Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:41, реферат
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, а тем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности.
Можно выделить три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания:
Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
Второй
тип личности отличается четкой ориентацией
на узкую специализацию. И здесь
познавательная деятельность студентов
выходит за рамки учебной программы.
Однако если первому типу поведения
присуще преодоление рамок
По
отношению к учебе ряд
К
первой группе относятся студенты,
которые стремятся овладеть знаниями,
методами самостоятельной работы, приобрести
профессиональные умения и навыки,
ищут способы рационализации учебной
деятельности. Учебная деятельность
для них - необходимый путь к хорошему
овладению избранной
Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности. Для этой группы характерно увлечение многими видами деятельности, но им быстро надоедает глубоко вникать в суть тех или иных предметов и учебных дисциплин. Вот почему они нередко ограничиваются поверхностными знаниями. Основной принцип их деятельности - лучше всего понемногу. Они не затрачивают много усилий на конкретные дела. Как правило, хорошо учатся, но получают порой неудовлетворительные оценки по предметам, которые их не интересуют.
К
третьей группе относятся студенты,
которые проявляют интерес
К
четвертой группе относятся студенты,
которые неплохо учатся, но к учебной
программе относятся
К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию родителей или "за компанию" с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию. К учебе относятся равнодушно, постоянно пропускают занятия, имеют "хвосты", им помогают товарищи, и зачастую они дотягивают до диплома.
Разработанная В. Т. Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:
1.
"Гармоничный". Выбрал свою
специальность осознанно.
2.
"Профессионал". Выбрал свою
специальность осознанно.
3.
"Академик". Выбрал свою специальность
осознанно. Учится только на "отлично".
Ориентирован на учебу в
4.
"Общественник". Ему свойственна
ярко выраженная склонность к
общественной деятельности, которая
зачастую преобладает над
5. "Любитель искусств". Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.
6.
"Старательный". Выбрал специальность
не совсем осознанно, но
7.
"Середняк". Учится "как получится",
не прилагая особых усилий. И
даже гордится этим. Его принцип:
"Получу диплом и буду
8.
"Разочарованный". Человек, как
правило, способный, но
9.
"Лентяй". Учится, как правило,
слабо, по принципу "наименьшей
затраты сил". Но вполне доволен
собой. О своем
10.
"Творческий". Ему свойствен
творческий подход к любому
делу - будь то учеба или
11.
"Богемный". Как правило, успешно
учится на так называемых
А
среди современных
1)
преподаватели - "вечные студенты"
- они понимают студентов, видят
в студентах личность, охотно
дискутируют на разные темы, обладают
высоким интеллектом и
2)
преподаватели - "бывшие моряки"
- пытающиеся установить военную
дисциплину в вузе; под словом
"дисциплина" эти люди понимают
тотальное безоговорочное
3) группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали.
Старшекурсники среди преподавателей видят "безразличных", "завистливых", "ограниченных", "господ-баринов", "роботов" и т.п., но замечают и тех, кто "выкладывается в работе", "наслаждается работой со студентами - "гурманы", "друзья". По их мнению, наиболее распространенный тип преподавателя в высшей школе - "преподаватель-стандарт": "знает предмет, живет своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам". Иными словами, существует проблема студента и существует не менее важная проблема преподавателя.
Преподаватель, как, впрочем, и любой человек, живет в определенной системе координат, заданной предыдущими знаниями и зачастую на происходящие изменения не реагирует. А конкретная ситуация каждый раз меняется, за одними и теми же внешними проявлениями скрываются разные причины. Общеизвестно, что самыми консервативными и наиболее стойкими по отношению к новому во все времена были и остаются люди в педагогической системе. Это хорошо: они сохраняют преемственность традиций и передают апробированные временем знания и умения. С другой стороны, это тормозит и затягивает процесс адаптации молодого поколения к новым условиям, особенно в период быстрых социальных перемен. Изменения, происходящие в обществе, неравномерно отражаются на жизни людей, их работе, поэтому целесообразность перестройки и сама возможность перестраиваться осознается людьми по-разному. Каждый человек решает эту проблему по-своему, конкретно для себя. Отсюда очевидно, что преподаватели как никто другой нуждаются в информации о тех, кого обучают
В
настоящее время стало
Студенты идеальным преподавателем назвали прежде всего знатока преподаваемого предмета и соответствующей области науки, честного, справедливого человека, хорошего психолога, умеющего понять другого человека. При этом младшекурсники на первое место ставили именно умение понять студента, в то время как старшекурсники более всего ценили компетентность. И это закономерно: сложный период адаптации первокурсников к новым условиям требует психологической поддержки, оказать которую может только понимающий и уважающий студента преподаватель. Вообще аристократизм профессоров, преподавателей, каждого сотрудника вуза, от которого в какой-то степени зависит студент, особенно это касается первокурсников, состоит в том, чтобы никогда, ни в какой обстановке не допустить покушения на суверенитет, личное достоинство студентов. Достаточно вспомнить атмосферу старых российских вузов. "Здравствуйте, господа студенты", - приветствовал аудиторию профессор, тем самым подчеркивая свое уважение к ним и их равенство с собой как личностей и будущих коллег по профессии. Ну, а когда студент освоится и научится решать свои проблемы самостоятельно, он становится менее строгим в оценке личностных качеств преподавателя и более требовательным по отношению к его научной компетентности.