Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:08, доклад
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов и психологов дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.
Необходима
специальная тренировка, направленная
на осознанное выделение главного и
отбрасывание второстепенного. Обучение
можно начинать очень рано: например, в
первом классе, как делают это некоторые
учителя Санкт-Петербурга. При ознакомлении
с новым звуком дети получают задания
найти в словах изучаемый звук и исключить
из ряда слов те, в которых данного звука
нет. Или убрать те картинки, в названиях
которых нет этого звука.
Большинство
из принятых в наше время методов
развития левополушарных способностей
не опираются на образные представления.
Между тем такая опора вполне
продуктивна. Учитель одной из московских
школ Л.А. Нотов разработал метод преподавания
физики, опирающийся на образное мышление.
Вместо традиционного подхода, при котором
объяснение нового материала начинают
с изложения физических законов и лишь
затем иллюстрируют опытами, Л.А. Нотов
начинает с демонстрации яркого, эффектного
и наглядного эксперимента, побуждая учеников
при поиске физических закономерностей
отталкиваться от непосредственного чувственного
восприятия.
Младшие
школьники лучше работают с конкретными
предметами, чем с отвлеченными числами.
При изучении грамматики трудности у детей
этого возраста вызывает переход от реального
значения слов к определению части речи.
Им легче сделать подробный пересказ,
чем краткий, трудно делить текст на смысловые
части, озаглавливать выделенную часть,
составлять план пересказа. В первом классе
не умеют озаглавливать текст 73% детей,
во втором — 65%, в третьем — 52% детей.
Р.
Орнстейн отмечал, что упор на языковое,
логическое мышление в странах Запада
обеспечивает развитие способностей левого
полушария. Он утверждал далее, что функции
правого полушария составляют игнорируемую
часть способностей и интеллекта людей
западной цивилизации, и что эти функции
лучше развиваются в культуре, мистицизме
и религиях Востока.
В
тех сообществах, где культурные
традиции и тесно связанный с ними стиль
общения не способствуют, а скорее противодействуют
процессу обучения, основанному на стимуляции
левополушарных способностей, — сдвиг
межполушарной асимметрии влево менее
выражен. У этнических групп, не приобщенных
к западной цивилизации, недостаточно
развито левополушарное мышление. И не
только у детей, но и у взрослых, не прошедших
школьного обучения. Однако, это не особенности
этнического мышления, так как достаточно
нескольких лет обучения в школе, чтобы
устранить правополушарный крен.
Известно,
что ненцы не пользуются часовым
измерением времени, километровым измерением
пространства, их язык не содержит абстрактных
понятий, так как этот народ не
прошел этап научной цивилизации. Ненцы
своеобразно воспринимают искусство.
Все это объясняет трудности ненецких
детей в процессе школьного обучения,
основанного на словесно-логическом характере.
Без знания этнопсихологии и этнокультуры
невозможно проводить успешное обучение
и воспитание.
Роль
правого полушария
в организации
творческого мышления
С
правым полушарием связаны непосредственно-
Творчество
может проявляться в разных сферах,
и — не только в науке или
в искусстве. Например, при решении
бытовых проблем и
Для
образного мышления таких альтернатив
не существует — два взаимоисключающих
отношения становятся как бы взаимодополняющими,
как, например, свойства электрона быть
одновременно и волной и частицей. Образное
мышление позволяет снять противоречия
благодаря «широте взглядов». Такая широта
дает возможность сохранить поисковую
активность там, где, с точки зрения обычной
логики, ситуация зашла в тупик.
Творческий
процесс — создание многозначного
контекста — требует от творческого
человека меньших психофизиологических
затрат, чем создание однозначного
контекста. Может быть, именно поэтому
у людей такого склада творческая
работа часто не сопровождается чувством
утомления, в отличие от работы рутинной.
Зато длительные перерывы в творческой
деятельности, особенно вынужденные, переносятся
ими тяжело.
Любая
самая монотонная и скучная работа
для лиц с низкой творческой потенцией
оказывается предпочтительнее, чем творческая.
Им нужны, по-видимому, большие дополнительные
усилия, чтобы преодолеть сформированные
в процессе обучения установки на жесткую
упорядоченность и однозначность связей
между предметами и явлениями.
Чтобы
сформировать установки на логическое
восприятие мира, требуется высокая активность
мозговых систем, поскольку в детстве
исходные преимущества на стороне образного
мышления. Однако вся современная система
образования нацелена на развитие формально-логического
мышления, на овладение способами построения
однозначного контекста. Парадокс: чем
больше усилий приложено в процессе воспитания
к доминированию логико-знакового мышления,
тем больше усилий потребуется в дальнейшем
для преодоления его ограниченности. Иными
словами, для того чтобы раскрепостить
образное мышление и высвободить творческие
силы, надо заняться переделкой того, что
было заложено в детстве. А перевоспитывать,
как известно, сложнее, чем воспитывать.
Родителям,
воспитателям, учителям, общаясь с
ребенком, полезно почаще вспоминать,
что всем есть место под солнцем: лево-,
право- и равнополушарным. Анализируя
творчество художников и композиторов,
можно сделать следующие выводы.
Картины
правополушарных художников отличаются
большими размерами, темной палитрой красок,
большим числом световых градаций, глобальностью
сюжета. К таким художникам можно отнести
Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы
правополушарных художников поражают
свежестью видения, эмоциональностью,
экспрессией, динамикой.
Левополушарным
художникам присущи строгость формы, графичность
изображения, холодные цвета. Это — Пикассо,
Кент, Леже. К правополушарным композиторам
можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина,
Чайковского, Шопена, Шумана. К левополушарным
— Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева,
Стравинского, Шостаковича. По отношению
к музыке наше левое полушарие ведет себя
как Сальери, а правое — как Моцарт.
К
равнополушарным гениям относятся
Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.
Мозг,
разумеется, функционирует как единое
целое, объединяя оба способа организации
контекста как взаимодополняющие компоненты
мышления.
Школьные
неврозы и причины
их возникновения
Сейчас
практикуется обучение детей с шести
лет. Однако традиционный левополушарный
характер обучения не дает возможности
проявиться творческим, интуитивным началам.
Учителя, опирающиеся на такие методы,
как наглядность, образность, эмоциональность,
достигают немалых успехов в обучении
детей. Детям этой возрастной группы желательно
не ставить оценок и всячески поощрять
за достигнутые успехи.
Естественные
для правополушарных детей
В
младшем школьном возрасте могут
возникать навязчивые опасения сделать
что-либо не так, как нужно. Вслед
за сомнениями в правильности своих
действий приходит неуверенность и, вместе
с этим, болезненно заостренное чувство
долга, обязанности, ответственности.
Чрезмерные требования к себе часто сочетаются
с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной
направленностью личности.
Т.
о. создается запредельный режим работы
левого полушария. Постоянное перенапряжение
нервно-психических сил приводит к хроническому
стрессу. Проявляется это в постепенно
нарастающем чувстве усталости, расстройстве
внимания, головных болях.
Психическая
травматизация ребенка неизбежно возбуждает
активность правого полушария и временно
ослабляет активность левого. Но поскольку
левое полушарие длительное время находится
в состоянии хронической перегрузки, то
оно не обеспечивает полноценной переработки
поступающей из правого полушария информации.
В результате последняя должна повторяться
неоднократно, как бы в виде толчков и
сомнений, чтобы быть усвоенной левым
полушарием.
В
свою очередь, возбужденное эмоциональным
стрессом, правое полушарие генерирует
страхи и тревоги, которые не могут
быть рационально «осмыслены» левым, и
без того утомленным полушарием. Вместе
эти два запредельных режима работы полушарий
и формируют структуру навязчивостей.
Позже, когда смягчаются острые переживания
и появляются навязчивые мысли и опасения,
можно говорить об ином режиме работы
больших полушарий, а именно: о чрезмерном
возбуждении левого и торможении правого.
Что
происходит при этом с ребенком?
Исчезает спонтанность, непосредственность
чувств, умение быстро схватывать ситуацию,
а вместо эмоций мы видим их суррогат
— постоянное беспокойство и сомнения,
тревожную мнительность. Это особенно
заметно проявляется в подростковом возрасте.
Подросток страдает от своей непохожести
на других и одновременно от неуверенности
в себе; его тяготят постоянные опасения
и сомнения; он не способен радоваться,
мучительно ищет и не может найти себя.
И все это может происходить на фоне достаточно
хороших, даже отличных успехов в школе,
но прогрессирующих неуспехов в общении
со сверстниками.
Если
же у детей с неврозами преобладает
активность правого полушария, то возможны
истерические проявления и страхи. Острые
бесконечные волнения возбуждают правое,
и без того более активное полушарие, и
тогда для ребенка любое событие оказывается
поводом для страха.
Неестественно
высокий уровень активации правого полушария
оказывает тормозящее влияние на деятельность
левого полушария. В результате ребенок
не в силах найти рациональный выход из
создавшегося положения — ведь ослабевает
критическая способность адекватно оценивать
свои действия и делать из них надлежащие
выводы. Чем больше давление на ребенка,
тем меньше он способен к критической
оценке. Давление подчеркивает и усиливает
неуверенность, слабость, несостоятельность
ребенка. Помощь же должна выражаться
в психологической разгрузке. Детям необходимы
яркие впечатления и увлечения, положительные
эмоции и возврат к чувству радости жизни.
Также можно помочь детям, страдающим
неврозом страха.
Т.
о, при всех неврозах происходят нарушения
межполушарного взаимодействия. Известно,
что возникновению неврозов способствует
левополушарный акцент в обучении. Происходит
чрезмерная стимуляция еще не свойственных
детям функций левого полушария при торможении
функций правого полушария.
Родители
и педагоги нередко расценивают
невротические расстройства как отсутствие
волевой (сознательной) регуляции поведения
и усиливают моральные требования. В этом
случае ребенок перестает усваивать не
только требования, но и всю знаковую информацию:
«не слышит», «не видит», «копается», постоянно
испытывает усталость. Это вступает в
действие защитная функция правого полушария,
не допускающего осознания неприемлемых
для него переживаний.
При
психической травматизации (испуг,
потрясение, конфликт, ограничение
жизненно значимых потребностей) резко
возрастает активность правого полушария,
сопровождаемая нагнетанием отрицательных
эмоций, беспокойства, страхов.