Контрольная работа по «Развитие речи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

1. Значение картин в обучении детей рассказыванию
2. Выбор картин для рассматривания и составления рассказов по ним.
воспитательная ценность содержания, наличие занимательного сюжета, доступное для детей содержание, хорошее качество исполнения.
3. Виды рассказывания по картинкам.
4. Требования к рассказам детей разных возрастов.
5. Методика обучения детей рассказыванию по картине в разных возрастных группах (структура занятий, методические приемы обучения).
6. Написать конспект занятия по обучению рассказыванию по картине.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 47.97 Кб (Скачать)

Педагог улавливает смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких  фраз, и своими вопросами побуждает  малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному  его выражению. К каждому инициативному высказыванию ребенка нужно относиться бережно, поддерживать его.

В среднем  и особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи — пересказом и рассказом.

Рассказ сравнительно с пересказом — более сложный  вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения  готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

В настоящей  главе описывается методика обучения детей разных возрастных групп основным видам рассказывания, предусмотренным  «Программой воспитания в детском  саду> (пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, рассказывание  об игрушках, рассказывание из личного  опыта, различные виды творческого  рассказывания).

  1. Написать конспект занятия по обучению рассказыванию по картине.

Конспект  занятия по развитию речи в средней  группе "Составление  рассказа по картине "Собака с щенятами"      

Программные задачи:

1. Продолжать  учить детей описывать картину,  составляя небольшой, связный  рассказ по образцу воспитателя.

2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи: образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах.

3. Учить  использовать в речи наиболее  употребительные прилагательные, глаголы,  наречия, предлоги.

4. Развивать  память, внимание.

5. Учить  слушать ответы других детей.

Наглядный материал: Картина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние животные», автор С.А. Веретенникова), игрушки: собака со щенятами, корова с телятами, крольчиха с крольчатами; сорока (картинка).

Методические  приёмы:

1. Загадка:

Заворчал  живой замок,

Лёг у двери  поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом  не заходи.

2. Рассматривание картины  «Собака со щенками».

3. Вопросы: 

-Кто нарисован  на этой картине?

-Что делает  собака?

-Кто лежит  около собаки?

-Что делают  щенята?

-Какой щенок  вам больше нравится? Расскажите  про него. Теперь расскажите про  другого щенка (при необходимости  подсказки воспитателя).

-Что в  лапах у собаки?

-Куда смотрят  собака и щенки?

-Где живут  собаки?

-Кто принёс  еду собакам?

-Кто построил  для них конуру?

4. Рассказы детей  о собаке со  щенятами. (Ответы 2-3 детей).

5. Отгадайте, о ком я говорю – о собаке или о щенке: пушистая, добрая, весёлая. Почему? Как скажем о щенке? (Пушистый, добрый, весёлый).

6. Игра мячом «Скажи  правильно»:

У собаки один...щенок. Много...щенков, щенят. Воробьи, а много...воробьёв. У воробьёв перья, а у щенков нет…перьев У воробья крылья, а у щенков нет… крыльев.

7. Игра с пальчиками  «Собачка»

У собачки  острый носик,

Есть и  шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец  вверх. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

8. Лжезагадка: У собачки Микки родились котята; три белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у собачки? А что бы делала собачка, если бы у неё родились котята?

 9. Речевое упражнение «Ныряльщики»: Разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая, делают выдох носом.

10. Повертелись, покружились и в зверят все превратились. Угадайте, в кого я превратилась? У меня тёплая шуба, лохматая, коричневая. Уши круглые, я люблю мёд. Загадки составляют дети.

11. Итог занятия, поощрение работы детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     При формировании речевых навыков у  детей очень важно развить  творческие и мыслительные способности  детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание  творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через  ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые  положительно воздействуют на чувства  и разум ребенка, развивают его  восприимчивость, эмоциональность.

     Проблема  обучения дошкольников творческому  рассказыванию становится реально  решаемой, если педагог, предъявляя детям  новую картину, затем целенаправленно  отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной  системы и изображенных на ней  отдельных объектов.

     Главная сложность организации и проведения работы с картиной как с целостной  системой с детьми 4-7 лет заключается  в том, что у них еще не сформированы классификационные и системные  умения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно  осуществлять работу в данном направлении  с любым (не обязательно со всеми) объектом, изображенным на этой же картине.

 

     Список  литературы

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  2. Бочкарёва О.И. Обогащение и активация словарного запаса – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009 г.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983.
  4. Гуреева И.В. Развитие речи и воображения _ Волгоград: ИТД «Корифей».,2010г
  5. Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года. – СПб.: Детство-пресс,2001 г.
  6. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999.
  7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982.
  8. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. - М., 1978.
  9. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
  10. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006.
  11. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн.1. Младшая и средняя группы. – М.: Школьная Пресса, 2004.
  12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (Раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1981.
  13. Тышкевич И.С. Развитие речи и творчества дошкольников старшего возраста//Инновации и образование: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

Информация о работе Контрольная работа по «Развитие речи»