Конспект научно-педагогической работы Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Соотношение обучения и развития может быть исследовано и как проблема психологической науки, и как педагогическая проблема. При этом фигурирует , в частности , вопрос о выборе метода сообщения нового материала: важно выбирать такой метод, который содействовал бы развитию наблюдательности и вниманию учащихся.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.96 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Институт  психологии

Кафедра педагогики 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО  ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Вариант 2 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнил :

                                                                                                                студент группы ЗЭС 213 С

                                                                                     Мезин С. Н.

                                                                                  Проверил :

                                                                                              должность доцент

                                                                                   Сумина Т.Г. 
 
 

Екатеринбург 2011

    Конспект научно-педагогической работы Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь». 

    1.Проблема  соотношения обучения и развития  .

  Соотношение  обучения и развития может быть исследовано и как проблема психологической науки,  и как педагогическая проблема.  При этом фигурирует , в частности , вопрос о выборе метода сообщения нового материала: важно выбирать такой метод, который содействовал бы развитию наблюдательности и вниманию учащихся.  Итак , когда в дидактике речь идёт о педагогических путях достижения желаемых результатов в развитии учащихся , особое внимание уделяется методам и приёмам обучения.

Занков  Л.В. Дидактика и  жизнь М. Просвещение 1968. C.13

2. Экспериментальное  обучение.

      В экспериментальной системе обеспечению  единства, согласованности частей, отдельных элементов служат дидактические  принципы системы.

      Принцип обучения на высоком уровне трудности  характеризуется не только и не сколько  тем, что превышает «среднюю нору»  трудности , но прежде всего тем, что  раскрывает духовные силы ребёнка, дает им простор и направление. Здесь  дело не в том, что просто требуется  «некоторое напряжение умственных сил» учащихся, как об этом говориться в дидактике , когда речь идёт о постепенном повышении сложности. Одним из важнейших является требование вести интенсивную и систематическую работу над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

      Следующий дидактический принцип новой системы – ведущая роль теоретических знаний. Указанный принцип требует, чтобы познавательная сторона обучения была выдвинута на первый план и как мощное средство развития школьником, и как надёжная основа подлинного овладения умениями и навыками.

      Следующий принцип экспериментальной системы  – осознание  школьниками процесса учения. Определяя и реализуя данный принцип мы естественно исходим  из общепринятого дидактического принципа сознательности. Характерным для  сознательности учащихся в обучении С.В. Иванов признает следующее:

  1. Сознание цели и задачи обучения.
  2. Сознательное  овладение фактическим материалом.
  3. Активное образование понятий.
  4. Сознательное усвоение навыков
  5. Сознательное закрепление знаний, умений, навыков.
  6. Сознательное применение их на практике.
  7. Сознание результатов своей работы.
 

    В обобщающем труде по дидактике принцип сознательности раскрывается следующим образом:

    А) сознательное и активное отношение школьников к учению.

    Б) понимание  изучаемого материала и выражение  его в речи.

    В) творческий характер учебного труда школьников.

    Г)  сознательное применение знаний на практике.

Занков  Л.В. Дидактика и  жизнь М. Просвещение 1968. c.28,32,34,38

3.  Систематичность обучения.

      Принцип систематичности обучения выражает необходимость преподавать основы наук в строго логическом порядке , последовательно руководить учебным  трудом. «Логический порядок» или  «логическое расположение» частей учебного предмета, определяется системой и логикой данной науки, преподаваемой  в школе.

Занков  Л.В. Дидактика и  жизнь М. Просвещение 1968. c.72 

4. Проблема  учебных связей в учебном процессе.

      Рассмотрение  содержания учебных дисциплин под  углом зрения межпредметных связей, помимо серьёзного практического значения, может обогатить и теорию обучения, поскольку здесь нащупывается  одно из направлений исследования соотношений частей школьного образования. Нельзя вместе с тем не отметить, что главным в межпредметных связях является именно соотношение частей, как таковых.

      Система – это целое, представляющее собой  единство закономерно расположенных  и действующих во взаимной связи  частей. Иногда системой называют набор  элементов, выше объединенных между  собой. Однако это неправильное использование  данного термина. Обязательным признаком  системы служит ее целостность. Для  системы характерна взаимосвязь  ее частей и связей между ними.

      Требование  заключается в том, чтобы  части  и стороны учебно-воспитательного  процесса представляли собой единое целое, является особенно существенным  начальных классов.

Занков  Л.В. Дидактика и  жизнь М. Просвещение 1968. c.85,86

5. Различия учебных задач и способов обучения.

      Учебная задача, ее характерные черты, место  и роль в обучении – это важные вопросы при рассмотрении учебного процесса. Как полагает М.А. Данилов , « специфическое противоречие учебного процесса характеризуется те, что  самим ходом обучения, логикой  учебного процесса перед учащимися  выдвигаются всё врем новые в  том или ином отношении задачи, которые ясны для учащихся, принимаются ими и могут быть разрешены ими при некотором напряжении их умственных сил». В приведённом положении следует отметить  несколько моментов . Первый характеризует задачу  в контексте объективного хода учебного процесса. Задача  в этом смысле есть факт, не зависящий ни от учителя, ни  от ученика: и для того и для другого она представляет собой нечто представленное извне.

Занков  Л.В. Дидактика и  жизнь М. Просвещение 1968. c.97

6. Педагогика  и психология.

      Взаимоотношение педагогики и психологии вовсе не ограничивается тем, что педагогика опирается на данные психологической  науки. Конечно педагогика много  выиграла бы, если бы  факты  и теоретические положения психологии нашли должное применение в научной разработке педагогических вопросов и совершенствовании практики. Однако самое главное заключается в следующем: экспериментально-психологическая .методика и психологический анализ должны стать органической частью педагогических исследований. За тот период времени, который отделяет нас от педагогической деятельности К.Д. Ушинского, психология значительно продвинулась вперёд. В высшей степени примечательным является то, что сформировалась новая нова ветвь психологической науки – экспериментальная психология.

      В изучении эффективности урока разрабатываются  и проверяются, в частности, такие  виды связей :

  1. Учитель излагает весь материал, предусмотренный учебной программой, а учащиеся осмысливают и закрепляют его в классе, в лаборатории, дома.
  2. Учитель излагает лишь основные вопросы, а учащиеся самостоятельно прорабатывают весь материал.
  3. Учитель делает лишь введение в содержание  и методику работы на уроке, а учащиеся самостоятельно работают.
 

Занков  Л.В. Дидактика и  жизнь М. Просвещение 1968. c.138 

    7. Выявление  связей и зависимостей в учебном  процессе. 

          Определение основного соотношения способов обучения и раскрытие их эффективности  является в высшей степени важным. Игнорирование этих вопросов в дидактике  и односторонняя приверженность к описанию и классификации методов  принадлежат к числу причин слабой разработанности проблемы методов  обучения и некоторых других вопросов. Обобщая опыт учителей, очень существенно  находить такие промежуточные звенья, которые позволяли бы им извлечь  из общих педагогических положений  максимум для совершенствования  практики обучения. В учебниках педагогики есть упоминание о том, что метод обучения видоизменяется. Например, говориться, что изложение педагогом учебного материала может быть осуществлено не только в форме рассказа, но и в форме объяснения.  

Занков  Л.В. Дидактика и  жизнь М. Просвещение 1968. c.153 

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Российский государственный профессионально-педагогический

университет» 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

     Тема:  «Теория развивающего обучения: история возникновения и пути реализации в России и на Западе». 
 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнил :

                                                                                                                студент группы ЗЭС 213 С

                                                                                     Мезин С. Н.

                                                                                  Проверил :

                                                                                              должность доцент

                                                                                   Сумина Т.Г. 

     Екатеринбург 2011

 

      Содержание 

Введение.

1. Понятие  о развивающем обучении.

2. Особенности  и структура учебной деятельности  в теории Д. Б. Эльконина-В.  В. Давыдова.

3. Учебная  задача как основа обучения  в системе Д. Б. Эльконина  - В. В. Давыдова: постановка и  решение.

4. Приемы  умственных действий в развивающем  обучении.

Заключение.

Список  литературы. 

 

     Введение.

     Теория  развивающегося обучения начала формироваться  в 1970-е годы в работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Наиболее фундаментально эта проблема изложена в трудах В. В. Давыдова. Следует отметить, что впервые идею развития выдвинул швейцарский педагог И.Г. Песталоцци, который писал, что стремление к  развитию заложено в человеке от рождения. Поэтому целью воспитания должно быть гармоничное развитие природных  сил и способностей ребенка. Немецкий педагог А. Дистервег разработал дидактику развивающегося обучения в виде 33-х правил.

     Пестолощи К. Г. (1746-1827) Швейцарский педагог-демократ. Разработал теорию элементарного образования и впервые соединил обучение с производительным трудом. Основой теории развивающего обучения является вопрос о соотношении обучения и развития, по которому сложились три точки зрения. В основе первой концепции лежит идея о независимости развития от обучения. Вторая наука основывается на том, что обучение и есть развитие. В третьей сделана попытка преодолеть крайности первых двух путем простого их совмещения: развитие мыслится как процесс, независимый от обучения, а само обучение считается тождественным развитию. Но еще Л. С. Выготский указывал на правильное соотношение обучения и развития - обучение должно направлять развитие и идти впереди развития, а обучать ребенка надо в «зоне ближайшего развития».

Информация о работе Конспект научно-педагогической работы Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь»