Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 18:19, курсовая работа
Цель работы: проанализировать стили конфликтного взаимодействия детей среднего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Психологические особенности детей среднего
дошкольного возраста
Глава 2. Конфликт, виды конфликтов
Глава 3. Анализ детских конфликтов
Глава 4. Стили конфликтного взаимодействия
детей среднего дошкольного возраста
Заключение
Литература
Приложения
Стр. | |
Введение | 3 |
Глава
1. Психологические особенности |
|
|
5 |
Глава 2. Конфликт, виды конфликтов | 10 |
Глава 3. Анализ детских конфликтов | 24 |
Глава 4. Стили конфликтного взаимодействия | |
детей среднего дошкольного возраста | 34 |
Заключение | 40 |
Литература | 42 |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
При общении детей среднего дошкольного возраста часто возникают конфликты. Разные дети по-разному ведут себя в этих ситуациях. В процессе самостоятельного и успешного разрешения конфликтов, которые возникают во внутреннем (психическом) мире ребенка и в его взаимоотношениях с окружающим миром (в общении и взаимодействии с окружающими), развивается личность ребенка.
Конфликты играют и положительную роль. Конфликтные проявления в детском возрасте способствуют разрешению возникающих проблемных ситуаций и активному вхождению детей в социальные условия. Конфликтные проявления изменяются в соответствии с развитием основных видов деятельности: общения, игры и учения, т.е. обусловлены возрастом и успешностью формирования личности в целом.
Для наиболее полного развития личности ребенка, его социализации необходимо знать причины возникновения конфликтов, взаимодействие детей в конфликтных ситуациях и методы разрешения конфликтных ситуаций детей дошкольного возраста.
Цель работы: проанализировать стили конфликтного взаимодействия детей среднего дошкольного возраста.
Объект: конфликтное взаимодействие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: стили конфликтного взаимодействия детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Методы: для достижения поставленных задач применяются следующие методы: эмпирические методы (изучение литературы по конфликтному взаимодействию детей дошкольного возраста, постановка педагогического эксперимента по взаимодействию детей в конфликтной ситуации), теоретические методы (анализ результатов педагогического эксперимента, анализ литературы).
Практическая
значимость исследования заключается
в возможности применения полученных
в результате анализа данных на практике
с целью регулирования
ГЛАВА
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
В качестве основных групп психических процессов выделяют [9]:
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение [1].
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. В среднем дошкольном возрасте возникает личностная форма общения, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.
Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки [9].
Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит. В игровом коллективе у них появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование его личности.
В
дошкольном возрасте в деятельности
ребенка появляются элементы труда.
В труде формируются его
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию.
Сенсорное развитие — это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.
Мышление дошкольника, так же как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Образно-схематическое мышление дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами. Научными понятиями ребенок начинает овладевать в процессе обучения в школе, но, как показывают исследования, уже у детей дошкольного возраста можно сформировать полноценные понятия. Это происходит в том случае, если им дают внешнее сходство (средство), соответствующее данной группе предметов или их свойств. Например, для измерения длины — мерку (полоску бумаги). С помощью мерки ребенок вначале осуществляет внешнее ориентировочное действие, которое в дальнейшем интериоризируется. Развитие его мышления тесно связано с речью. В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия малыша, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает их планировать. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действии. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями [4].
На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще в развитии памяти заметную роль играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти.
Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Выяснение зависимости запоминания от характера деятельности дошкольников (занятия по труду, слушание рассказов, лабораторный эксперимент) показывает, что различия в продуктивности запоминания в разных видах деятельности у испытуемых с возрастом пропадают. В качестве приема логического запоминания в работе использовалось смысловое соотношение того, что надо запомнить, со вспомогательным материалом (картинкой). В результате продуктивность запоминания увеличивалась вдвое.
В
дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться
в своем поведении
Эксперименты дали возможность вычленить условия формирования нравственного поведения: оцениваются не отдельные поступки, а ребенок в целом как личность; эта оценка производится самим малышом; оценка себя осуществляется путем одновременного сопоставления с двумя полярными эталонами (Буратино и Карабас или Белоснежка и злая мачеха), к которым у ребят должно быть создано противоположное отношение [8].
Усвоение
ребенком норм и правил, умение соотнести
свои поступки с этими нормами
постепенно приводят к формированию
первых задатков произвольного поведения,
т.е. такого поведения, для которого
характерны устойчивость, неситуативность,
соответствие внешних поступков внутренней
позиции.
Информация о работе Конфликтное взаимодействие детей среднего дошкольного возраста