Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:10, контрольная работа
Соотношение обучения и развития может быть исследовано и как проблема психологической науки, и как педагогическая проблема. При этом фигурирует , в частности , вопрос о выборе метода сообщения нового материала: важно выбирать такой метод, который содействовал бы развитию наблюдательности и вниманию учащихся.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Российский государственный
университет»
Институт психологии
Кафедра
педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Вариант
2
Екатеринбург 2011
Конспект
научно-педагогической
работы Л.В. Занкова
«Дидактика и жизнь».
1.Проблема
соотношения обучения и
Соотношение обучения и развития может быть исследовано и как проблема психологической науки, и как педагогическая проблема. При этом фигурирует , в частности , вопрос о выборе метода сообщения нового материала: важно выбирать такой метод, который содействовал бы развитию наблюдательности и вниманию учащихся. Итак , когда в дидактике речь идёт о педагогических путях достижения желаемых результатов в развитии учащихся , особое внимание уделяется методам и приёмам обучения.
Занков Л.В. Дидактика и жизнь М. Просвещение 1968. C.13
2. Экспериментальное обучение.
В
экспериментальной системе
Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется не только и не сколько тем, что превышает «среднюю нору» трудности , но прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребёнка, дает им простор и направление. Здесь дело не в том, что просто требуется «некоторое напряжение умственных сил» учащихся, как об этом говориться в дидактике , когда речь идёт о постепенном повышении сложности. Одним из важнейших является требование вести интенсивную и систематическую работу над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Следующий дидактический принцип новой системы – ведущая роль теоретических знаний. Указанный принцип требует, чтобы познавательная сторона обучения была выдвинута на первый план и как мощное средство развития школьником, и как надёжная основа подлинного овладения умениями и навыками.
Следующий
принцип экспериментальной
В обобщающем труде по дидактике принцип сознательности раскрывается следующим образом:
А) сознательное и активное отношение школьников к учению.
Б) понимание изучаемого материала и выражение его в речи.
В) творческий характер учебного труда школьников.
Г) сознательное применение знаний на практике.
Занков Л.В. Дидактика и жизнь М. Просвещение 1968. c.28,32,34,38
3. Систематичность обучения.
Принцип
систематичности обучения выражает
необходимость преподавать
Занков
Л.В. Дидактика и
жизнь М. Просвещение 1968.
c.72
4. Проблема
учебных связей в учебном
Рассмотрение содержания учебных дисциплин под углом зрения межпредметных связей, помимо серьёзного практического значения, может обогатить и теорию обучения, поскольку здесь нащупывается одно из направлений исследования соотношений частей школьного образования. Нельзя вместе с тем не отметить, что главным в межпредметных связях является именно соотношение частей, как таковых.
Система – это целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и действующих во взаимной связи частей. Иногда системой называют набор элементов, выше объединенных между собой. Однако это неправильное использование данного термина. Обязательным признаком системы служит ее целостность. Для системы характерна взаимосвязь ее частей и связей между ними.
Требование
заключается в том, чтобы части
и стороны учебно-
Занков Л.В. Дидактика и жизнь М. Просвещение 1968. c.85,86
5. Различия учебных задач и способов обучения.
Учебная задача, ее характерные черты, место и роль в обучении – это важные вопросы при рассмотрении учебного процесса. Как полагает М.А. Данилов , « специфическое противоречие учебного процесса характеризуется те, что самим ходом обучения, логикой учебного процесса перед учащимися выдвигаются всё врем новые в том или ином отношении задачи, которые ясны для учащихся, принимаются ими и могут быть разрешены ими при некотором напряжении их умственных сил». В приведённом положении следует отметить несколько моментов . Первый характеризует задачу в контексте объективного хода учебного процесса. Задача в этом смысле есть факт, не зависящий ни от учителя, ни от ученика: и для того и для другого она представляет собой нечто представленное извне.
Занков Л.В. Дидактика и жизнь М. Просвещение 1968. c.97
6. Педагогика и психология.
Взаимоотношение
педагогики и психологии вовсе не
ограничивается тем, что педагогика
опирается на данные психологической
науки. Конечно педагогика много
выиграла бы, если бы факты и теоретические
положения психологии нашли должное применение
в научной разработке педагогических
вопросов и совершенствовании практики.
Однако самое главное заключается в следующем:
экспериментально-
В
изучении эффективности урока
Занков
Л.В. Дидактика и
жизнь М. Просвещение 1968.
c.138
7. Выявление
связей и зависимостей в
Определение
основного соотношения способов
обучения и раскрытие их эффективности
является в высшей степени важным.
Игнорирование этих вопросов в дидактике
и односторонняя приверженность
к описанию и классификации методов
принадлежат к числу причин слабой
разработанности проблемы методов
обучения и некоторых других вопросов.
Обобщая опыт учителей, очень существенно
находить такие промежуточные звенья,
которые позволяли бы им извлечь
из общих педагогических положений
максимум для совершенствования
практики обучения. В учебниках педагогики
есть упоминание о том, что метод обучения
видоизменяется. Например, говориться,
что изложение педагогом учебного материала
может быть осуществлено не только в форме
рассказа, но и в форме объяснения.
Занков
Л.В. Дидактика и
жизнь М. Просвещение 1968.
c.153
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Российский государственный
университет»
РЕФЕРАТ
Тема:
«Теория развивающего
обучения: история возникновения
и пути реализации в
России и на Западе».
Екатеринбург 2011
Содержание
Введение.
1. Понятие о развивающем обучении.
2. Особенности
и структура учебной
3. Учебная задача как основа обучения в системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова: постановка и решение.
4. Приемы
умственных действий в
Заключение.
Список
литературы.
Введение.
Пестолощи К. Г. (1746-1827) Швейцарский педагог-демократ. Разработал теорию элементарного образования и впервые соединил обучение с производительным трудом. Основой теории развивающего обучения является вопрос о соотношении обучения и развития, по которому сложились три точки зрения. В основе первой концепции лежит идея о независимости развития от обучения. Вторая наука основывается на том, что обучение и есть развитие. В третьей сделана попытка преодолеть крайности первых двух путем простого их совмещения: развитие мыслится как процесс, независимый от обучения, а само обучение считается тождественным развитию. Но еще Л. С. Выготский указывал на правильное соотношение обучения и развития - обучение должно направлять развитие и идти впереди развития, а обучать ребенка надо в «зоне ближайшего развития».
Информация о работе Конспект научно-педагогической работы Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь»