Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:08, доклад
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов и психологов дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.
Правополушарные
дети делают ошибки в словарных словах,
в гласных, находящихся под ударением,
имена собственные пишут с маленькой буквы,
для них характерны пропуски, описки.
Показательными
являются результаты такого эксперимента.
После
изучения правил левополушарные дети
делают ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные
ученики после изучения правил делают
ошибок в 4 раза больше.
Дело
в том, что дети правополушарного
типа обладают так называемой врожденной
грамотностью, которая позволяет
им писать без ошибок, не опираясь на
знание правил. Эти дети опираются на
зрительные и моторные образы слов, не
задумываясь о правописании вообще.
Правополушарным
свойственно целостное, нерасчлененное
восприятие. Левополушарные же, наоборот,
расчленяют целое на составные части.
Когда учащиеся изучают правила
правописания слов, они расчленяют предложение
на слова, слова на части (корень, приставка
и т.д.). Чтобы действовать по правилу, надо
остановить процесс написания, вспомнить
правило, выделить, например, корень из
ненаписанного слова, сопоставить его
с тем корнем, который приведен в правиле.
Левополушарные дети с этим справляются,
поэтому грамотность после изучения правил
у них улучшается.
Правополушарные,
не думая о правилах, пишут без
ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься,
и ошибка неминуема. Этой группе детей
нельзя расчленять слово на части, нарушать
его целостный образ, единство смысловых,
слуховых и моторных характеристик. Нарушается
целостность восприятия, автоматизм написания,
разрушается врожденная грамотность.
Их нельзя во время письма останавливать
и просить вспомнить правило. Такие дети,
написав текст без ошибок, часто не могут
справиться с заданием на разбор предложения
или слова по частям. При проверке читают
текст быстро, ошибок и описок не замечают.
Для них главное — понимание смысла прочитанного,
поэтому самопроверок они не любят.
Итак,
за трудностями обучения грамотному
письму лежат объективные причины,
кроющиеся в индивидуальных особенностях
функциональной организации мозга.
Для
ребенка важно, имеет ли оценка личностный
смысл. Когда ребенка ругают или хвалят,
из кратковременной памяти воспроизводится
тот рисунок межцентральных взаимодействий
в коре мозга, который был в момент деятельности.
Запускают этот сложный механизм эмоции.
Эти
процессы четко проявляются у
мальчиков. Слово «молодец» для них
наиболее значимо. При этом в коре головного
мозга мальчиков повышается общий уровень
функциональной активности и усиливаются
межцентральные взаимодействия в передних
отделах коры головного мозга, особенно
в ассоциативных зонах правого полушария,
играющего важную роль в стабилизации
эмоциональных состояний.
У
девочек совершенно иная организация
межцентральных взаимодействий в коре
больших полушарий — у них
повышается уровень функциональной
активности не передних, а задних отделов
коры (а также слуховых отделов левого
полушария, играющих важную роль в понимании
значения слов). Для девочек положительная
оценка является менее значимой, у них
активизируются только центры, отвечающие
за поиск смысла слова. Девочкам следует
давать положительные оценки, имеющие
сильный эмоциональный компонент, например
«умница».
Для
мальчиков очень важно, что оценивается
в их деятельности, а для девочек
— кто их оценивает и как. Мальчиков
интересует суть оценки, а девочки
более заинтересованы в эмоциональном
общении со взрослыми. Для девочек важно,
какое они произвели впечатление.
Когда
мы оцениваем мальчика, он вновь
переживает те фрагменты деятельности,
которые оцениваются. Для мальчика
не имеют смысла оценки типа: «Я тобой
не доволен». Мальчик должен знать,
чем конкретно вы не довольны, и вновь
«проиграть» в мозгу свои действия. Девочки
эмоционально реагируют на любые оценки,
при этом у них активизируются все отделы
мозга.
Любой
педагогический процесс двухсторонний.
Его успех одинаково зависит
как от учителя, так и от ученика, от
их типа функциональной организации мозга.
Оценки
учителей с разным типом функциональной
асимметрии полушарий значительно
расходятся для 74% мальчиков и для
50% девочек. Это так называемый закон
нейропсихологического
Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку детям своего типа. Для учителя главным является его способность научить ребенка по своей методике: «Люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным и т.д.
Кто
такие лево и правополушарные
и в чём их отличие? Информированность
каждого полушария строго ограничивается
подчиненной ему половиной тела
(левое полушарие управляет правой стороной
тела, а правое – левой). Правое полушарие
отличный конструктор. Способность на
основе части рисунка экстраполировать
целое изображение – функция правого
полушария. Правое полушарие уверенно
обнаруживает абсолютно одинаковые рисунки.
Левому полушарию, напротив, легче даются
задания по поиску различий. Оно обрабатывает
информацию по частям, соблюдая строгую
очередность анализа деталей. Правополушарные
люди обладают прекрасной пространственной
ориентацией, чувством тела, высокой координацией
движений. Левополушарные обладают чувством
времени, мышечно выносливы. Правополушарные
более успешны в изучении геометрии благодаря
ее пространственной природе. Алгебра
требует логики, последовательного мышления,
что является преимуществом левополушарных
учащихся. Правое полушарие не понимает
знаков "отнять", "умножить",
"разделить" и не способно выполнить
эти действия. Разве что справится со сложением,
и то, если задания будут наилегчайшими,
вроде 1 + 2 или 2 + 3. Оно прекрасно справляется
с различными заданиями на обобщение и
систематизацию. Схватывание целостного
образа изображения вместо его поэтапного
дискретного анализа мешает правому полушарию
овладеть чтением, что и объясняет неуспехи
в обучении чтению левополушарными методами.
Если у ребенка ведущий глаз левый (что
является признаком правополушарности),
он не сразу может научиться ориентированию
на листе бумаги. Зрение устроено так,
что у левши глаз невольно падает на правую
сторону книги и тетради. Поэтому он и
читает слово с конца. Видит, что получается
бессмыслица, и не решается произнести
это вслух. Родители же или учитель не
понимают, почему ребенок читает с паузами,
торопят его, травмируют, тогда, как малышу
надо помочь.
Способность
к активному воспроизводству речи
у правого полушария выражена гораздо
слабее, чем к пониманию слов. Дети с доминированием
правого полушария не контролируют правильность
своей речи. Виды деятельности, требующие
постоянного самоконтроля, выполняются
ими плохо. В устной речи могут возникать
проблемы в грамматике и подборе слов.
Возможны смысловые пропуски, особенно,
если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Дети с доминированием левого полушария
контролируют свою речь. Правое полушарие
совершенно не владеет грамматикой. А
вот наиболее грамотными являются равнополушарные
учащиеся. Вот насколько они разные! Хорошо
об их различиях сказал Б. Белый: "Правополушарные
люди за лесом не видят отдельных деревьев,
а левополушарные — за отдельными деревьями
не видят леса". Созревание правого
полушария идет более быстрыми темпами,
чем левого, и поэтому в ранний период
развития его вклад в обеспечение психологического
функционирования превышает вклад левого
полушария. Утверждается даже, что до 9—10
лет ребенок является правополушарным
существом. По некоторым данным, существенные
изменения в межполушарном взаимодействии
отмечаются к 6—7 годам, то есть к началу
школьного обучения. Толчком к активизации
левого полушария считается появление
у ребенка сознания себя, это происходит
в двухлетнем возрасте. В это же время
максимально выражено упрямство.
Общество
переоценивает роль левого полушария
и логического мышления в становлении
мыслительной деятельности ребенка. Школьные
методики обучения тренируют и развивают
главным образом левое
Уже
при рождении существуют предпосылки
к функциональной асимметрии головного
мозга. Но исследования подтвердили, что
развитие того или иного полушария,
несмотря на генетическую предопределенность
к доминированию, связано с особенностями
образования и развития. То есть врожденные
предпосылки — это только исходные условия,
а сама асимметрия формируется в процессе
индивидуального развития под влиянием
социальных контактов, прежде всего семейных.
Именно поэтому образование должно строиться
с учетом преобладающего у детей образного
мышления. А наиболее прогрессивно и целесообразно
развитие обоих полушарий мозга. Так кандидат
психологических наук, ведущий научный
сотрудник Психологического института
РАО Виктория Юркевич считает, что нежесткое
разделение полушарных функций способствует
креативности (творческому мышлению),
а жесткое — ее снижает. В книге А. Л. Сиротюк
"Обучение детей с разным типом мышления"
говорится о том, что чем больше усилий
приложено в процессе воспитания к доминированию
логико-знакового мышления (левополушарное
образование), тем больше усилий потребуется
в дальнейшем для преодоления его ограниченности.
Иными словами, для того чтобы раскрепостить
образное мышление и высвободить творческие
силы, надо заняться переделкой того, что
было заложено в детстве. А перевоспитывать,
как известно, сложнее, чем воспитывать.
Автор утверждает, что при неврозах и психосоматических
заболеваниях происходит как бы частичное
изъятие правополушарного вклада, в результате
снижается способность к нестандартным
решениям. Другими словами, если ребёнок
часто болеет из-за постоянного перегруза
и стресса, то образное, то есть творческое
мышление у него развивается плохо. А так
как способность к воображению в детском
возрасте является предпосылкой мышления
взрослого человека, то ребёнок не получает
должного развития. Но взрослый думает,
что если малыш опережает сверстников
в знании и умении, то у него лучше развито
и мышление. Что же происходит, когда такой
ребёнок оканчивает школу, а затем и высшее
учебное заведение и приходит на работу?
К сожалению, всё чаще руководители различных
сфер отмечают, что современные молодые
специалисты с высшим образованием менее
креативны и самостоятельны в своих решениях,
чем их предыдущее поколение.
Педагогические
секреты обучения
маленьких левшей.
У
всех левшей наблюдаются диспропорции
формирования речи, чтения, пространственных
представлений и эмоций. Это может
выражаться как в опережении, так
и в отставании от общепризнанных
норм, и ребенок страдает в любом
случае: при опережении ему становится
скучно на уроке, при отставании возникают
пробелы в знаниях. А поскольку аффективно-волевая
сфера маленьких левшей отличается недостаточностью,
то последствия неудач носят достаточно
плачевный характер.
Что
всегда следует иметь в виду взрослому,
обучающему левшу?
1.
Левшам свойственна
Ни
в коем случае левшу нельзя торопить,
в суете он или наделает массу
ошибок, или остановится совсем. А в ситуации
стресса подобный ребенок часто впадает
в такую панику, что об успешном завершении
работы мечтать не приходится.
Поэтому
ему нельзя сердито угрожать "попробуй
только не напиши" – не напишет. Вредно
напоминать перед работой о прошлой
неудаче – накличешь новую. В большинстве
своем левши нестабильны: их можно доброжелательно
поддержать и в неизвестности ждать результата.
В работе с ними нужно терпение, чувство
юмора (очень спасает), стремление понять
и настроиться на другого, не считая идеалом
себя со своими амбициями, желание постоянно
думать и искать путь к победе.
2.
Необходимо создать спокойную
доброжелательную атмосферу во
время занятия, призванной
3.
Следует учитывать главную