Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:07, практическая работа
Цели:
формирование представления о природе конфликта;
развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.
Задачи:
проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;
показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;
показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.
Еще Будда сказал: "Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным".
Агрессивность требует выхода. Однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом конфликта. Великий Лев Толстой точно подметил: "То, что начато в гневе, кончается в стыде".
Однако
не "выпускать пар" агрессивности
небезвредно для здоровья: гипертония,
язва желудка и двенадцатиперстной
кишки - вот болезни сдержанных эмоций.
Мудрость гласит: "Язва желудка - не от того, что едим мы, а от того, что ест нас".
Итак,
эмоции требуют выхода и подобная
разрядка необходима человеку. Но, как
видно из предыдущего, разрядиться
на окружающих - это не выход, а выходка.
Есть три способа снять агрессивность - пассивный, активный и логический.
Пассивный способ заключается в том, чтобы "поплакаться" кому-то, пожаловаться, выговориться. Терапевтический эффект этого огромен. Женщины в этом отношении находятся в более выгодных условиях: сложилось так, что мужчине не пристало жаловаться, а тем более плакать. Слезы же снимают внутреннее напряжение, так как с ними выводятся ферменты - спутники стресса. Дать облегчение - это одна из важнейших функций слез.
Активные способы. Все они строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин - спутник напряженности - "сгорает" во время физической работы. Лучше всего той, что связана с разрушением целого, рассечением его на части: копка земли, работа топором и пилой, косьба.
Не менее полезны так называемые циклические упражнения, связанные с повторением огромного количества раз элементарных движений: неторопливый бег, быстрая ходьба, плавание, велосипед. Поглощая значительное количество энергии, эти занятия эффективно снимают нервное напряжение. Например, каково бы ни было раздражение перед началом бега, уже на 2-3 километре всегда наступает облегчение, приходит простая мысль: "Жизнь прекрасна! Все остальное - мелочи".
Женщинам
можно рекомендовать
Логический способ погасить агрессивность приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное - докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли - себе дороже, поэтому лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным (и достаточно любимым) делом - работой мысли, в результате эмоции притупляются.
Любовь к себе - в разумных пределах - присуща любому нормальному человеку. Каждый должен заботиться о себе, чтобы не стать обузой для других. Например, заботиться о своем здоровье, будущем, благосостоянии и т.п. Еще Аристотель отметил: "Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви".
У эгоиста любовь к себе гипертрофирована, достижение целей осуществляется за счет других людей. Обычно, поступая эгоистично, человек преследует корыстные цели, достижение каких-то благ. Однако при этом он теряет значительно больше - свою добрую репутацию.
В
заключение отметим, что самая почетная
победа - та, которую одерживают над
эгоизмом.
Приложение 7
Тест «30 пословиц»
Инструкция к тесту:
«Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются единицей или двойкой, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5.
Оценка 3 не должна использоваться вовсе.
Оценивается каждое суждение без особенно долгих раздумий, чтобы не затягивать процедуру "экзамена". За советами обращаться к вам не рекомендуется по вашему положению экзаменатора — оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив номеров суждений в таблице, приведенной ниже».
После того как участники оценят все пословицы, они могут подсчитать баллы по колонкам. Тренер, перед тем как зачитает интерпретацию, напоминает участникам, что если они не согласны с тем, что получилось в тесте, то лучше оставаться при своем мнении. Любой тест работает с определенной долей вероятности, и всегда находятся люди, чьи результаты ошибочны. Совпадает результат с действительностью или нет, решать самим участникам.
Бланк теста «30 пословиц»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Тест «30 пословиц»
Интерпретация
1-й тип - «черепашка». У людей такого типа - большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
2-й тип — «акула». Для людей этого типа главное — их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести коллектив из сложной ситуации.
3-й тип — «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4-й тип — «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь — не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
5-й
тип — «сова».
Это честные и открытые люди. Представители
этого типа никогда не будут изворачиваться,
уходить от борьбы, они могут пожертвовать
хорошими отношениями во имя выбранной
цели. У них стратегия честной и открытой
борьбы, честной и открытой цели.
Приложение 9
Упр.
«Достойный ответ»
Цель: Отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Содержание: Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Обсуждение: Тренер
спрашивает участников, легко ли им было
выполнять задание, принимали ли они близко
к сердцу нелестное замечание о себе. Как
правило, слушатели говорят, что грубые
высказывания их не взволновали, потому
что они не воспринимали их как направленные
конкретно против себя. Затем все предлагают
различные варианты конструктивного поиска,
который поможет и в реальных жизненных
условиях так же воспринимать негативную
информацию от партнеров по общению.
Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь. |
Ты никогда никому не помогаешь |
Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы. |
Ты совсем не умеешь красиво одеваться. |
Почему ты на всех смотришь волком? |
С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений. |
Ты как не от мира сего |
У тебя такой страшный взгляд. |
С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь. |
У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы. |
Посмотри, на кого ты похожа! |
Ты слишком много болтаешь ерунды. |
Что ты вечно на всех кричишь? |
У тебя полностью отсутствует чувство юмора. |
Ты слишком плохо воспитана. |
Приложение 11
Упр. «Быстроногий олень и звенящая струна»
Еще
одна процедура для анализа своих
субличностей или стилей поведения
в конфликте может принять форму «игры
в индейцев». Она может проводиться в продолжение
предыдущего упражнения (но лучше не сразу
после него, а через некоторое время, например,
на следующий день в качестве разминки)
или как отдельная аналитическая работа.
Условие использования этого упражнения
— довольно мощный креативный потенциал
участников группы и высокий уровень их
вербального интеллекта.
Работа проводится
в индивидуальном режиме.