ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение
отклонений в развитии межличностных
отношений на самых первых этапах
становления личности представляется
актуальным и важным прежде всего
потому, что конфликт в отношениях
ребенка со сверстниками может выступить
в качестве серьезной угрозы для личностного
развития. Именно поэтому информация об
особенностях развития детской личности
в трудных, неблагоприятных условиях на
том этапе ее развития, когда начинают
закладываться основные стереотипы поведения,
психологические основы важнейших отношений
личности к окружающему социальному миру,
к себе самому, уточнение знаний о причинах,
природе, логике развития конфликтных
отношений и возможных способах своевременной
диагностики и коррекции приобретает
первостепенное значение.
Опасность
заключается и в том, что появившиеся
у ребенка отрицательные качества,
в связи с особенностью дошкольного
возраста определять все дальнейшее
формирование личности, могут обнаружиться
и в новом школьном коллективе,
и даже в последующей деятельности,
препятствуя развитию полноценных отношений
с окружающими людьми, собственному мироощущению.
Необходимость ранней диагностики и коррекции
нарушений общения со сверстниками вызвана
тем существенным обстоятельством, что
в каждой группе любого детского сада
есть дети, отношения которых со сверстниками
значительно искажены, и само их неблагополучие
в группе имеет устойчивый, протяженный
во времени характер.
Дошкольный
период детства сензитивен для формирования
у ребенка основ коллективистских
качеств, а также гуманного отношения
к другим людям. Основы этих качеств должны
быть сформированы в дошкольном возрасте,
иначе ребенок будет ущербной личностью,
и изменить ее будет чрезвычайно сложно.
Ранняя
диагностика и коррекция симптомов
конфликтных отношений, неблагополучия,
эмоционального дискомфорта ребенка среди
сверстников приобретают огромное значение.
Незнание их делает малоэффективными
все попытки изучения и построения полноценных
детских отношений, а также препятствует
осуществлению индивидуального подхода
к формированию личности ребенка.
Использование
полученных материалов в педагогической
практике означает прежде всего изменение
отношения к детским конфликтам.
Это не просто негативные явления
в детской жизни, это особые, значимые
ситуации общения. И от того, насколько
взрослые, педагоги-практики, будут готовы
к правильному руководству подобными
ситуациями, во многом будет зависеть
полноценное развитие детей. А для этого
необходимо знать возможные причины возникновения
детских конфликтов, прогнозировать поведение
детей в соответствии с возрастом, подсказывать
и даже специально обучать детей наиболее
оптимальным способам общения в них.
ЛИТЕРАТУРА
- Анжарова
А.И. Особенности общения старших
дошкольников со сверстниками. //Дошкольное
воспитание.- 1975, №10. – С. 25-30
- Анцупов А.Я.
Шипилов А.И. Конфликтология: учебник.
- Питер; Спб,; 2008
- Выготский
Л.С. Психология развития человека. — М.:
Изд-во Смысл; 2005
- Гамезо М.В.,
Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб. пособие для студентов
всех специальностей педагогических вузов.
— М.: Педа¬гогическое общество России,
2003..
- Гришина Н.В.
Психология конфликта — Питер; Спб., 2001
- Коломинский
Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический
анализ конфликтов между детьми в игровой
деятельности // Вопросы психологии. №
2.1990. С. 35- 42
- Краткий психологический
словарь / Под общей ред. А. В. Петровского
и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.
А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр.
и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
- Лисина М.И.
Формирование личности ребенка в общении:
Питер; СПб.; 2009
- Обухова Л.Ф.
Детская (возрастная) психология: учебник.
- М., Российское педагогическое агенство,
1996
- Эльконин
Д.Б. Детская психология. - М., 2004