Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:56, реферат
Остановимся кратко на применении наших подходов к обучению школьников искусству (на примере изобразительного искусства).
С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр).
В
4 классе можно уже использовать
анкету выявления стратегии для
углубления механизмов рефлексии, развития
сознательного управления своими действиями.
После чего следует расширять
знания детей из теории искусства, развивать
позицию «искусствовед», «критик».
Уже в середине 4-го класса важно
организовывать персональные выставки
детских работ. На этом этапе дети
не только продолжают развивать стратегии
творческой деятельности, но и участвуют
в проектной деятельности, выполняют
более сложные проекты
Остановимся на некоторых важных этапах изложенного выше подхода.
Начинать обучение изобразительному искусству необходимо сразу с организации цикла уроков «Вернисаж», создавая игровой контекст. В беседах с детьми о роли искусства и художнике обсуждается их предназначение, виды деятельности, художественные материалы.
Уже
на первых уроках следует начать подготовку
первой выставки детских работ в
классе. Ученики начальной школы
могут выбрать любой
Многие учащиеся никогда не обращали внимание на то, как много они уже знают и умеют. Учителю в ходе творческой деятельности полезно задать рамки позитивной и качественной обратной связи детей самим себе, друг другу, а учителю — ученикам. Результатом этих уроков должна стать выставка и ее анализ. Следует похвалить каждую работу, подметить в ней что-то особенное, в обратной связи используя «язык искусства». В одних работах необходимо отметить интересное использование цвета. В других — «смелые» линии или формы, в третьих — трудность задачи. Такое вхождение в мир искусства станет замечательной мотивацией для продолжения обучения.
Итогом первых уроков следует сделать обсуждение совместного плана действий учителя и учеников на ближайшую четверть или триместр (совместное целеполагание). Именно здесь должна быть развернута логика дальнейшего обучения основным компетенциям (общеучебным и специальным стратегиям).
Развитие основ самоорганизации следует начать с анализа организации творческого пространства детьми. Полезно обсудить все важные действия, которые делает «художник», прежде чем приступает к процессу творчества. Тогда организация собственного пространства в игровой форме может стать творческим проектом, в котором происходит планирование, подготовка, реализация и защита полученных результатов с последующим анализом, коррекцией и подведением итогов. Рефлексия основных правил самоорганизации поможет детям в дальнейшем обучении не только в учебном процессе данной предметной области. К организации подобных уроков следует периодически возвращаться так, чтобы добиться устойчивого и качественного результата. В ходе такого обучения можно умело сочетать репродуктивную и продуктивную деятельности.
Основное назначение этих уроков заключается не столько в обучении организовывать свое рабочее место (что само по себе очень важно), сколько положить начало освоению детьми модели Т.О.Т.Е. в процессе сознательного управления простыми действиями.
Развитие специальных познавательных стратегий полезно начинать с анализа учениками действий учителя, плавно переходя к планированию и анализу учащихся их творческой работы.
В
нашей образовательной модели учитель
обязательно сам рисует вместе с
детьми, имеет свое творческое задание.
Сначала он рисует в качестве демонстрации
образца анализа простых
Первые
листы анализа стратегии
Здесь
важно избегать навязывания структуры
и последовательности выполнения действий
в рамках одной «правильной» стратегии.
Для этого в листах анализа
может быть существенно изменена
последовательность учебных действий,
предусмотрены пропуски для заполнения
их детьми. По мере того как ученики
овладевают рефлексией познавательных
стратегий, следует переходить к
не специфицированной версии листа
анализа, в котором гораздо больше
предполагается свободы для планирования
и последующей рефлексии
После этого учащиеся, наблюдая за творческой деятельностью учителя, могут самостоятельно выделить состав основных действий. И на этой основе спланировать свою деятельность, использовать собственную подготовку в процессе создания творческой работы с последующим анализом и выводами.
Наш
опыт показывает, что уже к концу
2-го класса состав и последовательность
действий существенно отличаются от
исходного варианта, подготовленного
учителем. А к концу 3-го класса дети
могут самостоятельно, без какого-либо
образца спланировать и реализовать
свой творческий проект. В 4-ом классе таким
образом можно прийти к работе
только с анкетой анализа собственной
стратегии, что уже будет свидетельством
высокого уровня осознания и управления
собственной учебной
Каждый подобный урок может быть построен вокруг тематических комплексов, в которых тема занятия определяется исходя из развития базовой специальной познавательной стратегии с учетом всех других логических уровней. С нашей точки зрения, не логика просвещения детей должна лежать в основе тематического планирования, а логика развития основных учебных компетенций, основным ядром которых и выступают познавательные стратегии.
Внутри модуля «развитие стратегий» происходит планирование деятельности, анализ процесса и результатов, развитие элементов стратегий, обмен успешными стратегиями. Развиваются механизмы обратной связи высокого качества. Его реализация ярко показывает, что существенно развить творческие способности может каждый ребенок.
Развитие основ саморегуляции может быть реализовано в ходе цикла уроков «Я и мир глазами художника». В рамках таких занятий полезно обсудить с детьми следующие вопросы: какие бывают эмоции, как они выражаются при помощи «языка искусства», для чего и как автор художественного произведения создает особое настроение в пространстве творческой работы? В начале реализации этого цикла уроков следует предоставить возможность учащимся реализовать свои негативные и позитивные переживания в процессе творческой деятельности, затем научив их способам управления своими состояниями и настроением при помощи субмодальных изменений (цвета, света, формы, линий и т.д.). В случае достаточной психологической подготовки учителя, возможно провести определенную диагностику простых детских проблем с целью их коррекции. Например, обсудить простейшие способы трансформации имеющихся страхов, сложностей в поведении и коммуникации.
Среди творческих заданий в этом цикле уроков может использоваться изображение при помощи красок таких базовых эмоций и состояний, как грусть, усталость, печаль, гнев, легкость, радость, надежда, ожидание, предвкушение, вдохновение, удивление, озарение, любовь и т.д.
Занятия полезно строить в интеграции с литературой, музыкой, театром. Например, при обсуждении замысла творческой работы, построении образа и выбора художественных средств полезно использовать аналогию с искусством «Хай-Ку», минорной и мажорной музыкой, эмоциональной окрашенностью небольших музыкальных произведений.
Развитие восприятия художественного произведения и вкуса необходимо строить поэтапно, хорошо понимая их психологические основы.
Они
представляют собой целый комплекс
микростратегий, формирующихся
Практическая реализация этих стратегий осуществляется во многом благодаря личностному осознанию закономерностей и правил, связанных с категориями «гармония» и «красота». К ним можно отнести закономерности сочетания света и тени, соотношения различных цветов и форм, законы построения композиции, перспективы и т.д.
Так как восприятие и художественный вкус представляют собой субъективные процессы, их развитие имеет, прежде всего, психологические основания. Развитие и применение наивысших эстетических критериев и правил может происходить в обучении только лично и личностно. Умение замечать прекрасное развивается лишь в процессе собственного опыта творческой деятельности, чувственном проживании искусства, а только затем в соприкосновении с великими произведениями мировой художественной культуры.
Важно понимать, что формирование этих сложнейших процессов происходит не сразу, а по мере накопления личностного опыта и рефлексии.
Многие
педагоги считают, что, показывая детям различные
образцы творчества (или их репродукции)
на лекции, в музее или картинной галерее,
ученики могут заинтересоваться искусством.
А если объяснить им простейшие «каноны
искусства», то они самостоятельно смогут
выработать эстетические нормы. Именно
поэтому учителя увлекаются слайд-презентациями,
лекциями и походами на выставки и в музеи.
Практика показывает, что такой путь не
помогает детям воспринимать, понимать
и любить искусство. Ученики, к сожалению,
либо вовсе не знают, на что нужно обращать
внимание, либо не имеют внутренних причин
для того, чтобы глубоко заинтересоваться
Мотивация всегда основывается на внутренней структуре опыта, высших логических уровнях. А они формируются и развиваются в практической деятельности. Подобная тактика вовлечения детей в искусство аналогична проявлению «вербализма» в заучивании поэтического произведения, который мы рассматривали при изложении нашей концепции обучения литературе в начале данной главы.
Для того чтобы ребенок заинтересовался, например, картиной из коллекции Третьяковской галереи, необходимо, чтобы он уже имел достаточный опыт изобразительной деятельности. Проникновение в пространство произведения возможно, только если у ребенка уже имеется опыт создания и оценки собственных работ либо хорошо развитые восприятие и фантазия. Чаще всего для этого необходимо хотя бы первичное знакомство с соответствующим языком искусства. Использование всех этих составляющих вместе позволяет по-настоящему ощутить художественное произведение и придать личностный смысл воспринятому, что не всегда происходит даже у взрослых людей, не имеющих опыта изобразительной деятельности. Кроме того, глубокое восприятие изобразительного искусства почти всегда переплетается с анализом всего того, что изображено на холсте. В зависимости от опыта «зрителя», будут задействоваться все индивидуальные предпочтения и имеющиеся знания (а в случае художника — «профессиональные фильтры»), ценности, творческое воображение.
В основе базовой стратегии восприятия и оценки художественного произведения лежат следующие компоненты (указаны в порядке реализации универсальной стратегии):
· Первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание).
· Ощущение эмоций от увиденного.
· Анализ сюжета и создание первичного понимания произведения.
· Анализ изобразительных средств, использованных автором произведения.
· Восприятие и анализ символического ряда произведения.
· Позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – «герой эпохи» – «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д.
· Создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменение композиции и т.д.