8 Б классе – с 61,6 % до 62,1 % (где данная технология не использовалась). (Приложение 1)

        Примеры различных модульных уроков, которые я использую в своей практике, представлены в приложении 2-4.

      При такой организации урока у учащихся возникает желание овладеть новыми знаниями и умениями. Выбранные методы обучения соответствуют задачам урока, особенностям учащихся и содержанию урока. Деятельность учащихся достаточно разнообразна, с повышенной их активностью, с реализацией самоконтроля.

        Изучение нового материала проводилось  по учебным модулям: в форме  самостоятельной работы и путем подачи новой информации в значительном объеме. Групповая форма работы сменяется индивидуальной, работа в парах — фронтальной. Учащиеся класса получают вопросы и разноуровневые задания.  Ответы на вопросы они находят сами по учебнику, что не только приучает их к самостоятельной работе, но и способствует творческому осмыслению изучаемого материала

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Изучив  особенности личностно-ориентированного обучения и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
  • личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией;
  • в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность.

     Считаем, что наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными  И. С. Якиманской являются:

  • использование субъектного опыта ребенка;
  • предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
  • накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
  • обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

      Личностно-ориентированный  тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.

      Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.

      Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

      Практика  использования модульного обучения показала, что:

  • она экономна во времени, эффективна как при изучении нового материала, так и при повторении изученного;
  • данная технология применима в группах и при индивидуальном обучении;
  • данная технология позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащихся, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ученика;
  • повышает качество обучения, что подтверждается результатами мониторинга.

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

     1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе  [Текст] / Н. А. Алексеев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 332 с.

      2. Артюхов, М. В. Дифференциация как условие развития инновационных процессов в образовании [Текст] / Артюхов М. В. // Дифференциация образования : региональная стратегия и тактика обеспечения инновационных процессов. - М. ; Новокузнецк, 1996. - С. 88-109

      3. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] /  А. Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 2006. - 107 с.  

      4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1999. - 192 с.  

      5. Галеева, Н. Л. Использование принципов уровневой дифференциации и модульного планирования в организации учебного процесса для детей с трудностями в обучении [Текст]  /  Н. Л. Галеева  // Опыт работы учреждений системы образования г. Москвы / отв. ред. Л. Е. Курнешова. - М., 1999. - С. 148-153.

      6. Жук, Н. Н. Личностно-ориентированный урок [Текст] : технология проведения и оценки / Н. Н. Жук // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 53-59.

      7. Ивочкина, Т. Н. Организационно-методические подходы к инновационной деятельности педагога [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. Н. Ивочкина. - Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2009. - 123с.

      8. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] : материалы для специалистов образовательных учреждений / А. К. Колеченко. - СПб. : КАРО, 2002. - 368 с.

      9.  Кураченко, З. В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике [Текст] / З. В. Кураченко // Начальная школа. - 2004. -  № 4.  - С. 60-64.

      10.  Левитес, Д. Г. Практика обучения [Текст] : современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - 288 с.     

      11.   Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении [Текст] / Н. В. Лежнева // Завуч начальной школы. - 2002. - №1. - С. 14-18.

      12.   Лукъянова, М. И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока [Текст]  / Лукьянова М. И. // Завуч. - 2006. - № 2. - С. 5-21.   

      13.  Модульное обучение [Текст] // Методический справочник учителя физики. - М., 2000. - С. 89-91.

      14.  Модульно-рейтенговая система в профильном обучении [Текст] : методические рекомендации / под ред. М. В. Рыжакова. - М. : СпортАкадемПресс, 2005. - 362 с. 

      15.  Разина, Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока [Текст] / Разина Н. А. // Завуч.  - 2004. - № 3. - С. 125-127.

      16.  Селевко, Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.   

      17.  Спасская, Н. П. Опыт использования педагогической технологии модульного планирования с уровневой дифференциацией в обучении истории учащихся классов КРО [Текст] / Спасская Н. П., Галеева Н. Л. // Опыт работы учреждений системы образования г. Москвы. - М., 1998. - С. 58.

      18.  Третьяков, П. И. Технология модульного обучения в школе [Текст] : практико-ориентированная монография / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский ; под ред. П. И. Третьякова. - М. : Новая школа, 2001. - 352с.

      19. Фридман, Л. М. Концепция личностно-ориентированного образования [Текст] / Л. М. Фридман // Завуч. - 2000. - № 8. - С. 77-87.   

      20. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 1999. - 96 с.

      21. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И. С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 2000. - 175 с. - (Библиотека журнала "Директор школы" ; вып. 7). 

      Приложение 1

Информация о работе Личностно-ориентированные технологии в преподавании химии