Личностно-ориентированные технологии в преподавании химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление особенностей личностно-ориентированного обучения в процессе преподавания химии.
Объектом данной работы является личностно-ориентированное обучение.
Предмет – использование личностно-ориентированного обучения в преподавании химии.
Были выделены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
изучить методологические основы организации личностно-ориентированного урока;
выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
раскрыть возможности модульно-рейтинговой технологии в преподавании химии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы
личностно-ориентированного обучения ………………………………… 6
1. 1 Понятие личностно-ориентированного обучения
в психолого-педагогической литературе ………………………………… 6
1.2. Методологические основы организации
личностно-ориентированного урока ……………………………………… 9
Глава 2. Личностно-ориентированные технологии
в преподавании химии ……………………………………………………. 14
2. 1. Особенности личностно-ориентированных технологий …………… 14
2. 2. Использование модульно-рейтинговой технологии
в преподавании химии ……………………………………………………… 17
Заключение ...……………………………………………………………… 22
Список литературы ………………

Работа содержит 1 файл

Диплом Личностно.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………          3

Глава 1. Психолого-педагогические основы

личностно-ориентированного обучения …………………………………          6  

1. 1 Понятие  личностно-ориентированного обучения 

в психолого-педагогической литературе …………………………………          6

1.2. Методологические  основы организации 

личностно-ориентированного урока ………………………………………         9

Глава 2. Личностно-ориентированные технологии

 в  преподавании химии …………………………………………………….          14          

2. 1. Особенности  личностно-ориентированных технологий ……………         14

2. 2. Использование  модульно-рейтинговой технологии

 в  преподавании химии ………………………………………………………       17

Заключение ...………………………………………………………………          22

Список  литературы ……………………………………………………………     25

 Приложение 1 …………………………………………………………………     28

Приложение  2 …………………………………………………………………     32

Приложение  3 …………………………………………………………………     36

Приложение  4 …………………………………………………………………     41

 

      

      ВВЕДЕНИЕ

      Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

      В связи с переходом школы на предпрофильное и профильное обучение педагоги нашей школы осваивают новые технологии, которые сделают процесс обучения более эффективным. Технологии должны быть максимально ориентированы на конкретного ребенка с его склонностями и способностями. [12]

      Какой учитель не мечтает, чтобы его  ученики получали только хорошие  и отличные оценки? Увы, этой мечте  не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень навыков требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу. Решить эту проблему может  помочь  технология личностно-ориентированного обучения (ЛОО).

      Научными  основаниями современной концепции  образования выступают классические и современные, педагогические и  психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

      Первые  три подхода отвечают на вопрос, какова цель образования. Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает  в основном приобщение растущего  человека к знаниям и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных – развивающих – целей.

      Личностный  и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Вариант  ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности обучающегося. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

      В соответствии с личностно-ориентированным  подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

      Деятельный  подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что  способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.

      В этой связи интересно познакомится с личностно-ориентированным подходом как таковым.

      Цель работы – выявление особенностей личностно-ориентированного обучения в процессе преподавания химии.

      Объектом данной работы является личностно-ориентированное обучение.

      Предмет – использование личностно-ориентированного обучения в преподавании химии.

      Были  выделены следующие задачи

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • изучить методологические основы организации личностно-ориентированного урока;
  • выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
  • раскрыть возможности модульно-рейтинговой технологии в преподавании химии.

      В работе использованы следующие методы исследования: научно-педагогической литературы, учебных программ и пособий; экспериментальная работа по внедрению  технологии личностно-ориентированного обучения.

      Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

  • изложены элементы основных теорий осуществления личностной ориентированности в педагогическом процессе;
  • раскрыты основные компоненты технологии личностно-ориентированного обучения;
  • выделены основные характеристики технологии личностно-ориентированного обучения.
  1. Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения
    •   Понятие личностно-ориентированного обучения в психолого-педагогической литературе

      Ведущим стратегическим направлением развития системы школьного образования  в мире, на сегодняшний день является, личностно – ориентированное образование, включающее в свой состав личностно-ориентированное обучение, а также всю систему воспитания личности обучающихся. [17]

      Личностно-ориентированное  обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

      Личностно-ориентированное  обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта. [19]

      Теория  и практика личностно-оринтированной технологии обучения разрабатывалась: А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».

      Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном  образовании на первый план выходит  развитие личности. Таким образом, осуществление  личностно-ориентированного подхода  в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

  • наличие комфортных и безопасных условий обучения;
  • осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
  • формирование и развитие мышления;
  • учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в      процессе обучения;
  • адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.

      И. С. Якиманская пишет: «Личностно-ориентированное  обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». [19, с. 31]

      По  мнению Л. М. Фридмана личностно–ориентированное обучение - это система обучения, процесс осуществления которой способствует формированию личностных качеств учащихся. [17]

      Цель  личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

      Функции личностно-ориентированного образования:

  • гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
  • культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
  • социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

      Реализация  этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений  учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

      Содержание  личностно-ориентированного образования  призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. [14]

      Критериями  эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

      Таким образом, обобщая вышесказанное, под личностно-ориентированным образованием можно  понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. [8]

    1.   Методологические основы организации личностно-ориентированного урока.

      Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. [13]

Информация о работе Личностно-ориентированные технологии в преподавании химии