Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:10, контрольная работа
Соотношение обучения и развития может быть исследовано и как проблема психологической науки, и как педагогическая проблема. При этом фигурирует , в частности , вопрос о выборе метода сообщения нового материала: важно выбирать такой метод, который содействовал бы развитию наблюдательности и вниманию учащихся.
Следующий компонент
- осуществление школьником учебных действий.
При правильной организации учения учебные
действия школьника направлены на выделение
всеобщих отношений, ведущих принципов,
ключевых идей данной области знаний,
на моделирование этих отношений, на овладение
способами перехода от всеобщих отношений
к их конкретизации и обратно, способами
перехода от модели к объекту и обратно
и т.д. Не менее важное значение, по мнению
В. В. Давыдова, имеет выполнение самим
учеником действия контроля и оценки.
Контрольная часть отслеживает ход выполнения
действия, сопоставляет полученные результаты
с заданными образцами и при необходимости
обеспечивает коррекцию как ориентировочной,
так и исполнительной частей действия
[1].
3.
Учебная задача
как основа обучения
в системе Д.
Б. Эльконина -
В. В. Давыдова:
постановка и решение.
Надо иметь в виду, что учитель не формирует учебную деятельность непосредственно. В практике обучения учебная деятельность формируется в ходе решения цепочки учебных задач. Именно учебная задача является основой обучения в системе развивающего обучения Д. Б.Эльконина - В. В. Давыдова. В чем же состоят отличительные особенности учебной задачи по отношению к другим видам задач?
В
теории и практике развивающего обучения
учебная задача четко отличается
от практической. Практическая задача
связана с достижением
Существенно отличается учебная задача от многообразных частных задач.
При
решении отдельных частных
Решение учебной задачи осуществляется согласно теоретическому принципу, когда такое решение имеет значение не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев (мысль школьников двигается при этом от общего к частному).
Итак, при решении учебной задачи школьники овладевают общим способом решения отдельных и частных задач, входящих в определенный класс [3].
Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. Логическую характеристику этих действий дает В. В. Давыдов:
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
-
моделирование выделенного
-
преобразование модели
-
построение системы частных
-
контроль за выполнением
-
оценка усвоения общего
Каждое такое действие состоит из соответствующих операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий, входящих в ту или иную учебную задачу (известно, что действие соотносится с целью, а его операции - с её условиями).
Школьники
первоначально не умеют самостоятельно
ставить учебные задачи и выполнять
действия по их решению. До поры до времени
им помогает в этом учитель, но постепенно
соответствующие умения приобретают
сами ученики (именно в этом процессе
у них формируется
Выбор исходных понятий - это важнейшее условие открытости понятийной системы до детального знакомства с ней. В начало обучения математике в системе Д. Б. Эльконина - В. В.Давыдова положены предельно общие понятия, ядерные, центральные для данной системы, те, из которых система может быть постепенно выведена.
Введение в каждый шаг конкретизации понятий происходит посредством учебных задач. «Поставить перед школьниками учебную задачу - это значит ввести их в ситуацию, требующую ориентации на общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий».
Переориентация
детского мышления с результатов
на способы действия возможна лишь
в процессе решения учебных задач.
Но что значит поставить перед
ребенком учебную задачу? Её недостаточно
просто выдвинуть - задача, сформированная
учителем, должна быть принята учеником,
т.е. стать его собственной задачей.
Вопрос, на который предстоит ответить
на уроке, должен стать собственным
вопросом ученика, иначе он получит
от учителя ответ на незаданный,
не интересующий его вопрос и распорядится
этим ответом так, как любой человек
распоряжается случайной
Они должны хотеть решить эту задачу, стремиться к её решению; поэтому при постановке учебной задачи должны учитываться следующие принципы:
4.
Приемы умственных
действий в развивающем
обучении.
Важнейшими мыслительными операциями являются анализ и синтез.
Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.
В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, т.к. анализ осуществляется через синтез, а синтез через анализ.
Способность
к аналитико-синтетической
Формированию этих умений может способствовать:
-
рассмотрение данного объекта
с точки зрения различных
-
постановка различных заданий
к данному математическому
Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения математике играет прием сравнения [2].
Формирование
умения пользоваться этим приемом следует
осуществлять поэтапно, в тесной связи
с изучением конкретного
Целесообразно, например, ориентироваться на такие этапы:
-
выделение признаков или
-
установление сходства и
-
выявление сходства между
Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие - основа приема классификации.
Так же, как при формировании приема сравнения, дети сначала выполняют задания на классификацию хорошо знакомых предметов и геометрических фигур [2].
При обучении математике можно использовать задания на классификацию различных видов:
- подготовительные задания;
-
задания, в которых на
-
задания, при выполнении
Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный». Понятие аналогия - сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий. Используя аналогию, ученики находят новые способы деятельности и проверяют свою догадку [3].
Формируя у младших школьников умение выполнять умозаключения по аналогии, необходимо иметь в виду следующее:
-
аналогия основывается на
-
для использования аналогии
-
для правильных действий по
аналогии сравниваются
Выделение существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений - основная характеристика такого приема умственных действий, как обобщение.
Следует
различать результат и процесс
обобщения. Результат фиксируется
в понятиях, суждениях, правилах. Процесс
же обобщения может быть организован
по-разному. В зависимости от этого
говорят о двух типах обобщения
- о теоретическом и
Непременным условием развивающего обучения является формирование у учащихся способности обосновывать (доказывать) те суждения, которые они высказывают. Эту способность обычно связывают с умением рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Суждения бывают единичные, в них что-то утверждается или отрицается относительно одного предмета (число 12 - четное, квадрат не имеет естественных углов). Помимо единичных суждений различают суждения частные и общие. (Частные: уравнение х+3=10 решается на основании взаимосвязи целого и части; общие: в прямоугольнике противоположные стороны равны) [2].
Умение
последовательно, четко и непротиворечиво
излагать свои мысли, тесно связано
с умением представлять сложное
действие в виде организованной последовательности
простых. Такое умение называется алгоритмическим.
Оно находит свое выражение в
том, что человек, видя конечную цель,
может составить
Информация о работе Конспект научно-педагогической работы Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь»