Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 11:08, курсовая работа
РОДНОЙ ЯЗЫК – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного общения, входя в круг мировых языков. Эти общественные функции подготовлены всем ходом исторического развития.
Введение…………………………………………………………………..…..3
1.Общая характеристика форм речи…………………………………….......5
1.1 Устная речь…………………………………………………….…………5
1.2 Письменная речь…………………………………………………………8
2. Понятие культуры речи……………………………...…………………..10
3. Культура личности…………………………………..……………….......13
4. Связь культуры речи и культуры человека…..……………………........17
5. Этика речевого общения…..……………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………….......27
Список литературы………………………………………………………......30
2.
Понятие культуры речи
Культура речи представляет собой совокупность
и систему коммуникативных качеств речи,
то есть тех качеств, которые способствуют
незатрудненному и целесообразному использованию
языка для общения людей друг с другом.
К числу основных коммуникативных качеств
относятся точность, логичность, чистота,
уместность, выразительность и богатство
речи. Культура речи - сложное
понятие. В быту, в обиходе под этим имеют
в виду правильную, грамотную речь. Но
культура речи - это еще и целая отрасль
языкознания, называемая иногда ортологией.
Культура речи как наука о языке как раз
и занимается выработкой и упорядочением
разнообразных правил, а правила речи
интересуют каждого из нас.
Понятие "культура речи" включает
в себя владение нормами литературного
языка (правилами произношения, ударения,
словоупотребления, грамматики, стилистики),
а также умение использовать средства
языка в различных условиях общения в
соответствии с целями, условиями и содержанием
речи. Термин "культура речи" используется,
с одной стороны, для обозначения конкретного
явления социальной и языковой действительности,
а с другой – для обозначения науки и учебной
дисциплины, которая изучает данное явление.
Культура речи тесно связана со стилистикой
– наукой о выразительных средствах и
функциональных стилях литературного
языка.
Литературный язык представляет собой высшую, обработанную форму общенародного (национального) языка. Литературный язык сначала выступает как книжный язык, пользующийся особым (часто священным) авторитетом, является предметом школьного обучения, получает отражение в грамматиках, словарях и справочниках, т.е. кодифицируется. Литературный язык противопоставляется некодифицированным разновидностям общенародного языка: городскому просторечию, территориальным и социальным диалектам. Эти разновидности языка имеют ограниченные сферы использования, не регулируются нормами и связаны, преимущественно, с устной формой речи.
Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь – это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации. Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и др. Однако устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.
Основные достоинства стилистически грамотной, совершенной устной и письменной литературной речи:
- правильность: соблюдение норм литературного языка;
- чистота: отсутствие
в речи чуждых литературному
языку слов и словесных
- богатство и разнообразие: применение в речи многих и различных знаков языка;
- точность: если между значением слова и его предметной отнесенностью достигнуто полное соответствие;
- логичность: если связи значений, свойственных словам, словосочетаниям и предложениям, вошедшим в структуру речи, не противоречат законам логики, законам мышления;
- выразительность, образность, яркость: речь говорящего должна воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей;2
- ясность, понятность,
доступность: доступна такая речь, языковая
структура которой облегчает опознавание
получателем выраженной ею информации.3
3.
Культура личности.
Когда мы говорим «культура», мы можем
подразумевать под этим понятием разные
объемы: говорят о культуре национальной,
о культуре исторически сложившегося
общества, о культуре разных групп в нем,
наконец, о культуре личности. Это последнее
понятие и является ключевым для понимания
культурных процессов. Следует твердо
уяснить, что о реальной целостности культуры
можно говорить только по отношению к
конкретной личности. Личность,
есть основной носитель
культуры. Все более крупные культурные
объединения (культура общества, нации,
региона, культура речи и т.п.) являются
компонентами культуры личности. При этом,
как легко понять, с увеличением объема
культуры возрастает степень ее внутренней
разнородности, а при научном ее рассмотрении
усиливается степень абстрактности основных
понятий и ценностей. Иными словами, чем
большее количество отдельных личностей
входит в данное культурное объединение,
тем менее цельным является это объединение
и тем более условны выделяемые в нем свойства.
Именно национальная культура является хранительницей традиции и формирует тип культурной личности, начиная с самых первых шагов человека. Ценности (в том числе, между прочим, и общечеловеческие) входят в сознание личности не иначе как ценности данной национальной культуры. Можно сказать, что сам по себе национальный уклад играет решающую роль в воспитании человека, и прежде всего в детские и отроческие годы.
Особый менталитет, особые представления о мире и человеке, своя система ценностей — все это ведет к тому, что складывается определенный национальный образ жизни, устойчивый порядок бытия, к которому человек приобщается с младенчества и который потом передает детям и внукам. О категории «образ жизни» мы будем подробно говорить позже, пока лишь заметим, что, несмотря на некоторое размывание национального культурно-бытового уклада, образ жизни остается преимущественно национальным.
Если национальная культура с присущим ей менталитетом, образом жизни и т.д. — не фикция, а реальность, то не фикция и национальный характер. Это подтверждают и многочисленные анекдоты на национальную тему, не теряющие свою актуальность и популярность; и широко распространенные как в быту, так и в литературе характеристики «типичный англичанин», «настоящий француз» и т.п.
Едва ли не самым мощным фактором сохранения национальной культурной традиции является язык. Его значение далеко выходит за пределы коммуникативной функции.
Хотя основной субъект культуры — это личность, но формирование культурного сознания происходит в обществе под влиянием социальных (в широком смысле) факторов. Механизмы формирования культуры и управления ею мы сейчас и рассмотрим.
Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определенные правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия; короче — обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. Этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, ее преемственность: так на протяжении веков складывалась, например, культура русского дворянского офицерства, культура русского крестьянства, и шире — русская культура в целом. (Разумеется, эти же процессы свойственны и любой другой национальной культуре.)
Но для того чтобы личность овладела культурой, необходимо достаточно последовательное воздействие на нее с самого раннего возраста. И здесь мы встречаемся с одним из важнейших феноменов культуры — с институтом воспитания. В разных социокультурных ситуациях процесс воспитания приобретает разные формы. Например, для стихийного складывания культуры, о котором мы только что говорили, характерно и стихийное воспитание: личность формируют не столько систематическим и рассчитанным воздействием, сколько конкретным примером, теми или иными замечаниями по разным поводам (например, учат снимать шапку, входя в церковь, или не перебивать старших, или без напоминаний выполнять свои обязанности по хозяйству и т.п.). Слушая разговоры старших (в которых обязательно сказывается и проявляется ценностная система, свойственная данной культуре), ребенок также обретает необходимые элементы культуры, и прежде всего ее основу — эмоционально-ценностную ориентацию. Разумеется, такое воспитание нельзя назвать совершенно бессознательным, ведь всякий воспитывающий так или иначе держит в уме тот набор культурно-психологических свойств, которые он хочет видеть в воспитаннике, но и вполне системным и целенаправленным его тоже не назовешь. Вспомним, например, воспитание юного Петруши Гринева в пушкинской «Капитанской дочке»: отец, в сущности, внушил ему лишь основополагающее правило: «Береги платье снову, а честь смолоду», — а все остальное воспитание передоверил учителю-французу, который гораздо более занимался пьянством и волокитством, чем образованием Петруши. Вообще в литературе очень много примеров подобного воспитания: у того же Пушкина это и семейство Лариных, и Евгений Онегин; у Гоголя — Чичиков, Манилов; у Тургенева — Рудин; у Гончарова — Обломов и т.п.
Отметим еще три особенности такого воспитания. Во-первых, оно распространяется, как правило, на ребенка, отрока, юношу или девушку, но не далее. Воспитывать взрослого человека обыкновенно уже нет ни необходимости, ни возможности. (Хотя и здесь бывают исключения: вспомним, например, Кабаниху из «Грозы» Островского — она постоянно воспитывает не только Катерину, но и Тихона, который уже далеко не мальчик.) Это обстоятельство может показаться очевидным и не требующим внимания, но, как мы увидим ниже, это не так.
Во-вторых, при такой системе воспитатель в большинстве случаев сознательно или бессознательно стремится сформировать культуру воспитанника по своему образу и подобию, то есть привить ему ту систему ценностей, которой живет он сам. Тоже, казалось бы, очевидная вещь, но опять-таки только на первый взгляд.
Наконец, третья особенность — воспитание ведется в интересах воспитанника. Цель такого воспитания — приготовить молодого человека к жизни, сделать так, чтобы он был по возможности счастлив и благополучен. Разумеется, объективно бывает нередко и так, что интересы воспитанника понимаются ложно, и спасибо он за такое воспитание, став взрослым, не скажет, но субъективные намерения чаще всего именно такие.
Идеологически организованное культурное воспитание на практике представляет собой непрерывное давление официальной системы ценностей на систему ценностей основного субъекта культуры — отдельную личность, которая может либо пассивно принимать официальную культуру, либо более или менее осознанно противостоять ей — в основном в одиночку, реже в составе относительно небольших кружков. Противостояние в системе партий здесь не следует принимать в расчет по причине, указанной выше: культурное давление той или иной оппозиционной системы ценностей в принципе аналогично давлению правящей верхушки. Таким образом, основное противоречие в культуре общества — это противоречие между официальной культурой и культурой личности.
На ранних стадиях развития культуры авторитетом
обыкновенно становился человек, сильный
как в физическом, так и в моральном отношении
— вождь или жрец. (Авторитет последнего
обыкновенно создавался рядом благоприятных
для него совпадений.) В дальнейшем на
создание авторитета реальной личности
уже целенаправленно работали — например,
в эпоху римских императоров, которые,
в конце концов, пришли к самообожествлению
как средству укрепления авторитета. Очень
заботилось о создании авторитета католичество,
довольно рано принявшее догмат о непогрешимости
папы. И в более поздние эпохи создание
авторитета было одной из главных задач
официальной культуры.
4. Зависимость культуры речи и культуры человека
В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между культурой речи и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня - н р а в с т в е н н ы й о б л и к, к у л ь т у р а л и ч н о с т и , так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.
Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время
вызван также
осознанием довольно низкой
Общение - сложный процесс, предполагающий стремление к истине.
Общение - сложный процесс, предполагающий умение слышать и слушать другого человека.
Общение - сложный процесс, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог.
Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности.
В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспекты внутренней и внешней культуры человека: культура устной и письменной речи, этикет, культура быта, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления, культура труда.
Особое внимание следует
Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительноле средство
общения.
В ы с о к а я р е ч е в а я к у л ь т у р а п р е д п о л аг а е т в ы с о к у ю к у л ь т у р у м ы ш л е н и я , ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме. Культура речи - это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли. Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека. В этой связи представляются актуальными мысли К.Паустовского о том, что по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его г р а ж д а н с к о й ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку - дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Информация о работе Культура письменной и устной речи как компонент культуры личности