Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:50, курсовая работа
В современном мире существуют различные воспитательные системы. Каждая из них уникальна, так как имеет свою теоретическую модель, которая основывается на конкретном философском учении. Рассматривая воспитательную систему, необходимо учитывать, что любая система, во-первых, важно, чтобы соответствовала правовым и нравственно-этическим нормам и ценностям, представленным в данном обществе, во-вторых, не может претендовать на распространение своего опыта на всю сфера образования, в-третьих, не может быть изолирована от общества в силу своей уникальности. Рассмотрим некоторые зарубежные и отечественные воспитательные системы.
Введение
Воспитательная система школы
Воспитательные системы в отечественной и зарубежной школе.
Вальдорфская школа и её воспитательная система……
Воспитательная система школ глобального образования..
Воспитательная система «справедливое общество»…….
Воспитательная система общей заботы……………………
Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы ………………………………………………………….
Что нужно использовать при моделировании.
2. Критерии эффективности воспитательной системы
Заключение
Список использованной литературы
В начальной школе приоритет отдаётся развитию концептуальных основ, а так же базисным навыкам и умениям. К последним относят умения получать и перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни.
К приоритетам средней школы относит Книп формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне.
Что же касается возможностей специализации на старшей ступени, то Книп предлагает глобально-ориентированные направления специализации, не замыкающегося в рамках одного изолированного предмета: иностранные языки, современные системы и технологии, страноведение, различные культуры, культурология, предполагающая изучение широкого спектра культур, в том числе непривычных для западной цивилизации.
Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста.
3.Воспитательная система «справедливое общество»
Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е годы. В её основе лежат идеи Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идёт по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы, прежде всего, демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков.
«Справедливые сообщества» -небольшие объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. «Справедливое сообщество» представляет собой систему воспитания, в которой заменяется «нравственность принуждения» «нравственностью сотрудничества». В этой системе ученик и учитель стоят на равных ступенях и имеют равное право голоса в решении всех основных проблем. Управление осуществляется органами, выбранными демократическим путём. Это сообщество существует по собственному кодексу поведения, базирующемуся на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.
«Справедливые сообщества» нацелены на улучшение морального климата школы , для чего равное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания.
«Справедливое сообщество» позволяет, по мнению Кольберга и его последователей, сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого ученика, не нарушая целостности школьного общества. В идеале «справедливое общество» даёт возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, перевести собственные интересы в групповые. Но важно не переступить черту, за которой находиться прямое давление учителя на ценностные установки учащегося.
При сравнении
результатов в области
Нравственное развитие детей ускорялось именно в школах «справедливого сообщества»и оно принимало нужную направленность.
4. Воспитательная система общей заботы.
Идея общей заботы была выдвинута ленинградским учёным Ивановым в конце 50-х годов ХХ века. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, общественная направленность деятельности коллектива.
Идея общей заботы перекликается с идеями Кольберга. Методика коллективного воспитания строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры слова.
Вспомогательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело- её главный методический инструмент, который складывается из совокупности приёмов, действий, построенных в определённой последовательности. В организации коллективной творческой работы отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение, коллективное подведение итогов, ближайшее последствие.
Одной из наиболее важных характеристик этой воспитательной системы является соуправление и самоуправление. Здесь главное деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приёмы обучения и воспитания: общественный смотр званий, роки творчества, деловые и ролевый игры, КВН, и т.д. это помогает ученикам реализовать различные способности. Кроме того здесь создаются все условия для максимального развития творческих способностей учителей, совершенствования их мастерства, расширения общего культурного кругозора.
Важнейшим условием воспитания в этой систем выступает совокупность воспитательных отношений: реальных и духовных.
5.Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы.
Основатель этой системы- директор московской школы №825 В.А. Караковский. Ведущей идей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, необходимости коллективного творчества, комплексности воспитания. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов.
Организационное строение школьного коллектива остаточно простое кроме администрации школы и педагогического совета существует ещё и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нём составляют школьники. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решения существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь подтверждают ранее сложившееся общественное мнение.
В воспитательной системе школы №825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела. Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.
Итак, модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, которую реализовал Караковский, основана на целостной педагогической концепции «Мы- школа»; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой.
"Модель
представляет собой упрощенное
определенным образом
"Воспитательная
система - педагогическая концепция
воспитания, охватывает весь процесс,
интегрируя учебные занятия,
"Концепция
воспитательной системы - система
ведущих идей школьного
В процессе моделирования воспитательной системы школы, следует опираться на тезис создателей теоретических основ воспитательной системы Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селевко, утверждавших: "Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть наиболее важные компоненты и связи".
В результате воспитательную систему школы как целостность мы представляем как совокупность компонентов:
люди: воспитанники и воспитатели;
компоненты духовного порядка: идеи, принципы, цели и задачи;
средства воспитания;
процесс воспитания, возникающий как результат взаимодействия воспитанников и воспитателей
Компоненты духовного порядка.
А). ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ.
Совокупность идей отражает наши представления о целях, принципах и условиях развития личности ребенка. Это главный фактор становления, функционирования и развития воспитательной системы, который состоит в виде следующих положений:
Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в нем человека. Школа хороша, когда в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
Обучая - воспитывать, воспитывая - обучать.
Высокая
требовательность к ученику должна
органично сочетаться с уважением
к его человеческому
Взаимодействие педагога и воспитанника - это творческое содружество единомышленников.
Обучение
и воспитание эффективны, если они
целесообразны и
Воздействие на ребенка должно быть ярким, запоминающимся, несущим знание.
Главным "инструментом" воспитания является коллектив школы, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, общей ответственностью.
В основе изложенных положений лежит общая идея воспитательной системы школы: "Ребенок - саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующиеся существо", которая складывается из системы частных идей:
идея целостного подхода;
идея педагогики сотрудничества;
идея программно - целевого подхода;
идея очеловечивания отношений;
идея природосообразности;
идея "чувства гнезда";
идея деятельностного подхода.
В). БЛОК ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.
Цель воспитательной системы: создание условий для саморазвития, самоопределения и самореализации ребенка.
Выдвижение
задач воспитательной системы школы
основывается на следующем теоретическом
тезисе: "задачи должны отражать правильно
понятые потребности, как развивающейся
личности, так и тех социально-
В связи с этим, задачи решаемые школьной воспитательной системой делят на две группы:
Организационно-педагогические
задачи, решение которых призвано
обеспечить оптимальную организацию
и совершенствование
Ведущей среди них является задача устройства коллектива, которая по выражению А.С. Макаренко - одно из решающих условий в воспитании. Решая эту задачу, следует обращать внимание на следующие частные задачи:
определение оптимального содержания социально ценной деятельности школьников - учение, труд, организаторской, спортивно-оздоровительной, эстетической;
решение вопроса о целесообразном распределении коллективной деятельности и ее возможно большей самоуправляемости;
организация самоуправления школьников - определение круга его прав и обязанностей, выработка его структуры;
систематическая
организация отношения взаимной
ответственности и
Выработка, сохранение и развитие системы традиций школьного коллектива как условие проявления школьниками инициативы и самостоятельности.
Задача
педагогического руководства
Решение этой задачи способствует реализация модели оптимального функционирования воспитательной системы школы и входящих в нее первичных коллективов на основе решения более мелких (частных) задач:
соблюдение логики в выдвижении воспитательных задач;
развитие коллективной деятельности, через развитие целей этой деятельности, к которым должны предъявляться следующие требования: они должны восприниматься большинством членов коллектива как собственные; должны охватывать важнейшие стороны жизни коллектива, их реализация должна обеспечивать постоянное движение вперед.
П. Общность людей, реализующих идеи и цели воспитательной системы школы.
А). Школьная социальная воспитательная среда.
Среда - жизненное пространство, в котором реализуются основные цели, задачи и замыслы участников воспитательного процесса.
Школьная
социальная среда рассматривается
как совокупность межличностных
отношений, норм поведения, которые
принимаются и поддерживаются самими
учащимися, такая среда воспитывает
значительно эффективнее и
Б). Педагогический коллектив.
Педагогический коллектив школы - коллектив единомышленников с "новым" педагогическим мышлением способный создать эффективную школьную воспитательную систему.
В). Школьный и классный коллективы.
Ядром школьной воспитательной системы является школьный коллектив по выражению В.А. Караковского "дифференцированное единство первичных коллективов детей и взрослых".
"На
первой стадии становления
Информация о работе Критерии эффективности воспитательной системы