Личностно-ориентированные технологии в преподавании химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление особенностей личностно-ориентированного обучения в процессе преподавания химии.
Объектом данной работы является личностно-ориентированное обучение.
Предмет – использование личностно-ориентированного обучения в преподавании химии.
Были выделены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить методологические основы организации личностно-ориентированного урока;
выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
раскрыть возможности модульно-рейтинговой технологии в преподавании химии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы
личностно-ориентированного обучения ………………………………… 6
1. 1 Понятие личностно-ориентированного обучения
в психолого-педагогической литературе ………………………………… 6
1.2. Методологические основы организации
личностно-ориентированного урока ……………………………………… 9
Глава 2. Личностно-ориентированные технологии
в преподавании химии ……………………………………………………. 14
2. 1. Особенности личностно-ориентированных технологий …………… 14
2. 2. Использование модульно-рейтинговой технологии
в преподавании химии ……………………………………………………… 17
Заключение ...……………………………………………………………… 22
Список литературы ………………

Работа содержит 1 файл

Диплом Личностно.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

      Цель  дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам.

      Виды  дидактического материала:

  • учебные тексты,
  • карточки-задания,
  • дидактические тесты.

      Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количестве операций на основе разноуровневого  дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.

      Технология  личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

      Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность  выбирать способы и формы учебной  работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и  процесс их достижений. В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

      В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком. 

      Традиционный  урок       Личностно- ориентированный  урок
      1. Обучает всех  детей установленной сумме знаний, умений и навыков.       1. Способствует эффективному   накоплению  каждым ребенком своего собственного личностного опыта.
      2. Определяет учебные  задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.       2. Предлагает детям на выбор  различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
      3. Старается заинтересовать  детей в том учебном материале, который предлагает сам .       3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.
      4. Проводит индивидуальные  занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми.       4. Ведет индивидуальную работу  с каждым ребенком.
      5. Планирует и  направляет детскую деятельность.       5. Помогает детям самостоятельно  спланировать свою деятельность.
      6. Оценивает результаты  работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.       6. Поощряет детей самостоятельно  оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.
      7. Определяет правила  поведения в классе и следит  за их соблюдением детьми.       7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
      8. Разрешает возникающие  конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых.       8. Побуждает детей обсуждать возникающие  между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
 

      Памятка

      Деятельность  учителя на уроке

      с личностно-ориентированной  направленностью

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Использование проблемных творческих заданий.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. [8, 9, 10, 14,]
  1. Личностно-ориентированные  технологии в преподавании химии
          •   Особенности личностно-ориентированных  технологий

      Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии, является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

      Термин  «подход» более точен и более  понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно  идейный аспект.

      В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

      Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

      Развитие  – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

      Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

      Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

      Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

      Личностно-ориентированный  подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая  посредством опоры на систему  взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

      Личностно-ориентированные  технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

      Личностно-ориентированные  технологии:

  • ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.
  • характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью творческое развитие учащегося, формирование у него положительной «Я» -концепции.

      Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенности:

  • продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы;
  • организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;
  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого;
  • побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку;
  • продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.

      Личностно-ориентированная  педагогика открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении  вопросов «чему» и «как» учить  сегодня.

  • Содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самоцель.
  • Обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин.
  • Достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода.
  • Активно используется положительная стимуляция учения. [20]

      На  личностно-ориентированном уроке  создается та учебная ситуация, когда  не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке  господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

      Учитель не просто создает благожелательную творческую атмосферу, он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.

      В рамках ЛОО как самостоятельные  технологии можно выделить:

  • технология уровневой дифференциации;
  • коллективное взаимообучение;
  • модульно - рейтинговое обучение;
  • технологию проектного метода;
  • игровые  технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технологию сотрудничества.
            •   Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании химии

      Современный этап педагогической практики характеризуется  переходом от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Среди перспективных  деятельностно-развивающих технологий обучения выделяется модульная,  характеризующаяся переводом учебного процесса на субъект-субъектную основу, реальной индивидуализацией и дифференциацией учебного процесса. Модульная технология позволяет построить учебный процесс с учётом психических, физических и познавательных особенностей личности.

      Модульное обучение является современной и  перспективной технологией потому, что имеет следующие признаки:

  • научность (базируется на деятельностном подходе, психолого-педагогических закономерностях усвоения знаний);
  • интегративность и оптимальность (личностный, системный и развивающий подходы);
  • воспроизводимость процесса обучения и его результатов;

     интенсивность  и эффективность;

  • качественная и количественная оценка результатов обучения;
  • целенаправленное взаимодействие преподавателя и ученика;
  • программирование деятельности ученика и преподавателя.

      Достоинством  модульного обучения является то, что  учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы  работы и средства обучения, а учитель управляет деятельностью обучаемых посредством заложенных в модульных программах указаний, методических рекомендаций, а также мотивирует деятельность учащихся.

      Модульно-рейтинговая  технология представляет собой один из очень эффективных методов организации учебного процесса, стимулирующего заинтересованную работу учащихся. Это происходит за счет организации перехода от репродуктивного получения знаний, к саморазвитию обучающегося и самосовершенствованию как ведущей цели обучения, за счет предоставления возможности обучаемому развивать в себе адекватную самооценку. Это повышает объективность в оценке знаний.

      Эта система обучения может быть применена  на всех предметах. Опыт показывает, что  внедрение в учебный процесс  модульно-рейтинговой  технологии создаёт следующие преимущества в обучении:

  • расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины;
  • снижается стрессовая ситуация во время контроля как для учеников, так и для преподавателя;
  • обучение становится личностно-ориентированным;
  • обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа, как учеников, так и преподавателя.

      Данная  технология позволяет  развивать и воспитывать 

  • Аналитическое и критическое мышление;
  • Коммуникативные способности;
  • Ответственность за результаты своей работы;
  • Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;
  • Умение рационально распределять своё время;
  • Чувство самоуважения.

Информация о работе Личностно-ориентированные технологии в преподавании химии