Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:07, практическая работа
Цели:
формирование представления о природе конфликта;
развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.
Задачи:
проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;
показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;
показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.
Цели:
формирование
представления о природе
развитие
способности адекватного
Задачи:
проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;
показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;
показать
значимость эмоциональной сферы
человека и ее влияние на общение
в ходе конфликта.
ХОД
СЕМИНАРА
1.
Сообщение темы «Конфликтология»
(Презентация)
2.
Упражнение «Трамвайчик»
Все
сидят в кругу. Один стул свободный.
Начинает тот, у кого свободный стул
справа. Он должен пересесть на свободный
стул и сказать: «А я еду». Следующий
участник, у кого справа оказался пустой
стул, пересаживается и говорит: «А
я тоже». Третий участник говорит: «А
я зайцем», А четвертый заявляет: «А я с
… (называет имя любого участника)». Тот,
чье имя назвали, торопится сесть на пустой
стул, и все по аналогии повторяется с
начала.
3.
Упражнение «Пишем синквейны»
(Приложение 1)
4.
Понятие конфликта
Слово
«конфликт» в переводе с латинского
означает «столкновение». Английский
словарь синонимов дает такие
понятия для термина «конфликт»
На основе анализа большого числа отечественных и зарубежных работ Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. Определяющим в происхождении конфликтов выступает соответствующее сочетание объективных и субъективных факторов.
Конфликт
– это противодействие
К сожалению общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъясняла природу их возникновения и влияния их на развитие общества не существует, как впрочем не существует и единой классификации, тем не менее большинство авторов (Гришина Г.В. 2002; Почебут Л.Г., Чикер В.А. и ряд иностранных авторов) выделяют следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.
Неизвестный автор выделяет следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи:
1) конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности (например, трудности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т.д.);
2)
конфликты, возникающие как
реакция на препятствия
3) конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, конфликт вследствие нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой бригады с общим высоким уровнем отношения к труду);
4)
сугубо личные конфликты между
Как
возникают конфликты (Приложение 2)
Первопричины
конфликта (Приложение 3)
5.
Упражнение «Алфавит эмоций»
Задача
– за несколько минут вспомнить
и записать возникающие в конфликтной
ситуации – по одной эмоции на каждую
букву алфавита. В общем кругу
создается единый банк данных (устно
или на доске/флипчарте).
6.
Упражнение «Плюсы и минусы
конфликта»
На конфликт, как наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Участники делятся на две группы. Первой команде нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, второй команде, соответственно, – описать негативные последствия конфликтов. На работу группам дается 10 минут.
Н.В.Клюева
предлагает характеристику конфликта:
Конструктивные стороны конфликта:
Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
Конфликт
способствует сплочению коллектива
при противоборстве с внешним врагом.
Деструктивные стороны конфликта:
Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
Представление о победителях или побежденных как о врагах.
Временные
потери. На одну минуту конфликта приходится
12 минут послеконфликтных переживаний.
7.
Технология разрешения
6
правил формулирования
Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки.
Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации.
Приведем правила, делающие эту процедуру наиболее эффективной для разрешения конфликта.
Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.
Следовательно, не годятся формулировки типа: "конфликтная ситуация – в этом человеке", "в социально-экономической ситуации", "в нехватке автобусов на линии" и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально-экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и числа автобусов на линии не увеличит.
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.
Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту и инциденту.
Не случайно в первой формуле конфликта на первом месте стоит КС, затем И и уже потом К.
Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
Например, в последнем случае конфликтные ситуации показали, что нужно впредь вести себя более воспитанно (не плеваться, в частности); не допускать падения своего имиджа, авторитета.
Правило 4. Задавайте себе вопросы "почему?" до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.
Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.
Правило
5. Сформулируйте конфликтную
Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.
Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.
Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Вот уж как нигде уместен афоризм "краткость – сестра таланта".
Конфликтная
ситуация – это диагноз болезни
под названием "конфликт". Только
правильный диагноз дает надежду на
исцеление.
8.
Как избежать конфликтогенов (Приложение
5)
Правила
бесконфликтного общения (Приложение
6)
9.
Упражнение «Я в конфликте»
Цели:
выразить свое видение самого себя в сложной ситуации
дать
возможность освободиться от накопившихся
эмоций.
Участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 10 минут им нужно буде нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное – чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации.
Когда
все авторы определены, участники
обмениваются впечатлениями как
от самого процесса рисования, так и
от последующего обсуждения рисунков
в группе.
10.
Тест «30 пословиц» (Приложение 7)
11.
К. Томас выделяет пять
Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.