Конфликтные ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:07, практическая работа

Описание работы

Цели:

формирование представления о природе конфликта;

развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.

Задачи:

проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;

показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;

показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.

Работа содержит 1 файл

приложение1.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

   «акулы» чаще используют соревнование»;

   «черепахи»  – уклонение;

   «медвежата» – приспособление;

   «лисы»  – компромисс»;

   «совы» – сотрудничество. 

   В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом  стратегий может оказаться в  разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

   Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить  совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. 

   Способы регулирования конфликтов (Приложение 8) 

   12. Упражнение «Достойный ответ» (Приложение 9) 

   13. Типология конфликтных личностей  (Приложение 10) 

   Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. предлагают техники, снижающие и повышающие напряжение. 

   14. Техники, снижающие напряжение:

   Предоставление  партнеру возможности выговориться.

   Вербализация  эмоционального состояния:

   Своего;

   Партнера.

   Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)

   Проявление  интереса к проблемам партнера.

   Подчеркивание значимости партнера, его мнения в  ваших глазах.

   В случае вашей неправоты – немедленное  признание ее.

   Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.

   Обращение к фактам.

   Спокойный уверенный темп речи.

   Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз. 

   Техники, повышающие напряжение:

   Перебивание партнера.

   Игнорирование эмоционального состояния:

   Своего;

   Партнера.

   Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

   Демонстрация  незаинтересованности в проблеме партнера.

   Принижение  партнера, негативная оценка личности партнера.

   Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.

   Поиск виноватых и обвинение партнера.

   Переход на «личности».

   Резкое  убыстрение темпа речи.

   Избегание пространственной близости и наклона  тела. 

   15. Упражнение «Быстроногий олень  и звенящая струна» (Приложение 11) 

   16. Упражнение «Четыре квадрата» (Приложение 12) 

   17. Упражнение «Нас с тобой объединяет»  (Приложение 13) 

   Используемая  литература:

   Г.Б.Монина, Е.К. Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг», С-П «Речь» 2007.

   И. Авидон, О. Гончарова «Тренинг взаимодействия в конфликте», С-П «Речь» 2008.

   И.А. Агеева «Успешный учитель: тренинговые  и коррекционные программы», С-П  «Речь» 2007.

   В. Шейнов «Конфликты в нашей жизни, возникновение, развитие и разрешение конфликтов», интернет-статья.

   Приложение 1

   Синквейн  – поэтическая форма, которая позволяет обобщить фактический или ассоциативный материал по какой-либо теме.  

   Синквейн состоит из пяти строк и выстраивается следующим образом: 

    строка 1 – определяемое понятие;

    строка 2 – два прилагательных к нему;

    строка 3 – три глагола к нему;

    строка 4 – фраза из четырех-пяти слов;

    строка 5 – вывод (обобщенное понятие, синоним  и т.п.) 

    Например: образ жизни

    1.Форма  деятельности.

    2.Индивидуальная, групповая.

    3. Трудиться,  проявлять, действовать.

    4.Особенности  поведения, обобщения и склада  мышления.

    5.Стиль  жизни.

Приложение 3

Первопричины конфликта

    Типы  конфликтогенов

    Два первых правила бесконфликтного  общения легче выполнить, когда  знаешь, что может послужить конфликтогеном. Этому способствует их классификация.

    Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:

    * стремление к превосходству;

    * проявления агрессивности;

    * проявления эгоизма.

    Общим для всех этих типов является то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем  или на достижение каких-то целей (психологических или прагматических).

    Рассмотрим  наиболее распространенные конфликтогены  каждого из типов.

    • Стремление  к превосходству

    Прямые проявления превосходства: приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм.

    Снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Как можно этого не знать?», «Неужели Вы не понимаете?», «Вам ведь русским языком сказано», «Вы умный человек, а поступаете…». Одним словом – забвение известной мудрости: «Если ты умнее других, то никому не говори об этом». Конфликтогеном является и снисходительный тон.

    Муж похвалил жену за вкусный  обед. А она обиделась, потому что сказано это было снисходительным тоном, и она почувствовала себя кухаркой.

    Хвастовство, то есть восторженный рассказ о своих успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на место» хвастуна.

    Категоричность, безапелляционность – проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. Сюда относятся любые высказывания категоричным тоном, в частности такие, как «Я считаю», «Я уверен». Вместо них безопаснее употреблять высказывания, отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось впечатление, что…».

    Конфликтогенами данного вида являются и безапелляционные фразы типа «Все мужчины  – подлецы», «Все женщины – обманщицы», «Все воруют», «…и закончим этот разговор».

    Категоричные  суждения родителей о принятой в  среде молодежи музыке, одежде, манере поведения могут оттолкнуть от них  детей. Например, мать говорит дочери: «Твой новый знакомый тебе не пара». Дочь в ответ нагрубила. Не исключено, что она и сама видит недостатки своего знакомого, но именно категоричность вердикта рождает протест. По-видимому, другой резонанс вызвали бы слова матери «Мне кажется, он несколько самоуверен, берется судить о том, в чем плохо разбирается. Но, может быть, я ошибаюсь, время покажет».

    Навязывание своих советов. Есть правило: давай совет лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства.

    Так, например, водитель троллейбуса в  порядке инициативы взяла на себя дополнительную обязанность во время следования по маршруту просвещать пассажиров по разным темам: правила дорожного движения, правила хорошего тона и т.п. Динамик в салоне не умолкал, бесконечно повторяя прописные истины. Пассажиры выражали дружное возмущение таким навязчивым «сервисом», многие жаловались, что выходили из троллейбуса в скверном настроении.

    Заметим, что намерения у водителя были самые благие. А результат –  совсем не тот, на который он рассчитывал.

    Перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.

    Любопытен сюжет, связанный с Эйнштейном. Ученый имел маленькую записную книжечку, в которую записывал пришедшие  в голову мысли. «Почему она у Вас такая маленькая?» – спросили его.

    «Потому, - ответил выдающийся ученый, - что  хорошие мысли приходят очень  редко».

    Неплохая  подсказка любителям навязывать свою точку зрения: хорошие мысли  бывают, может быть, и у них  гораздо реже, чем они считают.

    Источником  перечисленных  конфликтогенов может  быть также и попытка самоутвердиться  за счет позиции превосходства, проще  говоря – за чужой счет.

    Утаивание информации. Информация – это необходимый элемент жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги.

    Информация  может утаиваться по разным причинам: например, руководителем от подчиненных  из благих побуждений, чтобы не расстраивать плохими новостями.

    Но  природа не терпит пустоты, и возникший  вакуум заполняется домыслами, слухами, сплетнями, которые бывают еще худшего свойства. Хотя гораздо опаснее, что возникает недоверие к сокрывшему информацию, ибо его действие вызвало состояние тревоги.

    Нарушения этики, намеренные или непреднамеренные. Воспользовался чужой мыслью, но не сослался на автора. Доставил неудобство (нечаянно толкнул, наступил на ногу и т.п.), но не извинился; не пригласил сесть; не поздоровался или поздоровался с одним и тем же несколько раз в течение дня. «Влез» без очереди, используя знакомого или свое начальственное положение.

    Подшучивание. Его объектом обычно становится тот, кто почему-либо не может дать достойный отпор. Любителям насмешек не следует забывать, что уже в древности порицался порок злого языка. Так, в первом псалме Давида насмешники осуждаются наряду с безбожниками и грешниками. И не случайно: осмеянный будет искать возможность сквитаться с обидчиком.

    Обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем и является сильнейшим конфликтогеном.

    Напоминание (возможно, и непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации.

    Известны  случаи парадоксального  поведения, когда  спасенный (по прошествии определенного времени) убивал своего спасителя. Объясняется этот парадокс тем, что, видя спасшего его, человек  всякий раз заново переживал состояние позорной беспомощности и чувство благодарности постепенно вытеснилось раздражением, чувством ущербности по сравнению с человеком, которому должен быть благодарен всю жизнь.

    Конечно, это случаи из числа исключительных. Но еще Тацит сказал: «Благодеяния приятны только тогда, когда знаешь, что можешь за них отплатить; когда же они непомерны, то вместо благодарности воздаешь за них ненавистью». Не случайно христианские заповеди (и не только они) призывают делать добро не для того, чтобы получить благодарность, а для собственной души. Сделав добро другому, освободите его от необходимости быть обязанным Вам за сделанное, ибо, как сказал Ф.Шиллер: «Благодарность забывчивей всего».

    Перекладывание ответственности на другого человека.

Информация о работе Конфликтные ситуации