Конфликты в педагогическом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:45, реферат

Описание работы

Целью работы является анализ подобных ситуаций в психолого-педагогическом аспекте, что предусматривает решение следующих конкретных задач:
1. выявление характеристик педагогического общения с точки зрения социально-педагогического взаимодействия;
2. определение типологии конфликтов при обучении младших школьников и подростков;
3. характеристика типичных проблемных ситуаций и рекомендации их разрешения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Психолого-педагогическое понятие конфликта в педагогическом общении.
1.1.Педагогическое общение как социально-психологичекое взаимодействие.
1.2. Конликты как барьеры в педагогическом общении.
Глава 2. Проблематика конфликтных ситуаций в педагогическом общении и способы их преодоления.
2.1. Дифференциация проблемных ситуаций, провоцируемых учителем и способы их эффективного разрешения.
Учитель
2.2. Барьеры в педагогическом общении при столкновении ценностей и рекомендации к их преодолению.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат по педагогике.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

    Способы взаимодействия с учащимися в  случае, когда они имеют проблемы, и в случае, когда проблема принадлежит  учителю, существенно различаются.

 Различные задачи, решаемые педагогом, требуют достаточно несхожих способов поведения. Выводы,  достаточно очевидны:

    1. Для эффективного взаимодействия  с учеником необходимо, прежде  всего, определить принадлежность  проблемы.

    2. В случае принадлежности проблемы ученику наиболее подходящей будет позиция консультанта, наиболее адекватный аппарат — «Словарь принца».

    3. В случае принадлежности проблемы учителю позиция консультанта будет неэффективной, «Словарь принца» не будет работать.

    Что же делать, если проблема принадлежит  вам? У вас есть три возможности:

    1. работать с учеником;

    2. работать со средой;

    3. работать с собой.

    В соответствии с этим, вы можете выбрать такие направления работы:

    Первое — попытаться изменить поведение ученика.

    Второе — попытаться изменить среду, обстановку.

    Третье — попытаться изменить себя.

    Представьте себе, что Вика Плотникова, ваша ученица, постоянно вас перебивает, не дает вести урок, так как она хочет, чтобы вы постоянно проверяли  то, что она делала, и подбадривали ее, говорили, что все правильно и она молодец. Подобное поведение для вас неприемлемо и поэтому является вашей проблемой. Что здесь можно сделать?

    1. Вы можете сделать ей замечание, заставить замолкать, перестать перебивать вас. (Изменение поведения ученицы).

    2. Вы можете дать всему классу такое задание, в которое включена самопроверка. (Изменение Среды).

    3. Вы можете сказать себя: «Она очень несамостоятельная девочка, но она скоро это перерастет», либо Ей требуется больше моего внимания, нежели другим ученикам.» (Изменение себя).

    Сейчас мы с вами сосредоточимся на первом способе, а остальные рассмотрим позднее.

    Первый  способ предполагается, что вы конфронтируете с учеником, сообщая ему, что его  поведение мешает вам, не позволяет  осуществлению вашего основного  права — получать удовольствие от процесса обучения. Такое поведение педагога требует от него достаточной смелости и мужества, осознания своих прав и потребностей.

    К сожалению, приемы, которые используют преподаватели при реализации этого  способа, приводят к следующим последствиям:

  1. Провоцируют сопротивление у школьников.

  2. Заставляют учеников чувствовать, что учитель считает их глупыми, абсолютно ни на что не способными.

  3. Показывают школьникам, что педагогу  нет дела до их чувств, потребностей  и мыслей.

  4. Заставляют учеников чувствовать вину, стыд, смущение.

  5.  Снижают детскую самооценку.

  6.  Активизируют самозащиту школьников.

  7.  Провоцируют детский гнев и мстительность.

  8. Являются причиной пассивности учеников.

    Ясно, что ни один учитель не желает подобных результатов. Единственное, что он хочет — чтобы уважались и его права. Но, сообщая о своих потребностях школьникам, большинство педагогов, как мы убедились, не задумываются о форме этих сообщений. Они просто повторяют то, что говорили их учителя и родители. Да и как можно задуматься, если вас переполняют гнев, отчаяние, злоба, обида, когда вы едва сдерживаете себя от применения «физических» методов? Ведь вам совершенно ясно, что «этот...» или «эта...» просто издеваются над вами!

    Типичные  замечания учителей при использовании  первого способа способствуют укреплению детей в позиции «Я-плохой» и делятся на следующие три группы:

    1. Предписывающие замечания.

    2. Подавляющие замечания.

    3. Косвенные замечания.

    Предписывающие  замечания точно сообщают ученику об изменениях в его поведении, желанных для учителя — что следует сделать, как должно делать, как было бы лучше сделать. Преподаватель сам принимает решение и ждет, что школьник его реализует.

    Предписывающие  замечания делятся на пять видов:

1. Приказы. Команды. Указания.

— Выплюнь сейчас же резинку!

— Немедленно сядь!

2. Предостережения. Угрозы.

    Если ты не займешься лабораторной, я оставлю тебя доделывать ее после уроков!

    — Если ты будешь продолжать так вести себя, то скорее вылетишь из школы!

3. Нотации. Проповеди.

    Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал!

    — В твоем возрасте уже следует знать, как себя вести!

4. Поучения.

    Ты никогда не сможешь дочитать параграф, если будешь лезть к Шаруде!

    — Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования!

5. Советы. Предписания.

    Я бы на твоем месте никогда себя так не повела!

    — Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене!

    Согласитесь, все эти замечания нам очень  знакомы и часто звучат в классе. Вам непрерывно приходится «руководить» поведением детей — встань, сядь, иди, стой, говори, молчи и т.д.. Вы превратились в «командную» машину, а школьники — в «исполнительную» машину (хотя и несколько испорченную). Вы не кажетесь себе роботом? Почему вы должны непрерывно ими командовать? Где же «нормальные» дети, которые «хорошо» себя ведут и хотят учиться?

    Большинству учителей кажется, что предписывающие замечания — самый простой и действенный способ управления классом. Если вам кто-то мешает, что плохого в том, чтобы остановить его и, если требуется, надавить, пригрозить?

    «Плохого» то, что слишком часто не срабатывает, и, самое главное, внутри каждого такого замечания спрятано сообщение «Ты-плохой»: ты ничего не можешь самостоятельно, ты ни на что не способен, ты — лягушка.

    Предписывающие  замечания могут в лучшем случае вызвать внешние, сиюминутные изменения в поведении ученика — он выплюнет резинку, перестанет щипать соседа. Но это вовсе не означает, что не станет опять делать то же самое, стоит вам отвернуться.

    Еще одна причина неэффективности предписывающих замечаний — они несут информацию только об ученике, но никогда об учителе. У школьника совершенно нет возможности узнать о том, как именно его поведение повлияло на преподавателя. Он уверен только, что педагог решил определенным образом изменить его поведение. В этом случае чаще всего ребенок делает несправедливые умозаключения о преподавателе — он придирчив, несправедлив, невнимателен, неумен, бесчувственен, груб и т.п. Придя к такому заключению, школьник вряд ли будет уделять много внимания заботе об учителе, о том, чтобы не мешать ему, о том, чтобы урок проходил в лучшей обстановке. Как раз напротив, он предрасположен бороться, восставать, проказничать, не слушаться — выдумывать любые способы, только бы не выполнить предписания педагога.

    Подавляющие замечания еще «хуже», нежели предписывающие. Они смешивают ребенка с грязью, снижают его самооценку, унижают его. Подавляющие замечания содержат оценку, осуждение, критику, насмешку. Они делятся на шесть категорий:

1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление.

    Как только в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!

    — Ну, ты мне и надоел!

    — Нет, тебе выйти — нельзя!

2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.

Вы скачите, как стадо диких тараканов!

— Вы просто подонки общества!

— Надо же, как ты разошелся! Давно двоек не получал!? 

3. Интерпретация. Анализирование. Диагностирование.

    — У вас что, мальчики, проблемы с дисциплиной?

    Я понимаю, Шакунова, ты написала это, чтобы показать свои недюжинные способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию.

    4. Поощрение. Положительное оценивание.

    Куринян, у тебя ведь достаточно ума для того, чтобы быть отличником!

5. Поддержка. Симпатизирование. Воодушевление.

    Трудно усидеть в классе в такой прекрасный день, не правда ли?

    — Я, конечно, понимаю, что скоро ваш любимый мультсериал, но занятия в школе заканчиваются в пять часов, не забывайте этого!

6. Допрашивание. Выспрашивание. Расследование.

    Почему это вы сидите не на своих местах?

    — Как ты можешь надеяться сдать экзамены, когда ты пропустил столько занятий?

    — Кто сделал дырку в глобусе, немедленно отвечайте! ?

    К сожалению, и эти замечания выглядят достаточно знакомыми, не так ли? А  ведь они переполнены негативными  оценками.

    Тысячи  подавляющих замечаний слышит школьник изо дня в день. Ученик приучается к тому, что он — причина всех бед учителя. И как предписывающие замечания, подавляющие не содержат никакой информации об учителе. Поэтому школьнику также трудно поверить, что в педагоге есть что-то человеческое, что он может что-то чувствовать и у него есть какие-то потребности.

    Выдержать подавляющие замечания без ущерба самооценке могут лишь принцы. Но мы знаем, что их в этом возрасте практически  нет. Поэтому эта замечания лишь усиливают, причем значительно, лягушачесть  школьников.

    Независимо  от того, каков будет эффект подавляющего замечания — пропадает втуне и никак не повлияет на поведение ребенка, либо усвоится им как еще одно доказательство его неадекватности, и в том и в другом случае он раскодирует скрытое сообщение — «Ты-плохой». Это обязательно стимулирует его самозащиту, он просто вынужден защищаться от этой — в его представлении — атаки. Он может спорить, возмущаться, доказывать, что учитель не прав. Некоторые ученики смиряются и думают: «Мне уже все равно, давайте, продолжайте в том же духе!» Единственная здоровая реакция на подавляющие замечания — счесть их сметными и улыбнуться, но это под силу лишь принцу. К сожалению, очень немногие ученики способны таким образом противостоять учителю.

    Косвенные замечания включают в себя насмешку, сарказм, поддразнивание, развлекающие замечания.

    Многие  учителя предпочитают косвенные  замечания, так как чувствуют, чем чреваты предписывающие и подавляющие. Им кажется, что школьники легче переносят косвенные замечания, потому что они значительно «мягче» (по сравнению с предписывающими и подавляющими), однако скрытую часть «Ты-плохой», замаскировать не удается. Подобные замечания являются более манипулятивными и единственный их эффект — приучение школьника к действиям «исподтишка».

    Теперь  вы, несомненно, видите, что замечания, применяемые для изменения поведения школьников в том случае, когда проблема принадлежит педагогу, идентичны «Словарю лягушки». Поэтому мы можем включить их в этот словарь и в дальнейшем пользоваться этим обозначением, независимо от того, формулируете вы высказывания в зоне проблем школьника или замечания в зоне проблем учителя.

    Что же является общим для замечаний  из «Словаря лягушки»? Прежде всего то, что все они содержат скрытое сообщение «Ты-плохой». Оно подразумевается, но легко встраивается в любое замечание:

  — Перестань! (Команда)

  Раскодирование: Ты — плохой, потому что не понимаешь, что следует остановиться.

  — Лучше успокойся, а то... (Угроза)

  Раскодирование: Ты-плохой, так как не знаешь, что следует успокоится, и не понимаешь, что будет, если ты этого не сделаешь.

Информация о работе Конфликты в педагогическом общении