Контрольная работа по «Развитие речи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

1. Значение картин в обучении детей рассказыванию
2. Выбор картин для рассматривания и составления рассказов по ним.
воспитательная ценность содержания, наличие занимательного сюжета, доступное для детей содержание, хорошее качество исполнения.
3. Виды рассказывания по картинкам.
4. Требования к рассказам детей разных возрастов.
5. Методика обучения детей рассказыванию по картине в разных возрастных группах (структура занятий, методические приемы обучения).
6. Написать конспект занятия по обучению рассказыванию по картине.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 47.97 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Контрольная  работа

По дисциплине

 «По развитие  речи»

Студентки  3 курса В

Заочного  отделения МПК

Нестеровой  Натальи  Викторовны

    

184530

Мурманская  область

Город Оленегорск

Улица  Строительная  39 -10

+79095577390 
 

 

Тема: ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ  ПО КАРТИНКАМ

 
 

П Л А Н: 

  1. Значение картин в обучении детей рассказыванию
 
  1. Выбор картин для рассматривания и составления  рассказов по ним.

    воспитательная  ценность содержания, наличие занимательного сюжета, доступное для детей содержание,  хорошее качество исполнения. 

  1. Виды рассказывания  по картинкам.
 
  1. Требования  к рассказам детей разных возрастов.
 
  1. Методика обучения детей рассказыванию по картине  в разных возрастных группах (структура  занятий, методические приемы обучения).
 
  1. Написать конспект занятия по обучению рассказыванию  по картине.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

    1.Значение картин в обучении детей рассказыванию.

Для успешного  освоения программы обучения в школе  у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать  свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать  звуковую культуру речи и формировать  грамматический строй.

Проблема  развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей  развития связной речи ребёнка в  данном возрасте является совершенствование  монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой  деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов  по картине, и серии сюжетных картинок.

Цель контрольной  работы – рассмотреть теоретические  и практические основы обучения детей  рассказыванию по картине.  

2.Выбор  картин для рассматривания  и составления  рассказов по ним.

    воспитательная  ценность содержания, наличие занимательного сюжета, доступное  для детей содержание,  хорошее качество исполнения. 

   Основные  требования, выдвигаемые методикой  к картине и работе с ней 

Подбирая  сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.

Для коллективных рассказов выбираются картины с  достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских  садов, к таким картинам относятся  «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.

При обучении рассказыванию используется разнообразный  изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, - с изображением продолжающегося  действия. Широко используются картины  из серий «Мы играем» (автор Е. Батурина), «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева) «Картины для развития речи и расширения представлений детей  второго и третьего года жизни» (авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.

Дети, опираясь на последовательно демонстрируемые  картины, учатся строить логически  законченные части рассказа, из которых  в итоге складывается целостное  повествование. Для упражнений также  используется раздаточный материал, например предметные картинки, которые  получает на занятии каждый ребенок.

Для большей  систематизации знаний и представлений  рекомендуется группировать картинки по объектам изображения, например: дикие  и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и т. п.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы  по обучению детей творческому  рассказыванию по картине рекомендуется  проводить, начиная со 2-й младшей  группы детского сада.

2. При подборе  сюжета необходимо учитывать  количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше  объектов должно быть изображено  на картине. 

3. После  первой игры картина оставляется  в группе на все время занятий  с ней (две-три недели) и постоянно  находится в поле зрения детей. 

4. Игры могут  проводиться с подгруппой или  индивидуально. При этом не  обязательно, чтобы все дети  прошли через каждую игру с  данной картиной.

5. Каждый  этап работы (серия игр) следует  рассматривать как промежуточный.  Результат этапа: рассказ ребенка  с использованием конкретного  мыслительного приема.

6. Итоговым  можно считать развернутый рассказ  дошкольника, построенный им самостоятельно  с помощью усвоенных приемов. 

Занятия по картине имеют важное значение в системе обучения рассказыванию.

В детском  саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой  о них и составление детьми рассказов на материале картин.

На первых дошкольники овладевают преимущественно  диалогической речью: учатся выслушивать  вопросы педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают  навыки составления рассказа, в котором  все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

В соответствии с «Программой воспитания в детском  саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в  старшей и подготовительной к  школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Ребенок дошкольного  возраста любит рассматривать картины  и рассказывает о них живо и  заинтересованно. Велико его желание  поделиться своими впечатлениями с  окружающими о том, что он видит.

Рассматривая  картину, маленький ребенок все  время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам  говорить с детьми, путем наводящих  вопросов руководить их вниманием и  языком».

Таким образом, рассматривание картины побуждает  ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.

Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно  ребенок воспринял, осмыслил и пережил  изображенное, насколько ясными и  эмоционально значимыми стали для  него сюжет и образы картины.

Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя  учится соотносить слово со зрительно  воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п.

В обучении детей рассказыванию по картине  принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет  своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить  их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем  дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей  речевой и мыслительной активностью  детей. Поэтому ребенок может  самостоятельно или с небольшой  помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные  рассказы, придумывать начало и конец  сюжета картины.

3.Виды  рассказывания по  картинкам. 

Рассказывание по картине является особенно сложным  видом речевой деятельности для  ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине  сначала воспитателя (образец), а  затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются  лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами  между предложениями. Но главным  негативом является то, что ребенок  не строит свой рассказ сам, а повторяет  предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок  должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид  работы должен проводиться и давать положительные результаты.

Возникшее противоречие можно решить, используя  игровые методы обучения рассказыванию  по картине, в том числе метод  составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения  изобретательских задач (ТРИЗ). При  таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. Можно выделить два типа рассказов по картине.

1.     Описательный рассказ. 

Цель: развитие связной речи на основе отображения  увиденного.

Виды описательного  рассказа:

- фиксация  изображенных на картине объектов  и их смысловых взаимосвязей;

- описание  картины как раскрытие заданной  темы;

- развернутое  описание конкретного объекта; 

- словесно-выразительное  описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое  рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: учить  детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Виды рассказов:

- фантастическое  преобразование содержания;

- рассказ  от имени изображенного (представляемого)  объекта с заданной или самостоятельно  выбранной характеристикой. 

Наиболее  оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила  и игровые действия.

Одним из способов планирования связного высказывания может  служить прием наглядного моделирования.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

·                    самостоятельного анализа ситуации или объекта;

·                    развития децентрации (умения менять точку отсчета);

·                    развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством  планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования  дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

В качестве символов-заместителей на начальном  этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый  треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих  этапах дети выбирают заместители, без  учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются  на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.

Информация о работе Контрольная работа по «Развитие речи»