Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:20, контрольная работа
1. Значение картин в обучении детей рассказыванию
2. Выбор картин для рассматривания и составления рассказов по ним.
воспитательная ценность содержания, наличие занимательного сюжета, доступное для детей содержание, хорошее качество исполнения.
3. Виды рассказывания по картинкам.
4. Требования к рассказам детей разных возрастов.
5. Методика обучения детей рассказыванию по картине в разных возрастных группах (структура занятий, методические приемы обучения).
6. Написать конспект занятия по обучению рассказыванию по картине.
Контрольная работа
По дисциплине
«По развитие речи»
Студентки 3 курса В
Заочного отделения МПК
Нестеровой Натальи Викторовны
184530
Мурманская область
Город Оленегорск
Улица Строительная 39 -10
+79095577390
П Л А Н:
воспитательная
ценность содержания, наличие занимательного
сюжета, доступное для детей
1.Значение картин в обучении детей рассказыванию.
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Цель контрольной
работы – рассмотреть теоретические
и практические основы обучения детей
рассказыванию по картине.
2.Выбор картин для рассматривания и составления рассказов по ним.
воспитательная
ценность содержания,
наличие занимательного
сюжета, доступное
для детей содержание,
хорошее качество исполнения.
Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней
Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью.
Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов, к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.
При обучении рассказыванию используется разнообразный изобразительный материал. Так, на занятиях находят применение картины, представленные сериями, - с изображением продолжающегося действия. Широко используются картины из серий «Мы играем» (автор Е. Батурина), «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева) «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни» (авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.
Дети, опираясь
на последовательно
Для большей систематизации знаний и представлений рекомендуется группировать картинки по объектам изображения, например: дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды, посуда, мебель, одежда и т. п.
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы
по обучению детей творческому
рассказыванию по картине
2. При подборе
сюжета необходимо учитывать
количество нарисованных
3. После
первой игры картина
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
5. Каждый
этап работы (серия игр) следует
рассматривать как
6. Итоговым
можно считать развернутый
Занятия по картине имеют важное значение в системе обучения рассказыванию.
В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.
На первых дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивают; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.
Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.
Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».
Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
Степень связности, точности, полноты рассказов во многом зависит от того, насколько правильно ребенок воспринял, осмыслил и пережил изображенное, насколько ясными и эмоционально значимыми стали для него сюжет и образы картины.
Передавая в рассказе изображенное на картине, ребенок с помощью воспитателя учится соотносить слово со зрительно воспринимаемым материалом. Он начинает сосредоточивать внимание на отборе слов, на практике усваивает, как важно точное слово-обозначение и т. п.
В обучении
детей рассказыванию по картине
принято выделять несколько этапов.
В младшем возрасте осуществляется
подготовительный этап, который имеет
своей целью обогатить словарь,
активизировать речь детей, научить
их рассматривать картину и
В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.
Старший дошкольный
возраст характеризуется
3.Виды
рассказывания по
картинкам.
Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.
Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.
Возникшее противоречие можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. Можно выделить два типа рассказов по картине.
1. Описательный рассказ.
Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.
Виды описательного рассказа:
- фиксация
изображенных на картине
- описание
картины как раскрытие
- развернутое описание конкретного объекта;
- словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).
2. Творческое
рассказывание по картине (
Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.
Виды рассказов:
- фантастическое преобразование содержания;
- рассказ
от имени изображенного (
Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
· самостоятельного анализа ситуации или объекта;
· развития децентрации (умения менять точку отсчета);
· развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.
В качестве
символов-заместителей на начальном
этапе работы используются геометрические
фигуры, своей формой и цветом напоминающие
замещаемый предмет. Например, зеленый
треугольник – елочка, серый кружок
– мышонок и т.п. На последующих
этапах дети выбирают заместители, без
учета внешних признаков