Критерии эффективности воспитательной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

В современном мире существуют различные воспитательные системы. Каждая из них уникальна, так как имеет свою теоретическую модель, которая основывается на конкретном философском учении. Рассматривая воспитательную систему, необходимо учитывать, что любая система, во-первых, важно, чтобы соответствовала правовым и нравственно-этическим нормам и ценностям, представленным в данном обществе, во-вторых, не может претендовать на распространение своего опыта на всю сфера образования, в-третьих, не может быть изолирована от общества в силу своей уникальности. Рассмотрим некоторые зарубежные и отечественные воспитательные системы.

Содержание

Введение
Воспитательная система школы
Воспитательные системы в отечественной и зарубежной школе.
Вальдорфская школа и её воспитательная система……
Воспитательная система школ глобального образования..
Воспитательная система «справедливое общество»…….
Воспитательная система общей заботы……………………
Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы ………………………………………………………….
Что нужно использовать при моделировании.

2. Критерии эффективности воспитательной системы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по педагогике.черновик..docx

— 51.82 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Воспитательная система школы
  3. Воспитательные системы в отечественной и зарубежной школе.
  4. Вальдорфская школа и её воспитательная система……
  5. Воспитательная система школ глобального образования..
  6. Воспитательная система «справедливое общество»…….
  7. Воспитательная система общей заботы……………………
  8. Гуманистическая воспитательная система современной  массовой школы ………………………………………………………….

Что нужно  использовать при моделировании.

 

  1. 2. Критерии эффективности воспитательной системы
  2. Заключение
  3. Список использованной литературы
  4. Приложение. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В современном  мире  существуют различные воспитательные системы. Каждая из них уникальна, так  как имеет свою теоретическую  модель, которая основывается на конкретном философском учении. Рассматривая воспитательную систему, необходимо учитывать, что  любая система, во-первых, важно, чтобы  соответствовала правовым и нравственно-этическим  нормам и ценностям, представленным в данном обществе, во-вторых, не может  претендовать на распространение своего опыта на всю сфера образования, в-третьих, не может быть изолирована  от общества в силу своей уникальности. Рассмотрим некоторые зарубежные и  отечественные воспитательные системы.

Появление в педагогике понятия "воспитательная система" обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое  распространение в современной  науке. Это понятие в настоящее  время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. Причин этому несколько. Одна из них - неудовлетворенность  педагогов результатами своего труда, осознание того, что ставка значительной части практиков на "чудодейственное  средство", на "волшебную палочку", в качестве которых выступают  отдельные новые технологии, не может  коренным образом изменить учебно-воспитательный процесс. А.С. Макаренко на заре новой школы критиковал логику уединенного средства в организации учебно-воспитательного процесса. Не прием, не метод, не способ, какими бы заманчивыми они ни казались, а система является ключевым понятием в педагогике будущего. Вторая причина связана с наличием в педагогических коллективах хороших идей, опыта работы, позволяющих создавать авторские воспитательные системы. Третья причина связана с тем, что идея создания воспитательной системы плодотворна. Первоочередной задачей по реализации "Программы развития воспитания в системе образования России" является формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

Переход школы от казенного "учреждения" в состояние воспитательной системы, движение воспитательной системы от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в  результате целенаправленной работы, которую проводит под руководством педагогов весь школьный коллектив. Успешность этой работы зависит, прежде всего, от изучения и оценки эффективности  воспитательной системы школы.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Работа  состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Воспитательная система школы

 

Воспитательный  процесс в школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка.

Личность  человека формируется и развивается  в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых  от воли и сознания людей, действующих  стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Воспитание является одним из ведущих  понятий в педагогике.

С точки  зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Многие  ученые, как у нас, так и за рубежом, пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться  в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования  принижает его роль и не соответствует  реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования  не могут быть эффективно решены без  выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа  рассматривается как сложная  система, в которой воспитание и  обучение выступают в качестве важнейших  составляющих элементов ее педагогической системы.

Современная теория считает, что воспитание состоит  не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию  деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении  школьника.

В современной  педагогической науке ведущими создателями  теории воспитательных систем являются В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. Они достаточно продуктивно изучали сущность, структуру, функции, закономерности управления и развития воспитательной системы. В результате чего было установлено, что эффективность построения воспитательной системы школы, класса зависит от использования системного подхода в воспитательной деятельности.

Поэтому одним из ведущих методологических подходов на всех возрастных ступенях является системный подход. Его целесообразность в процессе воспитания личности заключается  в следующем:

личность  школьника способна развиваться  как целостная интегрированная  система в целостном интегрированном  педагогическом процессе при условии  взаимосвязанных компонентов;

системный подход позволяет объединению усилий всех субъектов воспитания и максимально  способствует повышению педагогического  влияния на школьников;

воспитательная  система позволяет с наименьшими  затратами сил и времени педагогического  коллектива соблюдать и удерживать новый режим жизнедеятельности  образовательного учреждения;

системный подход позволяет осуществлять моделирование  и создание условий для самореализации и самоутверждения личностей  всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей);

создание  воспитательной системы формирует  модель-образ конкретного образовательного учреждения, что создает привлекательный  бренд для индивидуальных членов школьных сообществ;

воспитательная  система значительно расширяет  возможности воздействия на личность.

По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую  деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. В педагогике есть несколько определений этой категории.

На данном этапе необходимо сформировать понятийное поле. Необходимо вникнуть в содержание и суть понятий, четко представлять их сущность и отличительные особенности: воспитательная система, воспитательная система класса, воспитательная система  школы.

В основу концепции воспитания принято определение, данное Х.Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности.

Воспитательная  система - система организации целостного педагогического процесса - целостность, единство компонентов педагогического  процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система  проявляет свою целостность.

Воспитательная  система школы - сложное психолого-социопедагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Эта система открытая: она не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сама становится мощным средством социализации. Она имеет сложную структуру, состоит из компонентов, скрепленных системными связями, осуществляет соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком.

Воспитательная  система класса - это целостность, единство компонентов педагогического  процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в неразрывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательная система  класса проявляет свою целостность. Воспитательная система класса - это  система организации целостного педагогического процесса, составляющими  которого является обучение и воспитание.

Воспитательная  система школы имеет определенную структуру. Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из элементов:

цели (совокупность идей, для реализации которых она  создается);

деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

субъект деятельности, ее организующий, в ней  участвующий;

рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую  общность;

среда системы, освоенная субъектом;

управление, обеспечивающее интеграцию компонентов  в целостную систему и развитие этой системы.

Воспитательную  систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться  только в определенных условиях и  в каждой школе будет индивидуальной. Успешность развития воспитательной системы  зависит от умения руководителя правильно  определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности, а также критерии эффективности.

Создание  воспитательной системы - не самоцель. Она создается в целях оптимизации  условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально - психологической защищенности. Она служит оптимизации процессов личностного развития, поэтому главным критерием ее эффективности является развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

 

Глава 2. Воспитательные системы в отечественной и зарубежной школах.

 

1..Вальдорфские школы

          Начиная с XX века, популярность Вальдорфских школ растёт с каждым днём. Основатель этих школ-Рудольф Штайнер- стремился создать такую школу, в которой становление и формирование личности ребёнка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. В своей работе «Курс народной педагогики» Рудольф Штайнер подчёркивал, что школа должна строиться на глубоком познании человека, а её целью может быть формирование гуманной личности. Главное направление такого воспитания - эмоционально-эстетическиое развитие личности.

Вальдорфские школы призваны развивать тело, дух и душу человека. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы. Но под свободой обязательно подразумевается ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа- союз свободных людей, не зависящий ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В Вальдорфских школах не существует общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

Основу  содержания разнообразной деятельности  учителей и школьников составляют религия, фольклор, различные ремесла, занятия  музыкой, изобразительными видами искусства, театр,  иностранные языки, так как всё, что окружает людей, это культура, а она является стержнем развития личности.

Педагог учит своих воспитанников воспринимать всё живое в природе. Для учеников обязательна работа на зеле. Хоть  раз  он должен пройти весь путь от посадки  зерна до выпечки хлеба. В этом отражён главный принцип трудового  воспитания- видеть результаты своего труда.                    Основные средства обучения- яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество; основные методы и формы- рассказ, беседа, диалог, экскурсия. Классный руководитель, который в течение первых 8 лет ведёт класс, и другие педагоги строят свои знания, не давая готовых ответов, а вместе  с учениками ищут ответы на поставленные вопросы, открывают новые знания. При этом они показывают, что им, как и воспитанникам, всё достается нелегко. Тем самым у детей снимается страх совершить в процессе обучения ошибку. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказывают в своих пожеланиях ученику, в свободном общении. Ученики Вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром.

 

2..Воспитательная система школ глобального образования.

 

Наиболее  разработанными моделями глобального  образования являются модели Хенви и Боткина, которые дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты. Они рассматривают мир как единое целое, как огромную глобальную общину, существующую в виде системы взаимосвязей и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех. Достичь способностей к сотрудничеству, диалогов, взаимопонимания и сопереживания, совершенствования умений общаться с людьми практически невозможно без специальной учебной программы и учебных планов. Приоритеты учебных планов для начальной и средней школ должны быть совершенно различными ( по Книпу), но при этом обязательно дополнять друг друга.

Информация о работе Критерии эффективности воспитательной системы