Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 10:41, реферат
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, а тем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности.
Личности студента и преподавателя
Введение:
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, а тем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Ковалёва; С.Л.Рубинштейна; Е.В.Шорохова; К.Л.Абульханова; В.Н.Мясищева; Д.Н.Узнадзе; Б.В.Зейгарник; И.М.Палей; Б.С.Братусь. Также проблемой личности занимались такие психологи как: БодалёвЛ.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф.; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А.
Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)
В
такой плоскости
Глава 1. Понятие личности
Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей. Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.
Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».
Личность
является не только предметом психологии,
но и предметом философского, общественно
– исторического познания. Личность,
по Леонтьеву - это психологическое
образование особого типа, порождаемое
жизнью человека в обществе. Соподчинение
различных деятельностей
А.В.Петровский
даёт следующее определение
Всеми отечественными психологами отрицается тождество понятий «индивид» и «личность». Понятия личность и индивид – это не одно и то же.
Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём особое «сверхчувственное» качество. Личность неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена.
Понятие личность относится к определённым свойствам, принадлежащим индивиду, причём имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.
Однако
понятия индивид, личность и индивидуальность
не тождественны по содержанию: каждое
из них раскрывает специфический
аспект индивидуального бытия
Межличностные
связи, формирующие личность в коллективе,
внешне выступает в форме общения
или субъект - субъектного отношения
наряду с субъект-объектным
В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствования, причём опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не её предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.
Личность
каждого человека наделена только ей
присущим сочетанием черт и особенностей,
образующих её индивидуальность –
сочетание психологических
Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.
Рубинштейн С.Л. считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.
Зависимость
психических процессов от личности
как индивидуальности выражается, во-первых,
в индивидуально-
Индивидуальные
различия проявляются в самом
содержании воспринимаемого, запоминаемого,
что особенно ярко выступает в
избирательном характере
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности.
Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.
Ковалёв
А.Г. определил понятие личность
как сложное, многогранное явление
общественной жизни, звено в системе
общественных отношений. Личность является
продуктом общественно-
Ни
одна из общественных наук не может
абстрагироваться от личности как общественного
явления. Однако каждая общественная наука
имеет свой аспект исследования. Так,
исторический материализм главным
образом исследует личность в
составе масс, классов и общества
в целом как деятеля
Глава 2. Личность студента
Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Студент
как человек определенного
1)
с психологической, которая
2)
с социальной, в которой воплощаются
общественные отношения,
3)
с биологической, которая
Изучение
этих сторон раскрывает качества и
возможности студента, его возрастные
и личностные особенности. Так, если
подойти к студенту как к человеку
определенного возраста, то для него
будут характерны наименьшие величины
латентного периода реакций на простые,
комбинированные и словесные
сигналы, оптимум абсолютной и разностной
чувствительности анализаторов, наибольшая
пластичность в образовании сложных
психомоторных и других навыков.
Сравнительно с другими возрастами
в юношеском возрасте отмечается
наивысшая скорость оперативной
памяти и переключения внимания, решения
вербально-логических задач и т.д.
Таким образом, студенческий возраст
характеризуется достижением
Если
же изучить студента как личность,
то возраст 18- 20 лет - это период наиболее
активного развития нравственных и
эстетических чувств, становления и
стабилизации характера и, что особенно
важно, овладения полным комплексом
социальных ролей взрослого человека:
гражданских, профессионально-трудовых
и др. С этим периодом связано
начало "экономической активности",
под которой демографы понимают
включения человека в самостоятельную
производственную деятельность, начало
трудовой биографии и создание собственной
семьи. Преобразование мотивации, всей
системы ценностных ориентации, с
одной стороны, интенсивное формирование
специальных способностей в связи
с профессионализацией - с другой,
выделяют этот возраст в качестве
центрального периода становления
характера и интеллекта. Это время
спортивных рекордов, начало художественных,
технических и научных