Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:08, доклад
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов и психологов дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.
Учитель
может модифицировать задания таким
образом, чтобы адаптировать их ко всем
ученикам класса, как лево- так и правополушарным.
В этом случае неуспеваемость резко снижается,
а положительные результаты быстро растут.
Анализируя
деятельность учащихся, можно отметить,
что правополушарные люди обладают
прекрасной пространственной ориентацией,
чувством тела, высокой координацией движений.
Успешны в командных видах спорта (экстравертированность,
интуиция, невербальное общение). Левополушарные
дети обладают чувством времени, нескоординированны,
мышечно выносливы. Им следует выбирать
одиночные виды спорта.
Учителю
при выборе методов и приемов
в процессе обучения необходимо учитывать
особенности мыслительных процессов
учащихся с разным типом функциональной
асимметрии полушарий.
Например,
соотношение между активностью правого
и левого полушария различно при восприятии
художественных и технических текстов.
При чтении технических текстов больше
активизируется левое полушарие, а при
чтении художественных — правое. Достоверно
установлено, что при чтении левое полушарие
мозга кодирует печатные символы, а правое
находит значение декодируемой информации.
Левополушарные оценивают и читают слова,
«атакуя» их, поэтому для них необходимо
использовать фонетический (дискретный)
подход (от части к целому). Правополушарные
обучаются от целого к части, что объясняет
их неуспехи в обучении чтению левополушарными
методами (методика Зайцева, система Занкова).
Дифференцируя
паттерны эффективных обучающих
стилей, учителя должны учитывать
различие между пониманием алгебры
и геометрии учащимися с разным типом
межполушарной организации. Так, правополушарные
более успешны в изучении геометрии благодаря
ее пространственной природе. Алгебра
требует логики, последовательного мышления,
что является преимуществом левополушарных
учащихся.
Вот
пример из области геометрии. Детям
предлагается задача, в которой необходимо
доказать равенство треугольников.
Пространственное мышление — привилегия
правого полушария. Правополушарные
решают ее пространственным методом: мысленно
поворачивают рисунок одного из треугольников
в пространстве и накладывают его на другой,
а потом переводят решение в речевой план
и доказывают равенство, действуя методом
«от противного» («если бы они не были
равны, то...»).
Левополушарные
учащиеся решают пространственную задачу
речевым, знаковым методом. Они обозначают
все углы и стороны буквами и, не обращая
внимания на чертеж, оперируют только
этими буквенными обозначениями.
Запись
решения в тетради выглядит и
у тех, и у других одинаково, а
стратегия решения при этом совершенно
разная. Если же ребенок решает задачу
у доски, то часто получает двойку только
потому, что у учительницы не хватает терпения
дослушать ход его мыслей до конца.
Подбор
контекста в преподавании математики
— выполнимая задача. В газетах
часто публикуются статистические
данные и графические схемы, причем в контексте
соответствующих статей. Учащиеся правополушарного
типа, которые не могут освоить теорию
графов, изложенную в учебнике по математике,
часто легко схватывают ее суть на примере
газетной статьи. Распространенная ошибка,
когда в классах для неуспевающих, переполненных
правополушарными детьми, математика
подается с введением еще более мелких
категорий, то есть в еще более аналитической
манере, чем в обычных классах. Правополушарные
учащиеся на таких уроках часто терпят
окончательную неудачу.
Среди
выдающихся математиков и физиков
преобладают левополушарные. Пифагор
говорил: «Все есть число...», а Ферма
мыслил формулами. Однако правополушарный
Ньютон открыл закон всемирного тяготения
с помощью яблока и понял, что свет
является одновременно потоком частиц
и волной. Правополушарный Эйнштейн решил
проблему, которая не давала покоя ведущим
физикам мира, создал теорию относительности.
Теория относительности не вписывается
в те цепочки умозаключений, которые способны
выстроить ученые левополушарного типа.
Для ее создания необходимо было охватить
целостным нетрадиционным взглядом все
сложные и противоречивые факты, отрешиться
от штампов и классификаций, которые расчленяют,
искусственно дробят целостную картину
мира. На такое способна только правополушарная
стратегия мышления.
Вместе
с тем, Эйнштейн страдал дислексией,
обнаруживал слабые способности
по математике, физике, был изгнан из
школы. Он и в современной школе
имел бы двойку по математике и считался
бы неспособным, так как был не склонен
к логическому мышлению и двухмерному
изучению математики. О математике он
шутливо говорил так: «Математика — единственный
совершенный метод, позволяющий провести
самого себя за нос». Американская ассоциация
содействия развитию науки привела неоспоримые
доказательства участия сербского математика
Милевы Марич в создании теории относительности.
Ей досталась математическая сторона
этого открытия. В рукописи знаменитой
статьи, прославившей Эйнштейна и в 1921
г. принесшей ему Нобелевскую премию, стояла
подпись и М. Марич, любимой женщины А.
Эйнштейна.
Правополушарные
учащиеся находятся на уроке в
состоянии постоянного стресса,
так как учитель требует от
них работы с внеконтекстным материалом.
Эти же ученики достигают успеха
на уроках, где те же задачи подаются в
контексте (алгебраические построения
используются для расчета бытовых расходов,
знакомство с новыми словами происходит
при чтении рассказа, уравнения химического
баланса решаются посредством лабораторных
экспериментов).
Левополушарные
учащиеся редко имеют большие
проблемы на уроках, так как многое
происходит вне контекста. В худшем
случае, они могут оказаться в
ситуации затруднения из-за сочинения
на свободную тему, математической
задачи в картинках, некоторых видов
самостоятельной работы. Они не могут
видеть за частями целого, не умеют выводить
правила, предпочитают, чтобы правила
им показали.
В
обычной массовой школе легко
учиться детям с низкой функциональной
асимметрией полушарий (равнополушарным),
то есть тем, которые при обучении знаковым
системам способны использовать не только
левополушарные, но и правополушарные
стратегии.
Типологическая
классификация языковых способностей
предлагает выделение рационального
и интуитивного способов овладения
языком. Установлено, что первый способ
характерен для левополушарного типа
мышления, второй — для правополушарного
типа. Обладатели того или иного способа
овладения языком могут добиваться высоких
результатов, но с помощью разных средств
и стратегий. При этом оказывается, что
традиционная методика преподавания языка
в школе, которая опирается на рационально-логические
грамматические способы, ставит в неодинаковые
условия представителей названных типологических
групп, по-разному предрасположенных к
усвоению языка.
На
уроке иностранного языка учащиеся левополушарного
типа, работающие с правополушарным учителем,
будут постоянно заглядывать в свои словари.
Напротив, ученики правополушарного типа,
работающие с учителем-аналитиком, часто
скучают на уроке, даже когда им дают новую
информацию. Чаще всего левополушарные
учителя хотят полностью разобрать текст,
заданный в качестве устного упражнения;
правополушарные учащиеся интуитивно
схватывают общее содержание текста и
не интересуются деталями.
В
классах, где преобладают ученики
правополушарного типа, вне зависимости
от учебных предпочтений учителя, любая
деятельность превращается в синтетическую.
В этом случае левополушарные дети попадают
в группу риска. Напротив, в классах с преобладанием
левополушарных учащихся дети правополушарного
типа мышления «вязнут» в деталях, особенно
если учитель также относится к аналитическому
типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный
характер.
Ученики
с противоположными стилями обучения
могут реально помочь друг другу.
Например, ученик правополушарного типа
мышления, работая в паре с левополушарным
над заданием, может показать своему товарищу
такие стратегии обучения, как синтез,
применение схем, привлечение данных из
контекста, выделение сути, поиск известной
информации и сопоставление фактов. Левополушарный
ученик может поделиться со своим партнером
способами выделения нужных деталей, выявления
различий, создания категорий.
В
последнее время прогресс в обучении
связывали с постепенной
Это
привело к тому, что учащиеся могут
только грамотно воспроизводить выученный
материал, но оказываются беспомощными
в практическом применении знаний.
Таким образом, современное образование
является теоретическим, а не практическим.
Востребованным оказывается логический
компонент мышления. В западных же странах
образование ориентировано на практическое
применение получаемой информации.
Большинство
из принятых в наше время методов развития
левополушарных способностей не опирается
на образные представления. Между тем
немецкий педагог Гербард писал, что плохой
учитель преподносит истину, а хороший
учит ее находить. К сожалению, 80% вопросов
учителя к ученикам требуют только механического
воспроизведения выученного.
Результативный
этап (сравнение предполагаемой
оценки с реальной)
Этот
этап деятельности учителя является
диагностирующим, он определяет прогнозы
на будущее. Ученик также корректирует
свою деятельность при помощи учителя:
его осознанное отношение к итогам должно
стать стимулом к предстоящей деятельности.
Перед
учителем стоит задача организовать
работу таким образом, чтобы обратить
результат предыдущей деятельности
ученика в эмоциональный
Педагог
имеет установку на поиск ошибок,
ученик — как можно меньше их
сделать. Это приводит к формированию
исполнительского стиля у ребенка
и дидактичности у педагога. Подобное
положение чревато множеством негативных
последствий.
Исполнительский
стиль мышления формируется у
детей уже в детском саду. Педагоги
художественных школ отмечают, что
одного года пребывания в детском
саду оказывается достаточно для
стандартизации мышления ребенка. Недаром
существует закон: в детских творческих
работах учителю запрещается исправлять
даже самые вопиющие ошибки. Замечено,
что у авторитарных учителей и родителей
дети более конфликтны, чаще дают другим
отрицательные оценки.
Тем
не менее, итог учебной работы обычно
сводится к оценке. Учитель оценивает
грамотность, аккуратность, правильность
и т.д. Ученик же надеется, что оценят не
только итог, но и его усилия.
При
выборе методов проверки знаний учащихся
необходимо учитывать межполушарную
асимметрию головного мозга.
Для
левополушарных учащихся наиболее предпочтительными
будут: решение задач, письменные опросы
с неограниченным сроком выполнения, вопросы
«закрытого» типа. Письменное решение
задач позволяет левополушарным проявить
свои способности к анализу, а на вопросы
«закрытого» типа они успешно подберут
ответ из предлагаемых вариантов.
Для
правополушарных учащихся подойдут
методы устного опроса, задания с
«открытыми» вопросами, с фиксированным
сроком выполнения. Вопросы «открытого»
типа дают им возможность проявить
творческие способности, продемонстрировать
собственный развернутый ответ.
Учителю
необходимо учитывать, что ученики
с разной межполушарной асимметрией
делают разные количественные и качественные
ошибки.
Наиболее
грамотными являются равнополушарные
учащиеся. Левое полушарие у них берет
на себя основную работу по организации
переработки зрительной и слуховой информации,
моторного акта письма. Написав диктант,
дети этой группы замечают и исправляют
почти все допущенные ошибки.
Левополушарные
учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок
при письме: на безударные гласные в корне,
пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают
падежные окончания, пишут лишние буквы,
заменяют одни согласные другими. В речи
используют много глаголов.