Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:50, курсовая работа
В современном мире существуют различные воспитательные системы. Каждая из них уникальна, так как имеет свою теоретическую модель, которая основывается на конкретном философском учении. Рассматривая воспитательную систему, необходимо учитывать, что любая система, во-первых, важно, чтобы соответствовала правовым и нравственно-этическим нормам и ценностям, представленным в данном обществе, во-вторых, не может претендовать на распространение своего опыта на всю сфера образования, в-третьих, не может быть изолирована от общества в силу своей уникальности. Рассмотрим некоторые зарубежные и отечественные воспитательные системы.
Введение
Воспитательная система школы
Воспитательные системы в отечественной и зарубежной школе.
Вальдорфская школа и её воспитательная система……
Воспитательная система школ глобального образования..
Воспитательная система «справедливое общество»…….
Воспитательная система общей заботы……………………
Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы ………………………………………………………….
Что нужно использовать при моделировании.
2. Критерии эффективности воспитательной системы
Заключение
Список использованной литературы
Г). Педагоги - воспитатели.
Перефразируя выражение С.Т. Шацкого, без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к эффективной воспитательной системе быть не может. Педагогическое творчество учителя не мыслимо без педагогического мышления, которое определяется нами прежде всего логикой в его педагогической деятельности, которая не что иное, как разумность, "проявляющаяся в реализации цели деятельности при рациональной затрате сил ее участников".
"Практическим
выходом из концепции
Д). Старшеклассники.
Старшеклассники определяют лицо школы, именно они являются предметом гордости (или смущения). Они являются носителями как положительного, так и отрицательного нравственного опыта школьного сообщества и являются объектом подражания учеников младших и средних классов. Таким образом, очевидно воспитывающее воздействие старшеклассников на школьную среду.
E). Взаимоотношения учитель - ученик.
Взаимоотношение учитель - ученик, характер отношений и современные требования к ним сформулированы в форме памятки - рекомендации для каждого учителя следующего содержания.
Ш. Жизнедеятельность школьного коллектива.
Этот компонент является системообразующим фактором, благодаря которому создается и поддерживается целостность, устойчивость и неповторимость школьной воспитательной системы. Не каждый вид деятельности является системообразующим. В школе таковыми видами деятельности, позволяющими интегрировать воспитательные усилия в крупные блоки, "дозы воспитания" являются:
коллективная творческая деятельность (КТД) - своеобразные воспитательные комплексы - форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых; (см. Программу развития воспитательной системы школы).
тематические программы: "Досуг", "Общение", "Здоровье", "Семья", "Милосердие";
система клубов, кружков, спортивных секций.
Эти блоки являются культурным пространством школы за рамками учебных занятий, в котором учащиеся могут удовлетворить свои индивидуальные интересы, потребности в творчестве и фантазии.
Требования к воспитательным комплексам: целеопределенность, недопустимость формализма, высокая культура в содержании, в общении и в организации.
IV. Средства воспитания.
А). Программа нравственного
Важнейшим средством воспитания является система нравственного воспитания школы, которая представляет собою свод программ по нравственному воспитанию школьников разного возраста. Достоинства наличия этих программ заключается в определенном целеполагании, преемственности. К тому же она освобождает классного руководителя от непродуктивных поисков тем, вопросов для уроков нравственности и не лишает учителя возможности творчества.
Б). Традиции и ритуалы школы.
Большое значение придаем сохранению, поиску созданию и отработке традиций и ритуалов школы: трудовых, спортивных, праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года, к ним относятся: праздники: Знаний, Чести школы, встречи с выпускниками, День учителя, месячники открытых дверей в школе, смотр - конкурс "Школьный дом - теплый дом", ученическое самоуправление и т.д.
Традиции и ритуалы школы, их организация, содержание, должны быть естественными, простыми, не навязываться детям, а поняты учащимися и приняты ими, значимы и по смыслу, и по воспитательному эффекту.
Немаловажно значение в организации традиционных дел и мероприятий должна иметь и сама форма: внешнее оформление, построение, праздничность, музыкальное сопровождение и т.д.
В). Ученическое самоуправление.
Смысл детского
самоуправления в том, чтобы дети
приобрели личный опыт демократических
отношений. Самоуправление в школе
- не столько специальная
Г). Психолого-педагогическая диагностика.
Воспитательную работу начинаем с педагогической диагностики, опираясь на теоретический тезис, выдвинутый К.Д. Ушинским: "Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях".
Современный
педагог - "прикладной психолог",
стремящийся воспитание и обучение
строить на основе объективных сведений
о школьнике и первичном
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ.
Для оценки воспитательной системы используются две группы критериев: критерии факта и критерии качества.
Критерии факта позволяют ответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система, а критерии качества дают представление об уровне ее сформированности и эффективности.
Группа "критериев факта" включает следующие показатели:
упорядоченность жизнедеятельности школы, соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы условиям данной школы;
наличие сложившегося основного коллектива;
интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий через воспитательные комплексы (систему КТД, традиций, праздников).
Группа "критериев качества" включает показатели:
степень приближенности системы к поставленным целям реализации педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы школы;
общий психологический климат школы, стиль общения, самочувствие учащихся, их социальная защищенность, внутренний комфорт;
уровень воспитанности учащихся, определяющая черта которого - чувство собственного достоинства.
Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития:
во-первых, моделирование строящейся системы;
во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;
в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих в этом процессе отношений;
в-четвертых,
рациональное использование воспитательного
потенциала окружающей социальной и
природной среды, что очень важно
в процессе отдыха и оздоровления
ребенка. Четвертый компонент
а) критерии и показатели эффективности воспитательной системы;
б) формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы.
Необходимость
включения диагностико-
При разработке диагностико-аналитического инструментария педагоги исходят из того, что эффективность - это действенность, результативность в реализации целей воспитательной системы. Она определяется как "отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату". Мерилом эффективности воспитательной системы являются критерии и соответствующие им показатели. Так как целевые ориентиры и деятельность воспитательной системы направлены, прежде всего, на содействие развития личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная развитость.
В соответствии
с избранными критериями и показателями
подбираются или создаются
Для определения уровня сформированности воспитательной системы можно использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.
Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:
упорядоченность
жизнедеятельности школы (соответствие
содержания, объема и характера учебно-
наличие сложившегося единого школьного коллектива;
интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.
Критерии качества складываются из таких показателей, как:
степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт; уровень воспитанности учащихся.
Основное
назначение критериев эффективности
работы школы - определение главных
направлений повышения
Перечень основных критериев сводится к следующим:
I. Самочувствие
ребенка в школе (критерий
II. Уровень
воспитанности (критерий факта)
III. Воспитательный
коллектив, творческое
IV. Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
V. Подготовленность к жизни (критерий времени).
VI. Критерий "открытости школы".
VII. Критерий системности работы.
Данные критерии достаточно условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы. Каждая сфера воспитательного процесса имеет качественные характеристики, адекватные перечисленным критериям.
В приложении приведен опыт работы школы №59 г. Ярославля, представляющей "Культурологический социально - педагогический комплекс.
Качественными показателями являются правильная постановка задач работы с детьми, родителями, педагогами, общественностью в данных условиях, выбор содержания и методов воздействия, затрата времени и силы педагогов, время и активность учащихся. Качественные показатели эффективности воспитательной системы:
Образ школы в сознании педагогов, учащихся, родителей.
Образ выпускника
как идеальный результат
Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
Отношение к внутришкольным конфликтам.
Характер
взаимоотношений между
Событийный характер деятельности.
Проверка временем (прочность связи поколений, традиции, коллективные привычки).
Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, учащихся).
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.
Критерии |
Показатели |
Методики изучения |
I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося |
Освоение учащимися Развитость мышления Познавательная активность учащихся Сформированность учебной деятельности |
Школьный тест умственного развития Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ) Педагогическое наблюдение |
II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося |
Нравственная направленность личности Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. |
Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" Методика С.М. Петровой "Русские пословицы" Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора" Метод ранжирования Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик" |
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника |
Коммуникабельность Сформированность коммуникативной культуры учащихся Знание этикета поведения |
Методика выявления МЭПО и СУ Педагогическое наблюдение |
IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы |
Развитость чувства прекрасного Сформированность других эстетических чувств |
Методика Торренса МЭПО и СУ Педагогическое наблюдение |
V. Сформированность физического потенциала выпускника |
Состояние здоровья выпускника школы Развитость физических качеств личности |
Статистический медицинский Выполнение контрольных |
VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе |
Комфортность ребенка в школе Эмоционально-психологическое |
Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" Анкета "Ты и твоя школа" Социометрия |
VII. Сформированность общешкольного коллектива |
Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе Развитость самоуправления Сформированность совместной деятельности |
Методика "Наши отношения" Методика М.И. Рожкова Социометрический эксперимент |
Информация о работе Критерии эффективности воспитательной системы