Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:10, контрольная работа
Соотношение обучения и развития может быть исследовано и как проблема психологической науки, и как педагогическая проблема. При этом фигурирует , в частности , вопрос о выборе метода сообщения нового материала: важно выбирать такой метод, который содействовал бы развитию наблюдательности и вниманию учащихся.
Опытно-экспериментальную проверку этой идеи провели научные коллективы под руководством Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. В результате были разработаны принципы развивающегося обучения детей младшего школьного возраста: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп изучения материала; осознание школьниками самого процесса учения.
Развивающее обучение особенно способствует развитию таких психических процессов, как наблюдение, внимание, мышление.
1. Понятие о развивающем обучении.
В наше время вновь актуальна проблема развивающего обучения школьников. Говориться вновь, потому что идея развития ребенка была основной для русской народной школы второй половины XIX в.- начала XX в. Все методическое поиски по совершенствованию народной школы имели своей целью усиление развивающей роли учебно-воспитательного процесса.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает и сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной, общественно-трудовой деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель на уроке. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.
Бесспорно,
не любое обучение развивает ребенка.
Как пишет Д. Б. Эльконин «..что
сами категории обучения и развития
разные. Эффективность обучения, как
правило, измеряется количеством и
качеством приобретенных
Давно замечено, что можно много знать, но при этом не проявлять никаких творческих способностей, т.е. не уметь самостоятельно разобраться в новом явлении, даже из относительно хорошо известной сферы науки».
Вопросами психического развития ребенка занимается психология, но при построении развивающего обучения методика опирается на результаты исследований этой науки. Как пишет Давыдов В. В. «...психологическое развитие человека - это, прежде всего, Становление его деятельности сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их психологических процессов (познавательных процессов, эмоций, и т.д.). Отсюда следует, что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения [1].
Эта деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Они тесно связаны между собой, но в зависимости от того, какой вид деятельности преобладает, обучение оказывает различное влияние на развитие детей. Репродуктивная деятельность характеризуется тем, что ученик получает готовую информацию, воспринимает её, понимает, запоминает, затем воспроизводит. Основная цель такой деятельности - формирование у школьника знаний, умений и навыков, развитие внимания и памяти. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Эти мыслительные операции в педагогической литературе принято называть логическими приемами умственных действий.
Включение
этих операций в процесс усвоения
математического содержания - одно
из важнейших условий построения
развивающего обучения, т.к. продуктивная
(творческая) деятельность оказывает
положительное влияние на развитие
всех психологических функций «..
2.
Особенности и
структура учебной
деятельности в
теории Д. Б.
Эльконина-В. В.
Давыдова.
При освоении любой деятельности человек приобретает определенные способности: например, в труде ребенок обретает способность к планированию, в игре - к воображению и действию в уме. В учебной деятельности ребенок обретает способность учить себя, или умение учиться.
Умение
учиться, формируемое в учебной
деятельности (и не только в ней),
редко выделяется из ряда всех школьных
умений. Появление этого умения знаменует
революционное событие в
По
мысли Д. Б. Эльконина учебная
деятельность - это такая деятельность,
в которой воспитывается
В.В.
Давыдов обосновал
Но
мышление школьников не тождественно
мышлению ученых. Школьники не создают
понятий, образов, норм, а присваивают
их посредством учебной
Приступая
к овладению каким-либо учебным
предметом, школьники с помощью
учителя анализируют содержание
учебного материала, выделяют в нем
некоторое сходное общее
Затем
дети используют содержательные абстракцию
и обобщение для
Таким образом, хотя учебная деятельность школьников развертывается в соответствии со способом изложения уже полученных людьми продуктов духовной культуры, однако внутри этой деятельности в своеобразной форме сохраняются ситуации и действия, которые были присущи реальному созданию таких продуктов, благодаря чему способ их получения сокращенно воспроизводится в индивидуальном сознании школьников.
В
процессе систематического выполнения
школьниками учебной
Этот
путь усвоения знаний имеет две характерные
черты. Во-первых, мысль школьников
при таком усвоении целенаправленно
движется от общего к частному. Во-вторых,
такое усвоение направлено на выявление
школьниками условий
Согласно Д. Б. Эльконину - В. В. Давыдову учебная деятельность является:
-
общественной по своему
- общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);
- общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами) [4].
Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Учебная деятельность (УД), как уже указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действия в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.
Известно, что знания, умения и навыки человек получат не только в школе и не только в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении театра, из рассказов родителей и сверстников, а также в игровой и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос о том, какие знания, каким способом и при каких условиях должны усваиваться ребенком именно в школе, под руководством учителя, организующего УД [5].
Усвоение
знаний, умений и навыков внутри
УД имеет ряд характерных
Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.
Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).
В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте [5].
Задачей
школы является не просто развитие
мыслительной деятельности школьников,
а воспитание у них такого уровня
мышления, который в наибольшей мере
способствует ориентации человека в
современных формах сознания. Этому
требованию соответствует теоретический
уровень мышления. Последний не обеспечивается
при традиционном обучении, когда
ученики усваивают лишь отдельные
способы решения конкретных задач
и когда для этого им дается
готовая сумма частных знаний.
Мышление школьников поднимается на
теоретический уровень при
В. В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:
- учебные ситуации (или задачи);
- учебные действия;
- действия контроля и оценки [5].
Более подробно остановимся на точке зрения В. В. Давыдова. По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач (УЗ). Учебная задача тесно связана с содержательным (теоретическим) обобщением, она подводит ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками УЗ "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности.
Информация о работе Конспект научно-педагогической работы Л.В. Занкова «Дидактика и жизнь»