Контрольная работа по «Развитие речи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

1. Значение картин в обучении детей рассказыванию
2. Выбор картин для рассматривания и составления рассказов по ним.
воспитательная ценность содержания, наличие занимательного сюжета, доступное для детей содержание, хорошее качество исполнения.
3. Виды рассказывания по картинкам.
4. Требования к рассказам детей разных возрастов.
5. Методика обучения детей рассказыванию по картине в разных возрастных группах (структура занятий, методические приемы обучения).
6. Написать конспект занятия по обучению рассказыванию по картине.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 47.97 Кб (Скачать)

В теоретической  и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа  противоречивы. Некоторые исследователи  детской речи считают, что важен  не размер, а содержание и структура  рассказа. Другие предлагают давать детям  для пересказа только короткие произведения. При подборе литературных текстов  для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При  этом также важно помнить, что  размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее:

если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии  дети после вторичного прочтения  педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно  воспроизвести длинный рассказ  или сказку без дополнительных вопросов воспитателя;

в начале работы качество детских пересказов зависит  от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок  пересказывает увереннее. Нельзя предлагать детям для воспроизведения длинные  и сложные рассказы (например, "Тёма и Жучка" Н. Гарина или "Первая охота" В. Бианки). Конечно же, некоторые  дети могут пересказать их, но, как  правило, результаты не удовлетворяют  ни ребенка, ни воспитателя. 

Не следует  требовать от детей пересказать  произведение сразу после его  прочтения. Дошкольников необходимо подготовить  к этому виду деятельности.

Дидактические игры для дошкольников

Более глубокому  осмыслению текста способствуют беседа после чтения рассказа, его иллюстрирование  перед пересказом, игра-драматизация, дидактические игры. Например, игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить  литературное произведение, понять его  образы и в дальнейшем лучше его  воспроизводить. Дидактические игры обучают детей думать и выражать свои мысли и тем самым помогают правильно воспринять и воспроизвести  текст. Различают дидактические  игры:

способствующие формированию систематизированного круга простейших понятий;

направленные на сравнение предметов (по картинке и по представлению);

направленные на описание;

игры-упражнения для уточнения и активизации  словаря и совершенствования  грамматического строя речи.

В процессе беседы после чтения художественного  произведения (до его пересказа) педагоги, как правило, задают детям вспомогательные  вопросы, порой неправильно сформулированные. Чаще всего вопросы воспитателя  направлены главным образом на работу памяти, а не мышления. В этом случае беседа не достигает цели. Лучше  задавать такие вопросы, которые  помогают анализировать рассказ, осмысливать связь между фактами и делать выводы.

Уже в работе с детьми средней группы можно  широко применять беседу. Во время  беседы дошкольники с помощью  взрослого анализируют произведение, что дает возможность одним воспитанникам  проверить и углубить свое понимание, другим – уточнить понимание, третьим  – понять свои ошибки. Для дошкольников, которые неправильно поняли произведение, одной беседы недостаточно, с ними надо работать дополнительно.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию  продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и  закреплению речевых умений и  навыков. При постановке заданий  учитывается ранее приобретенный  детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к  детским рассказам с точки  зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности  речи и т. д. Дети учатся описывать  события, указывая место и время  действия; самостоятельно придумывают  события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать  выступления сверстников, высказывать  элементарные оценочные суждения об их рассказах.

В процессе занятий у детей формируются  навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы. Переход от рассматривания картины к составлению  рассказов - важная часть занятия, в  ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ  по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать  о том, какой был день, когда  ребята вышли на прогулку, затем  рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей  еще раз воспроизводит последовательность изложения материала. Затем дошкольники  приступают к коллективному составлению  рассказа. Дети хорошо справляются  с таким сложным заданием, так  как они активно готовились к  этому и, кроме того, они чувствуют  постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.

По мере того как дошкольники накапливают  опыт восприятия изобразительного материала  и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и  самостоятельность на занятиях такого типа.

Уже во второй половине учебного года структура занятий  несколько изменяется. После выяснения  темы и содержания картины можно  сразу переходить к составлению  рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает  детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью  подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.

Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок. Ребенок  строит свое сообщение так, чтобы  по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что  именно нарисовано на картинке. Если слушатели  затрудняются решить эту задачу, ребенок  по предложению педагога вносит в  описание дополнения. Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.  

Коллективная  беседа позволяет детям совместно  пережить произведение, обменяться мнениями, обдумать сказанное сверстниками, иногда поспорить и при умелом руководстве  воспитателя прийти к правильным выводам.

Наблюдения  и практические занятия с детьми показали, что беседа облегчает осмысление литературного произведения. Без  нее некоторые дети не понимают основной идеи произведения. Беседа учит думать, воспитывает стремление общими усилиями разобраться в трудных местах. Ребенок испытывает удовлетворение не только от того, что он сам отвечает на вопросы, но и от того, что его  сверстники отвечают на них. Беседа будит  пытливость детей.

Важно, чтобы  дошкольники не только осмыслили  содержание произведения, сумели хорошо его воспроизвести, но и поняли его  идею, основные этапы развития действия.

Воспитатель должен объяснить детям некоторые  незнакомые слова, имеющие значение для понимания текста, либо перед  чтением, либо после первого прочтения (если есть основание полагать, что  дети сами не поймут это слово из контекста).

Очень важно  правильно организовать сам процесс  пересказа. Ребенку еще сложно самому воспроизводить услышанное, поэтому педагог должен помочь ему сделать его рассказ как можно более стройным, логичным и точным. Для этого следует использовать правильные и вовремя поставленные вопросы.

Предложенный  в начале пересказа вопрос дает возможность  неуверенному в себе ребенку войти  в мир образов, вспомнить логический ход сюжета. Например, дошкольнику, который волновался, смущался, когда  его попросили пересказать сказку "Лиса и Рак", заданный педагогом  вопрос "Что при встрече предложила сделать Лиса Раку?" помог восстановить в памяти основные образы сказки, уверенно приступить к пересказу и довести  его до конца совершенно самостоятельно.

На первых занятиях по пересказу воспитатель  последовательно ставит вопросы  по всему тексту. Нужно помнить, что  в процессе пересказа вопросы  следует задавать только в том  случае, если ребенок испытывает затруднения. Иногда дошкольник останавливается  не потому, что не знает, о чем  говорить, а только хочет лучше  обдумать свою мысль. В такой ситуации вопрос может лишь помешать. Внимательный педагог понимает, почему в процессе пересказа ребенок прервался: потому, что нуждается в помощи, или потому, что ему нужно время для обдумывания, осмысливания какой-то части текста, для подбора слова или построения предложения. Чем лучше педагог знает своих воспитанников, тем реже задает преждевременные вопросы.

В процессе пересказа вопросы помогают уточнить то, что ребенку неясно или вызывает трудности в формулировке мысли. Вопрос после пересказа может  быть поставлен для того, чтобы  помочь восстановить упущенное звено  произведения. Если воспитатель не уверен в том, что ребенок понял  смысл произведения, надо это выяснить при помощи соответствующего вопроса.

Вопрос ребенку  надо предложить и тогда, когда из-за незнакомого слова он не понимает той или другой части произведения. Вопрос ставится и с целью помочь ребенку понять мораль произведения, заставить его глубже пережить произведение, текст которого он пересказывает.

Вопрос используется и для исправления грамматического  строя речи, ошибок в изменении  слов или в построении предложений.

  1. Методика обучения детей рассказыванию по картине в разных возрастных группах (структура занятий, методические приемы обучения).

Детям трех лет доступна простая форма диалогической  речи (ответы на вопросы), однако при  этом малыш часто отвлекается  от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов.

Речь маленького ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

В среднем  дошкольном возрасте большое влияние  на развитие связной речи оказывает  активизация словаря, объем которого достигает к этому времени  примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей  становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна.

В средней  группе детей начинают обучать составлению  небольших рассказов по картинам, игрушкам. Однако в большинстве своем  детские рассказы пока еще просто копируют образец взрослого.

^В этом  возрасте происходит интенсивное  развитие контекстной речи, т.  е. речи, которая понятна сама  по себе.

У детей  старшего дошкольного возраста связная  речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается  умение оценивать высказывания и  ответы товарищей, дополнять или  исправлять их. На шестом году жизни  ребенок может довольно последовательно  и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще  нуждаются в предшествующем образце  воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к  описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

Развитие  связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а  также на занятиях.

С детьми младшего дошкольного возраста проводят большую  подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных  навыков. Развитие навыков разговорной  речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться  в присутствии других детей, слушать  друг друга. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что-то или  кого-то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать  его, повторять за ним песенки  действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка («Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку. Кто нарисован на этой картинке?>).

Информация о работе Контрольная работа по «Развитие речи»