Контрольная работа по «Развитие речи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

1. Значение картин в обучении детей рассказыванию
2. Выбор картин для рассматривания и составления рассказов по ним.
воспитательная ценность содержания, наличие занимательного сюжета, доступное для детей содержание, хорошее качество исполнения.
3. Виды рассказывания по картинкам.
4. Требования к рассказам детей разных возрастов.
5. Методика обучения детей рассказыванию по картине в разных возрастных группах (структура занятий, методические приемы обучения).
6. Написать конспект занятия по обучению рассказыванию по картине.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 47.97 Кб (Скачать)

Элементами  плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

Наглядная модель высказывания выступает в  роли плана, обеспечивающего связность  и последовательность рассказов  ребенка.

Особым видом  связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при  пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи  – живые объекты, то на пейзажных  картинах они отсутствуют или  несут второстепенную смысловую  нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так  как они, как правило, носят статичный  характер, особое внимание уделяется  описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

·                    выделение значимых объектов картины;

·                    рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого  объекта;

·                    определение взаимосвязи между  отдельными объектами картины;

·                    объединение мини-рассказов в  единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при  формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать  работу  “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной  картине. Детям предлагается картина  с ограниченным количеством пейзажных  объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и  мелкие изображения живых предметов  – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Постепенно  овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию  по картине. Дети этого возраста еще  не могут самостоятельно составить  связное описание, поэтому педагог  учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно  сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины  целиком определяется предложенными  ему вопросами. Вопросы воспитателя  являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно  определять свойства и качества предметов.

Нельзя не отметить, что в практике детских  садов проведение занятий по обучению рассказыванию по картине вызывает значительные трудности. В основном это вызвано ошибками, которые  допускают воспитатели в методике проведения таких занятий. Например, из-за отсутствия вводной беседы дети оказываются неподготовленными  к восприятию картины, а вопросы  типа "Что нарисовано на картине?" или «Что вы видите на картине?» нередко  побуждают малышей к разрозненному  перечислению всего, что попадает в  поле их зрения. Последующие вопросы  «А еще что вы видите на картине? А еще?» нарушают целостное восприятие картины и ведут к тому, что  дети без связи одних фактов с  другими указывают на изображенные предметы. К тому же порою бывает так, что, приступая к рассматриванию картин, различных по теме, сюжету и жанру, воспитатель всякий раз обращается к малышам с одними и теми же словами: «Что нарисовано на картине?» Этот вопрос становится трафаретным, шаблонным, интерес детей к занятию снижается, а их ответы носят в таких случаях характер простого перечисления.

Порою при  рассматривании картины педагог  не выделяет в ней с самого начала то, что является существенно важным и в то же время эмоционально привлекательным. Например, анализируя картину «Осень», воспитатель останавливает внимание детей на том, как одета Таня. Рассказывать об одежде героя надо, но вначале следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание подробнее рассказать о нем.

Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы  о нем говорили образно, эмоционально.

Таким образом, педагог должен учить детей последовательно  и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли  и чувства ребенка, обогащает  его знания, развивает речевую  активность.

В средней  группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для  детских садов. Цель обучения остается прежней - учить детей описывать  изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

По-прежнему одним из основных методических приемов  являются вопросы педагога. Вопросы  должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить  развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя  словами. (Развернутый ответ может  состоять из нескольких предложений.) Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков. Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

Очень важно  целенаправленно упражнять детой  в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной  конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется  выделять те или иные объекты для  развернутого описания их, не нарушая  в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют  справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой  образец. Высказывание, относящееся  к тому или иному объекту, будет  органически входить в беседу о картине в целом.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это несомненно подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения - в старшей и подготовительной группах.

В старшем  дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес  к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д.

В процессе обучения рассказыванию на материале  картин педагог использует разнообразные  методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В старшей  группе дети, воспринимая речевой  образец, учатся обобщенно подражать  ему. Описание педагога раскрывает в  основном наиболее трудную или менее  заметную часть картины. Об остальном  дети высказываются сами. Дети этого  возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве  случаев картины рассматривали  на занятиях в средней группе). Для  того чтобы занятие по рассказыванию  проходило успешно, за два-три дня  до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий  имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают  первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие  по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые  помогают в логической и временной  последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог  девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов».) В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий — он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически  переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают  выступления товарищей. С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.

В структуре  занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей  к рассказыванию. Речевой практике дошкольников - рассказыванию отводится  основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в  структуру занятия.

4.Требования  к рассказам детей  разных возрастов. 

Пересказ  литературных произведений в детском  саду относится к одному из видов  речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.

Пересказ  не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа, суть которых заключается  в следующем:

полноценное и доступное содержание;

разнообразие  жанров;

четкая композиция;

простой, но богатый язык;

небольшой размер.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке  положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказа использовать несколько  жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно  выбирать разные: короткие ("Лиса и  кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и  свои возможности воспитательного  воздействия.

Стихотворение не годится для пересказа –  не следует нарушать единство формы  и содержания, воспитывать невнимание к поэтической форме. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. Опыт показывает, что дети стремятся рассказать стихотворный текст наизусть.

Анализ пересказа  разнообразных прозаических текстов, длинных и коротких, сложных и  простых, демонстрирует, что дети по-разному  передают их содержание.

Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им близким, даже если содержание и  не относится к их непосредственному  опыту. Следовательно, для пересказа  лучше подбирать тексты, связанные  с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.

Детям легче  осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его  частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности  не мешают понять основное в произведении.

Информация о работе Контрольная работа по «Развитие речи»