Культура письменной и устной речи как компонент культуры личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:08, курсовая работа

Описание работы

РОДНОЙ ЯЗЫК – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Эти общественные функции подготовлены всем ходом исторического развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..3
1.Общая характеристика форм речи…………………………………….......5
1.1 Устная речь…………………………………………………….…………5
1.2 Письменная речь…………………………………………………………8
2. Понятие культуры речи……………………………...…………………..10
3. Культура личности…………………………………..……………….......13
4. Связь культуры речи и культуры человека…..……………………........17
5. Этика речевого общения…..……………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………….......27
Список литературы………………………………………………………......30

Работа содержит 1 файл

курсовая работа русский язык.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

            Язык не только  чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития  человека, его  общей  культуры, а также лучший  воспитатель.

           Четкое выражение своей мысли, точный  подбор  слов, богатство речи

формируют мышление человека и его  профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.

            Академик  Д.С.Лихачев справедливо замечает, что "неряшливость в

одежде - это  неуважение  к  окружающим вас  людям и к самому себе.

Дело не в  том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде

есть, может быть, преувеличенное представление о  собственной эле-

гантности, и  по большей части щеголь стоит  на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости  от  возраста. Язык в еще большей  мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе  человека, о его отношении к окружающему миру, к себе."

            Наш  язык - это  важнейшая  часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем  судить о том, с кем мы имеем  дело: мы можем определить степень  интеллигентности человека, степень его психологической  уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.

            Наша речь - важнейшая часть не  только нашего плведения, но  и на-

шей души, ума, нашей  с п о с о б н о с т и  н е  п о д д а в а т ьс я  влияниям среды. Все, о чем  бы  мы ни говорили, все и всегда з а в и с и т  о т  с о с т о я н и я    н р а в с т в е н н о с т и . Я з ы к   э т о ч у в с т в у е т . В э т о м в с е д е л о . Н.М.Карамзин говорил: "... Язык  и  словесность  суть... главные с п о с о б ы  народного просвещения; богатство  языка есть богатство мыслей,...  он служит первым училищем для юной души, незаметно, но тем сильнее впечатлевая в ней понятия, на коих основываются самые глубокомысленные науки... "

            В языкознании начала XX века разделяли  понятия "язык" и "речь",

отделили  социальное от индивидуального, исторически развивающуюся

систему языка  и особую деятельность человека. Язык  как социальное явление рассматривается как знаковый механизм общения, система  дискретных  знаков, служащих для общения  и способных выразить всю совокупность представлений человека о мире.

            Язык - это сложнейшая система  значений и отношений, предписаний

 и оценок, этики и эстетики, веры и убеждений,  концепции  времени и

 пространства. Разграничение  языка и речи необходимо учитывать при обсуждении роли ( употребления,  назначения, использования ) языка в человеческом  обществе, в становлении личности, образовании ее.

            Считая  существенной  роль  языка для выражения чувств, эмоций, для воздействия на личность и формирования ее, к этим двум функциям ( то есть  функция  коммуникативная - функция общения, и когнитивная - познавательная ) добавляют  третью: одни  ученые - э м оц и о н а л ь н у ю ( функцию воздействия ), другие  -  д и р е к т и в н у ю ( функцию формирования личности ).  Эти три функции языка ( общения, познания  и воздействия ), называемые  базовыми, взаимодействуют в разных актах речи, в разных текстах,  проявляясь в них в разной степени.

            Представители герменевтики (искусства  толкования текстов), рас-сматривая  язык как способ существования  человека, считая, что люди

живут словами  и в словах, особое внимание обращают на побудительную

 и оценочную  функции языка. С этих позиций, эмоциональное, этическое,

 эстетическое  воздействие  слова, его потенциальная убеждающая сила,

 внушение и оценка, побуждение и управление обнаруживают свою приори-

тетную значимость для деятельности человека в управлении и коммер-

 ции, в  учебно-воспитательной сфере и художественной,  религиозной и

 политической  и т. д.

            Основные  функции  языка   осознаются его носителями на  интуитив-

  ном уровне. Речевой опыт, языковая  практика  дают  знания о языке,

 правилах его использования, законах его функционирования в речи.

 Представление  о  роли языка в жизни людей, его функциях достаточно  образно и неожиданно отражено в известной  притче о древнегреческом баснописце Эзопе (VI век до нашей эры).

            Однажды философ Ксанф, рабом  которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил  Эзопа  приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день - самый лучший.В первый день на первое, второе и третье Эзоп приготовил язык.

 - Почему ты подаешь одни языки? - спросили Эзопа.

 - Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть

 хуже языка? Только  потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга,

 бранимся,  лжем,  обманываем,  хитрим, ссоримся. Язык делает людей

 врагами,  разрушает города, даже целые  государства. Он вносит в нашу

 жизнь горе  и зло. Может ли быть что-нибудь  хуже языка?  Во второй день  Эзоп снова подал языки. Хозяин  и гости изумились.

- Мне велели  приготовить самый лучший обед, - пояснил Эзоп, - а что для философа  может быть лучше языка! При  помощи языка изучаются науки и получаются знания, посредством него мы объясняемся  друг с  другом,  решаем различные вопросы,  просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи  языка  строятся города, развивается культура. Думаю, что нет  ничего лучше языка.

            Все  базовые  функции   языка: общение, познание и  воздействие -нашли  отражение   в  этой  яркой притче. Парадоксальность противопоставления, обыгрывание  омонимичности  усиливают ее воздействия, убеждая в том, что нет языка плохого или хорошего, что нет  вообще у человека "ничего лучше языка". Иначе  говоря, язык всегда хорош,  плохой может быть речь или носитель  языка, создающий из  хорошего языка  плохую речь.

            Любой язык, аккумулируя опыт  народной жизни во всей ее полноте и разнообразии, является и действительным его сознанием. Каждое новое

поколение, каждый представитель конкретного этноса, осваивая язык, приобщается через  него к коллективному опыту, коллективному  знанию об  окружающей  действительности,  общепринятым  нормам поведения,

отвергаемым или  принимаемым народом оценкам, социальным ценностям.

Из этого следует, что язык не может не влиять  на опыт конкретного

индивида, его  поведение, культуру. Под  явным или  неявным воздействием  литературного  языка, его установлений, традиций находятся все сферы  жизнедеятельности  человека, и ее  успешность в немалои  степени зависит от того, в какой языковой среде проходит жизнь человека, как он он освоил родной язык.

            Неосознанная потребность  личности  в грамотности, навязываемой

сверху, демократизируя  речевое  поведение, стала  основой  речевой вседозволенности, привела  к тому, что современная  языковая  жизни  общества отмечена чертами утраты ценностных языковых ориентиров.

            Языковая способность личности рассматривается в психолингвистике

 как  механизм,  обеспечивающий речевую деятельность. Р е ч е в а я

  д е я т е л ь н о с т ь , связанная с использованием языка, одна из

  важнейших в жизни человека - существа мыслящего, думающего, познающего, общающегося, рассуждающего, объясняющего, спорящего, убеждающего. Обсуждение роли языка в становлении ( формировании, самообразовании ) личности невозможно без оперирования понятиями "языковая личность", "языковая способность", "языковое  сознание", "языковое мышление". Имеет смысл воспользоваться также методом, который можно назвать коммуникативно-ориентированным чтением. Он даст возможность при чтении художественных произведений вычленять фрагменты текста,  представляющие собой коммуникативные ситуации, которые рассматриваются в теории речевых актов во взаимосвязи определенных компонентов:  говорящий,  слушающий,  высказывание,  коммуникативные  средства,  обстоятельства,  цель,  прогнозируемый  результат  речевого  акта.

         Коммуникативно-ориентированное  чтение  дает  также  возможность

обращать внимание на авторские комментарии речи, содержащие харак-

теристики конкретных ситуаций общения. Оно поможет увидеть авторскую оценку языковой личности в реальных  проявлениях  ее языковой эрудиции, языковой  способности, психического состояния  в  момент  речевой  деятельности,  отражающей  ее  языковое сознание. Е с л и о с н о в н ы м    п р и з н а к о м  л и ч н о с т и , е е п с и х и к и   я в л я е т с я   с о з н а н и е, т о г л а в н ы м п р и з н а к о м я з ы к о в о й   л и ч н о с т и я в л я е тс я   н а л и ч и е   я з ы к о в о г о с о з н а н и я и я з ыковой культуры.

5. Этика речевого общения и этикетные формулы речи

   Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства - мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду. 
     Таким образом, речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.
4

  ____________________________________________________________

  4 Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1996

   
Этические нормы воплощаются в  специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных частей речи. 
Главный этический принцип речевого общения - соблюдение паритетности – находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием на всем протяжении разговора.

  Этический аспект касается как устной так и  письменнойречи.

Приветствие. Обращение

  Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день, привет, салют, приветствую и т. п. Важную роль играет также ситуация общения. 
     Обращение выполняет контактоустанавливаюшую функцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно; это свидетельствует и о добрых чувствах к собеседнику, и о внимании к его словам.  
       Национальные и культурные традиции предписывают определенные формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине XX века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола - женщина, мужчина.
5 
В последнее время нередко в непринужденной разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама,
 
 
 
 

  __________________________________________________________

  5Русский  язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1996

однако при  обращении к мужчине слово  господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинаково приемлемого обращения к мужчине и к женщине - дело будущего: здесь скажут свое слово социокультурные нормы.

  Этикетные формулы

    В каждом языке закреплены способы, выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений. Taк, при выражении просьбы в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини(те), Прости(те). При выражении просьбы принято представлять свои «интересы» в непрямом, небуквальном высказывании смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за адресатом право выбора поступка; например: Не мог бы ты сейчас сходить в магазин?; Ты не сходишь сейчас в магазин? При вопросе Как пройти..? Где находится..? также следует предварить свой вопрос просьбой Вы не могли бы сказать?; Вы не скажете..? 
    Существуют этикетные формулы поздравлений: сразу после обращения указывается повод, затем пожелания, затем заверения в искренности чувств, подпись. Устные формы некоторых жанров разговорной речи также в значительной степени несут печать ритуализации, которая обусловлена не только речевыми канонами, но и «правилами» жизни, которая проходит в многоаспектном, человеческом «измерении». Это касается таких ритуализованных жанров, как тосты, благодарности, соболезнования, поздравления, приглашения. 
     Этикетные формулы, фразы к случаю - важная составная часть коммуникативной компетенции; знание их - показатель высокой степени владения языком.
 

Информация о работе Культура письменной и устной речи как компонент культуры личности