Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 18:19, курсовая работа
Цель работы: проанализировать стили конфликтного взаимодействия детей среднего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Психологические особенности детей среднего
дошкольного возраста
Глава 2. Конфликт, виды конфликтов
Глава 3. Анализ детских конфликтов
Глава 4. Стили конфликтного взаимодействия
детей среднего дошкольного возраста
Заключение
Литература
Приложения
Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие: привлечение к себе внимания сверстников; ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство; защита и месть; стремление быть главным; необходимость овладения желанным предметом [6].
Проявления выраженной склонности к агрессивности: высокая частота агрессивных действий – в течение часа наблюдений такие дети демонстрируют не менее четырёх актов, направленных на причинение вреда сверстникам; преобладание прямой физической агрессии; наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на физическую боль или страдание сверстников.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку. Но главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребёнок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое надо устранить. Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает другим негативные намерения и пренебрежение к себе. Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать их чувства.
Обидчивость - устойчивое негативное отношение к общению. Обида проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемлённость своего «Я». К этим ситуациям относятся следующие: игнорирование партнёра, недостаточное внимание с его стороны; отказ в чём-то нужном и желанном; неуважительное отношение со стороны других; успех и превосходство окружающих, отсутствие похвалы.
Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Всё это приносит ребёнку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности. Поэтому повышенную обидчивость можно рассматривать, как одну из конфликтных форм межличностных отношений.
Демонстративность
- устойчивая личностная особенность.
Такое поведение детей
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта.
Причинами
может являться недостаточная инициативность
ребенка в установлении контактов
с ровесниками, отсутствие между
играющими эмоциональных
ГЛАВА
4. СТИЛИ КОНФЛИКТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью и условием. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [10].
Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.
Сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин, или в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д.
Основной линией развития ребенка является постепенное освобождение от конкретной ситуации, переход от ситуативного общения к внеситуативному. Такой переход дается малышу непросто, и взрослому нужно приложить определенные усилия для того, чтобы ребенок смог преодолеть давление воспринимаемой ситуации. А вот в игре такой переход происходит легко и естественно.
Задача педагога – не препятствовать вхождению ребенка в разные типы взаимоотношений. Ссоры, конфликты, разные ситуации должны обыгрываться детьми, побуждать ребенка рефлектировать свое поведение. Это является мощным регулятором взаимоотношений, способом осознания этих взаимоотношений.
Анализируя особенностей поведения детей в ходе конфликта, можно выделить следующие способы воздействия детей на других участников игрового конфликта [8]:
В
возрасте 3—4 лет происходит на первое
место выходят способы «
Средний дошкольного возраста является определенным переломным моментом в развитии совместной игры у детей. Здесь впервые отмечается преобладание способов «словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта над средствами открытого давления. Другими словами, конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы все более превращается в словесный спор, т.е. происходит «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний. Вначале происходит замещение физических действий словом, затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что, в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения [6].
По
данным исследований, при разрешении
конфликта соотношение
Полученные данные позволяют рассмотреть и вопрос о том, кто (сами участники конфликта, взрослый или другие дети) и в какой мере являются инициаторами успешного разрешения игрового конфликта.
В среднем дошкольном возрасте дети чаще всего самостоятельно решают возникающие у них в игре спорные вопросы. В этой связи представляет интерес мнение практических работников, воспитателей, о том, что средний дошкольный возраст является наиболее трудным для педагога в детском саду. Возможно, это связано с тем, что в данном возрасте дети приобретают определенную независимость от мнения взрослого в решении спорных вопросов, у них вырабатываются свои собственные правила поведения в подобных ситуациях.
Данные, полученные в исследованиях, показывают следующую последовательность способов благополучного разрешения конфликтов между детьми в игре (по мере уменьшения) [6]:
В перечисленной совокупности способов благополучного разрешения игровых конфликтов можно выделить способы «индивидуального решения» спорного вопроса, такие, например, как отстаивание своих притязаний, «угрозы санкций», жалобы и др. Во вторую группу — способов «совместного решения» — следует отнести установление очередности, эмоциональное сочувствие, введение дополнительных элементов игры и т.д., где участники конфликта добиваются своего, хотя и идут при этом на определенные уступки. Особую группу способов представляют алгоритмы решения спорного вопроса — разнообразные считалки, смысл которых состоит в том, что участники конфликта прибегают к определенным правилам поведения в конфликтной ситуации, представленным в виде соответствующей процедуры, своеобразного ритуала взаимодействия.
С
возрастом увеличивается доля совместных
действий детей, когда они выступают не
как отдельные индивиды, а как играющая
группа, объединенная общей целью и применяющая
определенные средства для регуляции
своего группового поведения. Это говорит
не только о культурном развитии личности,
но и о развитии детской группы в целом,
когда дошкольники от достаточно хаотичного
взаимодействия между собой, где основную
роль играют непосредственные факторы,
отражающие личные желания детей, переходят
к произвольной, т.е. целенаправленной
и управляемой, совместной деятельности.
Отсюда те нормы и правила, которые используются
детьми для разрешения конфликтных ситуаций,
представляют собой определенную социально-психологическую
форму знаковых средств, вырабатываемых
в процессе общения и являющихся правилами
детей для самих себя, в отличие от правил,
вносимых извне взрослым.
Информация о работе Конфликтное взаимодействие детей среднего дошкольного возраста