Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:56, реферат
Остановимся кратко на применении наших подходов к обучению школьников искусству (на примере изобразительного искусства).
С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр).
4.3.1.
Концепция и технология
обучения изобразительному
искусству.
Остановимся кратко на применении наших подходов к обучению школьников искусству (на примере изобразительного искусства).
С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр).
Такая
связь с какой-либо модальностью
не означает, что в процессе творческой
деятельности будет задействована
только одна сенсорная система. В
частности, художники пишут картины,
например, отображая ритм; нередко
целиком посвящают свои полотна
различным музыкальным
Кроме того, механизмы восприятия так устроены, что внутри организации репрезентативных систем существуют параллели (например, общеизвестна ассоциация цвета и звука). Понимание отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей является хорошей основой раскрытия многих творческих процессов.
Все это говорит о том, что обучение конкретному виду искусства невозможно без понимания психических механизмов, которые порождают и развивают творческую деятельность.
Многие педагоги и разработчики образовательных технологий упускают из виду тот факт, что изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот. Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения.
Культура является сложнейшей системой накопления человеческого опыта, выступая для последующих поколений «точкой отсчета» в развитии, как комплекс уникальных ориентиров, стратегий и образцов высочайшего качества. Овладевая культурой при помощи взрослых, ребенок имеет шанс значительно быстрее и на принципиально ином уровне сложности овладеть искусством, при этом личностно развиться также на более высоком уровне. Каждый новый виток культурного прогресса создает возможности иного порядка для развития последующих поколений. Культурный опыт и развитие, таким образом, являются взаимно обусловленными процессами.
Однако
нередко случается и так, что
ребенок не может в достаточной
степени воспользоваться
Опыт
школьной системы образования
Именно в связи с этим современные концепции и технологии обучения искусству должны полностью опираться на знание психических механизмов, а система профессиональной подготовки учителей содержать большую долю психологических знаний.
Разрабатывая любую новую концепцию или технологию обучения искусству, необходимо ответить на ряд ключевых вопросов:
· Какова цель обучения искусству в школе?
· Что именно дает занятие конкретным видом искусства для личностного развития ребенка?
· Какие базовые психические механизмы лежат в основе творческой деятельности?
· Чему следует учить в рамках школьного образования?
· Как обучать искусству
наиболее эффективно с точки зрения развития
личности и образовательных результатов?
Мы убеждены, что развивающая роль искусства должна быть хорошо осмыслена каждым педагогом. Она связана со следующими составляющими личностного опыта:
· с развитием чувственно-эмоциональной сферы;
· с развитием восприятия и фантазии;
· с развитием интеллектуальных операций;
· с развитием инструментов и навыков моделирования;
· с развитием речи и мышления;
· с развитием эстетических и нравственных норм и идеалов;
· с развитием механизмов поиска и создания личностных смыслов;
· с развитием я-концепции.
· с развитием индивидуальной
картины мира (модели).
В
итоге занятия искусством способствует
развитию особого художественно-
Общеизвестно,
что человеческие существа уже на
ранних этапах своего эволюционного
развития создавали наскальные рисунки,
среди которых прослеживается усложняющаяся
цепочка изображений: отдельные
конкретные образы, развитие сюжета из
созданной последовательности образов,
образы-символы и, наконец, образы-знаки.
Очевидно, что в той или иной
степени они являлись естественной
попыткой человека создать язык, способный
определенным образом моделировать
реальность, поэтому рисунки всегда
выступали в качестве текста. Подобные
функции искусства
Это связано с тем, что человеческая психика изначально таит в себе способность к созданию различных языков моделирования, она позволяет человеку строить множество внутренних реальностей, часть из которых становится основанием для переустройства окружающей насдействительности.
Моделирование реальностей — это и есть ключевое назначение искусства, ведущий инструмент человеческого прогресса итворческого преобразования мира. Поэтому уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Именно отсюда проистекает наше понимание основного предназначения уроков искусства — формирование стратегий и навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является фундаментальной основой мышления и творчества. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т.д.). Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы.
Понимание
роли искусства в развитии человечества
и становлении отдельной
Остановимся
подробнее на некоторых важных психологических
аспектах школьного обучения изобразител
В
настоящий момент разработано большое
число образовательных программ
обучения изобразительному искусству
для общеобразовательной школы.
Среди них получили достаточное
распространение и признание
среди практиков обучения программы
Б. Н. Неменского В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой.
Их основные ориентиры отражает представленная
ниже таблица.
Особенности образовательных программ
обучения
изобразительному искусству
в общеобразовательной
школе
Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и редакц. Б. М. Неменского. | «Изобразительное искусство», авт. В. С. Кузин и др. | «Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикалова и др. | |
Цели
|
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. | Развитие у
детей изобразительных |
Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства. |
Содержание
и средства |
Представляет
целостную систему введения в
художественную культуру, включающую
изучение всех основных видов пластических
искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), конструктивных
(архитектура, дизайн), декоративно-прикладных
(традиционное народное искусство, народные
художественные промыслы, современное
декоративное искусство и синтетических
(кино, театр и т.д.).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. |
Содержание
курса данной программы составляет
рисование с натуры, по памяти и
по воображению различных В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы. |
Содержание
построено на основе непреходящих ценностных
понятий: человек, семья, дом, народ, история,
культура, искусство.
Представляет
собой комплексный подход в освоении
художественной информации с опорой
на знания учащихся в области гуманитарных
иестественно-научных Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности. |
Особенности
|
Искусство не просто
изучается, апроживается
детьми на уроках. Содержание каждого
вида искусстваличностно
присваивается каждым
ребенкомкак собственный чувственный
опыт.
Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. |
Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки. | Во все разделы
программы включен примерный
перечень художественно-дидактических
игр, упражнений и творческих работ.
Учителю
для реализации данной программы
желательно иметь специализацию
декоративно-прикладного |
Все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Однако более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности.
Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).
Для
первоклассников
В ходе интервью (было опрошено 200 учеников) дети, которые утратили устойчивый интерес, назвали следующие причины:
· не получается рисовать — 40%;
· не успеваю нарисовать на уроке — 20%;
· непонятно, как выполнять задание — 20%;
· не нравится учитель — 10%;
· «не знаю, но не люблю
этот предмет уже давно» — 10%.
Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества.
В
свою очередь, проведенный нами анализ
причин неумения учащихся рисовать показывает,
что еще более важной проблемой
является слабая профессиональная подготовка
учителя, особенно в области психолого-